Смекни!
smekni.com

Русская Православная Церковь (стр. 2 из 6)

Иван Данилович (или Иван Калита) стал общаться с Петром и почитать за своего духовного наставника. Чтобы им общаться чаще, Иван Данилович построил для митрополита подворье прямо в Кремле. Петр по приезде в Московскую епархию останавливался уже здесь.

Но митрополит искал уединенной молитвы. Разве это было возможно в Кремле? И тогда Петр выбрал место для нового монастыря. Теперь на этом месте - Высокопетровский монастырь. Тогда здесь был глухой лес. Рядом протекала река Неглинная. Эти места могли напоминать ему родные Волынские. Здесь он основал небольшой монастырь и построил храм в честь своего небесного покровителя, апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла.


Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Во многом это можно объяснить напряженными отношениями митрополита с Михаилом Тверским и, напротив, расположением к нему московского князя Ивана Калиты.


Так зародилась идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем был не Иван Даниловия Калита, а его старший брат, Юрий Данилович. Последний считал, что по своей родовитости великим князем должен быть именно он, а не Михаил Тверской. Но поскольку Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим».


Когда Юрий Данилович уезжал из Москвы в ставку татарского хана, возил ему подарки. С 1315 по 1317 гг. жил в ставке татарского хана, женился на его сестре, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Юрий Данилович оставлял правление на Ивана.


В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке татарского хана, и Иван Данилович стал правящим князем, уже замещающим, но правящим, и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву.


Но митрополия по прежнему оставалась Киевской и всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир - кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему:

- Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.

Святитель Петр митрополит Московский

Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.
Начали строить. 4 августа 1326 г. митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.


- За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.


В 1326 г., 21 декабря (по ст. стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро.


Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст. стилю), где пребывают и сейчас.

Существует несколько версий, основания Высоко-Петровского монастыря. Согласно, одной из них, и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь Московский Иван Данилович Калита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Высокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боярину Кучке, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгновение снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным с митрополитом Петром, то последний рассудил так: гора - это князь, снег - митрополит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше князя.

Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на этом месте церковь Боголюбской Божьей Матери, строительство которой завершили в 1379 году. Она и стала основой для создания монастыря, основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты - Дмитрию Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 году.

Высокопетровский монастырь

Однако, эту версию нельзя считать правильной, потому что есть более ранние упоминания о монастыре.

Согласно, другой версии монастырь основал Московский князь Иван Калита, сам, в память о своем духовном наставнике митрополите Петре, почему он и получил название Петровский. Некогда монастырь назывался Петровский-на-Высоком, а Высокопетровским стал позднее.

Существует и еще одна версия, согласно которой монастырь был основан еще при жизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогда на месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для ее насельников. Известно также, что митрополит Петр скончался в 1326 году, отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в 1326 году, вскоре после того, как князю Ивану Даниловичу Калите представилось видение. Видимо, у князя и митрополита были основания не/ откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калита велел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а не Боголюбской Богоматери.

Отсюда и наименование Петропавловской обители.

Итак, рассмотрим подробнее третью из представленных здесь версий, считая ее более соответствующей стине.

Основание монастыря

Когда Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси, он часто приезжал в Московскую епархию и останавливался в Крутицком монастыре. Иван Данилович Калита стал с ним общаться и считал его своим духовным наставником. Чтобы иметь возможность чаще видеть митрополита, он построил для Петра подворье в Кремле. И Петр, приезжая в Московскую епархию, теперь останавливался прямо в Кремле.

Но, Петр привык молиться в уединении, а в Кремле это было невозможно. Тогда Петр решил снова основать себе монастырь, для уединенных молений там, где сейчас находится Высоко-Петровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Эти места напоминали ему родные места, Волынские. Там, на Волыни, он жил на реке Рате, а тут на реке Неглинной. Вот он, и основал монастырь, который занимал небольшую территорию, построил деревянный храм. Митрополит Петр захотел назвать храм в честь своих небесных покровителей, апостолов Петра и Павла. Вот почему монастырь первоначально назывался Петропавловским.

Когда Петр стал подолгу пребывать в Московской епархии, он чаще всего жил в Высоко-Петровском монастыре. А поскольку, он был Киевским митрополитом, до монастыря из Москвы (которая тогда умещалась за кремлевскими стенами) надо было ехать через лес. И сюда прорубили дорогу, которая тогда называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.

Петр Яковлевич, послушник Высокопетровского монастыря

В Москве часто случались пожары, сгорел и деревянный храм Петра и Павла. Когда его восстанавили и переосвящали, Иван Калита решил освятить его во имя митрополита Петра, который уже был признан святым. Храм носит это название до сих пор.

После Ивана Даниловича монастырь восстанавливал Дмитрий Иванович, или Дмитрий Донской. Именно восстанавливал, а не основал.

И при нем был построен еще один деревянный храм, поименованный в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Сколько было Алевизов Фрязиных?

После Дмитрия Ивановича монастырь упоминается при великом московском князе Василии III, который стал князем в 1505 г. В том же году храм, который построил Дмитрий Донской, был разобран, и через 4 года на этом же месте опять построили деревянный храм. Но назвали его не Боголюбским, а храмом Покрова Пресвятой Богородицы.

Чтобы уберечь город от пожаров, Василий III велел строить на Москве каменные здания. При нем было построено около 40 каменных зданий, большая часть которых были храмы. Из всех храмов, которые были построены при Василии III, 11 построил итальянский архитектор Алевиз Фрязин. Но, таких архитекторов среди строителей Москвы известно шесть. Тот, кто построил храмы, якобы назывался Алевиз Фрязин Новый. Но таких все равно два. Дело в том, что Фрязин - это не фамилия, так называли итальянцев на славянский манер. И места под названием Фрязино, потому что там селились итальянцы.

На самом деле архитектора, который построил храмы, звали Алевиз Ломберти ди Монтаниано. Он появился в Москве еще при отце Василия III, Иване III. Иван III приглашал иностранных архитекторов, чтобы строить Москву. И он пригласил этого Алевиза Ломберти ди Монтаниано. Когда он следовал в Москву, чтобы строить, его пленил крымский хан Гирей и заставил строить у себя. И талантливый итальянец построил ему всем известный Бахчисарайский дворец.