Смекни!
smekni.com

Русская Православная Церковь (стр. 4 из 6)

Конечно, москвичи очень разозлились на Петра за такие его жестокости. А еще больше разозлились, когда он в патриархальной Москве решил ввести образ жизни на западный манер. И тогда Петра вообще стали считать Антихристом. Петр негодовал и иногда говорил, что за это готов сжечь Москву. Но он этого делать не стал, а решил построить себе новую столицу и окружить себя своими сторонниками - строить Петербург.

Что интересно, идея о том, чтобы Москва стала столицей, родилась у митрополита Петра, когда он молился здесь в храме Петра и Павла. А идея Петра о строительстве новой столицы - Петербурга? Ведь для того, чтобы строить город, надо иметь какой-то опыт. У Петра такой опыт был. Он за шесть с половиной лет построил целый ансамбль и вникал во все тонкости строительства. Даже в указе о строительстве святых врат писал, что песок следует брать недалеко от Красногорска, если ехать по Волоколамскому шоссе, потому что там самый лучший песок.

Храм Толгской иконы Божией Матери

После Петра на территории монастыря появилось еще два храма: храм в честь Толгской иконы Божией Матери и храм Пахомия Великого. В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровны, дальней родственницы Петра по линии Нарышкиных, по проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей Матери. Небольшой храм, строительство которого завершилось через 11 лет, дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими кельями, встроенный западной стороной в прясло стены. А почему в честь Толгской иконы?

Ведь Софья затеяла убить Петра 7 августа по ст. ст. А ему сообщили об этом 8 августа. А 8 августа по ст. ст. чествуется Толгская икона. И тогда Наталья Александровна считала, что спасся Петр не только по молитвам Сергия Радонежского, в честь которого построил храм, но и по молитвам Божией Матери через Толгскую икону.

Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными воротами, выходящими в Крапивенский переулок, рядом с Братскими кельями поставлена церковь святого Пахомия Великого, настоятелем монастыря, митрополитом Пахомием. После пожара 1812 года ее, упразнили и передали под хранилище фондов епархиальной библиотеки. Дело в том, что в 1812 г. на территории монастыря стояла конница Наполеона - 1000 лошадей. Лошади стояли даже в храмах. Можно себе представить, что они сделали с монастырем. Но, 13 сентября 1914 года на средства некой Ф.В.Лесковой храм восстановили, но освятили уже во имя святых апостолов Петра и Павла. Все возвращается на круги своя .

Усыпальница Нарышкиных

В XVIII веке в трапезной части Боголюбского храма хоронили Нарышкиных. Всего там было 18 их захоронений.

В православных храмах существует такой порядок: женщины становятся слева, мужчины - справа. Нарышкиных так и хоронили. Сохранились планы, так что можно сказать, кто и где был похоронен.

Когда французы в 1812 г. зашли в Боголюбский храм, они решили, что в надгробиях Нарышкиных - родственников царя - можно найти драгоценности, и стали их разбивать, но ничего не нашли. Они же не предполагали, что бояре захоронены не в каменных саркофагах, как египетские цари, а под ними!

Но у похороненных в храме Нарышкиных были потомки, а места внутри не хватало. И тогда их стали хоронить между Боголюбским храмом и храмом митрополита Петра. Некоторые хотели быть похороненными под крышей, и для них построили каменную усыпальницу. Там будто бы были похоронены трое Нарышкиных.

Рядом с усыпальницей сохранился гранитный крест. Раньше на нем была скорбная фигура и беседка, но они не сохранились. Что это за крест?

Сын одного из похороненных между храмами Нарышкиных решил обозначить более фундаментально место захоронения своего отца. На кресте написано: «Похоронен камер-егерь Петр Кириллович Нарышкин». А на плоскости, обращенной на Восток: «Его сестра, Нататья Кирилловна Нарышкина».

И тогда те, кто не читает то, что написано мелко, считают, что здесь похоронена мать Петра I. А написано там следующее: «Его сестра», потом (мелко) «девица» (а мать Петра родила сына и двух дочерей!), дальше (крупно) «Наталья Кирилловна Нарышкина», а потом опять мелко «родилась 1717, умерла 1760». А мать Петра I умерла в 1694 г. и была похоронена в Кремле.

В XIX веке пристроили белую пристройку к Боголюбскому храму и желтую к братским кельям, а в ХХ веке построили трехэтажное здание, так называемый «Доходный дом». На первом этаже было семь маленьких магазинчиков, а на втором и третьем - меблированные комнаты, которые сдавались в аренду.

Советское время

В советское время, в 1924 г., трудящиеся написали жалобу: вот, в Высоко-Петровском монастыре «попы-мракобесы» свили контрреволюционное гнездо и агитируют против советской власти. И монастырь закрыли.

Правда, по просьбе прихожан им оставили Боголюбский храм, но и тот отобрали в 1929 г. В храме Сергия Радонежского устроили спортивный зал, в Боголюбском - завод по ремонту сельскохозяйственной техники. Надгробия оттуда выкинули и, вероятнее всего, находившиеся под ними останки оттуда тоже «выгребли».

Снесли барабаны на храме Сергия Радонежского, луковицы и кресты на Боголюбском.

Когда строили метро, сюда свозили землю. Храм митрополита Петра, например, был засыпан землей не только снаружи, но и внутри. Метка над нынешним входом показывает, где в то время был вход в храм.

С июня по октябрь 1945 г. в храме Сергия Радонежского начиняли порохом зажигательные бомбы.

Уже в мирное время в «трапезной части» занимались акробатикой и гимнастикой, в центральной части - тяжелой атлетикой, а в алтаре сидели тренеры. Когда храм передали Министерству культуры, в храме построили два этажа и комнаты, где сидели сотрудники, а в алтаре сидела дирекция.

В белой усыпальнице перед Боголюбским храмом жили люди. Начали их заселять в 1924 г., а выселили только в 1959 г.

Святые врата, которые построил Петр I, имели три арки. Центральная предназначалась для тех, кто въезжал на лошадях, а боковые - для пеших. В южной части врат в 1905 г. была устроена часовня, в которой постоянно читался акафист.

В советское время в центральной части был устроен гараж, а в проходе, где была часовня, сделали два этажа. На втором этаже была дежурка для водителей, а внизу - жестяная мастерская.

В результате всех этих издевательств монастырь стал разрушаться. Даже однажды был Градостроительный совет, на котором решили расширить Петровку, убрав мешающие для этого здания монастыря. Хорошо, один архитектор чуть ли не костьми лег на этом совещании, чтобы монастырь не трогали.

Восстановление

В 1969 г. монастырь решили восстановить. Всех отсюда выселили, составили проектную документацию и до 1992 г. финансировали восстановление монастыря за счет государства, отдали его Министерству культуры. Восстановили во многом внешний вид, а внутренние помещения министерство использовало для своих нужд.

В храме Сергия Радонежского устроили репетиционную площадку танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях - Литературный музей. А все остальные помещения в основном использовались как запасники произведений изобразительного искусства.

В 1991 г. в Настоятельском корпусе разместился Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ.

Но, надо же, верующим людям, где-то молиться? Тогда верующим отдали храм Сергия Радонежского в Крапивинском переулке. Это был посадский храм монастыря. Дело в том, что, поскольку монастырь находился в черте города, он обслуживался не только монахами, но и мирянами. Но в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. И для этих нужд прихожан был построен этот храм.

Из Исторического музея Отделу передали так называемый Киевский или Никоновский крест с 300 частицами мощей, который сейчас находится в храме Сергия Радонежского в Крапивниках.

В 1992 г. в монастырском храме Сергия Радонежского прекратились репетиции, устроили небольшой алтарь и начались богослужения на территории монастыря.

В 1994 г. Ельцин издал указ о возвращении построек монастырю. Но до сих пор он не осуществлен. Совсем недавно отдали Боголюбский храм, но богослужений в нем пока нет.

Храм Сергия Радонежского

Кажется, что росписи в храме Сергия Радонежского сделаны разными иконописцами: одни из них более яркие, четкие, другие - помягче, есть и совсем нежные. На самом деле создатель у них один - художник Олег Иванович Молчанов. Не будучи иконописцем, он приноравливался расписывать стены в процессе работы. Первая роспись получилась самой яркой. А затем он постепенно смягчал краски, так что последняя роспись оказалась самой нежной из всех. Чем примечателен храм? В нем хранится частица мощей Серафима Саровского, частица его мантии и камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В свое время эти реликвии принадлежали патриарху Алексию I.

Есть частица мощей Сергия Радонежского. Внизу иконы, на которой изображены Апостолы Петр и Павел, - маленький кивотичек. В нем частицы мощей апостолов Петра и Павла. Еще есть икона с частицей мощей св. Матроны.

Крестят ли в монастыре?

В храме Толгской иконы Божией Матери - уникальные росписи, стилизованные под мозаику. Можно видеть и изображения храмов и церквей. Это не какие-то конкретные храмы, а просто образы, написанные в память о тех храмах, которые были разрушены в годы советской власти.