КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Районные Кирилло-Мефодиевские чтения | ||
Реферат: | ||
Реферат подготовила: ученица_9_класса МОУ Гражданской ООШ Коннова Ксения Научный руководитель: учитель химии высшей категории Коннова И.А. | ||
2011 год |
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………..2
Заключение …………………………………………………………………………………11
Литература ………………………………………………………………………………….12
Приложения ………………………………………………………………………………...13
"Да укрепится имя сие за нею навеки!"
Митрополит Алексий
Введение
На пути в Орду летом 1357 года спускаясь на судах вниз по Волге, митрополит Киевский и всея Руси Алексий неоднократно выходил на берег и не только отдыхал и осматривал окрестности, но и уточнял у кочевников место пребывания "кочевой столицы" Золотой Орды, нередко кочующей по Самарскому Заволжью. Одним из излюбленных мест остановок ханов было цветущее урочище Уртюпе, получившее свое название от имени круглой, горы Уру-Тюпя, одиноко возвышающейся в окружении рек Сока, Волги и Курума (ныне Царев курган). Но хана здесь не оказалось. Поэтому после короткой остановки у родников, истекающих из горы Уру-Тюпя, испив родниковой воды и получив необходимые сведения от гонца Сарайского епископа Иоанна, митрополит благословил дальнейший путь.
Существует поволжское предание, что Святой Алексий навестил православного отшельника, проживавшего на берегу некогда существовавшего небольшого озера, где впоследствии возникнет городская площадь, названная именем Алексия, ныне площадь Революции. Обозрев окрестности, Святитель Алексий предсказал монаху-отшельнику, что на месте (где потом выросла Самара) будет большой и богатый город, который никогда не покорит неприятель. Тогда же Алексий побывал у русских речников, обслуживающих русскую пристань Самар в устье реки Самары.
Построенной часовней отмечено пребывание Алексия на месте будущей Самары, для которой с тех давних пор Святитель и стал небесным покровителем.
Дни церковной памяти святителя Алексия, митрополита Московского: 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня), а также 5 (18) октября в день общей памяти святителям Московским Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Гермогену.
Один из дней памяти святителя Алексия является Днем города Самары.
В середине XIV века впервые за предшествующие сто лет появилась возможность освобождения Руси из-под ордынского ига. Этому способствовала усобица в Золотой Орде, во время которой за 30 лет сменилось около тридцати ханов. Сама Золотая Орда начала разваливаться на отдельные улусы.
Но в эти же годы резко усилилось Литовское княжество. В XIV веке Литва подчинила русские земли до Днепра и повела наступление на Смоленск и княжества по верховьям Оки ("верховские княжества"), а также на земли Пскова и Новгорода. И потому Литва стала серьезным соперником Московского княжества в борьбе за объединение Русской земли. Более того, литовские князья начали вмешиваться во внутренние русские дела.
И неизвестно еще как бы повернулось дело, неизвестно, сохранило бы независимость само Московское княжество, если бы не твердая позиция, которую занял тогдашний русский митрополит Алексий (около 1293 – 12.02.1378).
1. Жажда познания
Будущий русский митрополит родился в Москве около 1293 года в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. В конце XIII века боярин Федор с семьей переехал в Москву и вошел в число ближайших бояр московского князя Даниила Александровича. По некоторым сведениям князь, а затем и его сыновья не раз поручали Федору Бяконту управление Москвой во время своих отлучек. Сыновья боярина (братья митрополита Алексия) стали основателями известных боярских фамилий — Игнатьевых, Жеребцовых, Фоминых, Плещеевых.
При крещении своего сына Федор Бяконт назвал Елевферием (по некоторым данным его имя было другим — Симеон). Крестным отцом младенца стал сын Даниила, юный княжич Иван, будущий князь Иван Данилович Калита.
В Житие святого рассказывается, что в возрасте двенадцати лет с отроком произошел чудесный случай. Однажды мальчик расставлял в поле силки для ловли птиц. Он случайно уснул и во сне услышал голос: "Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом человеков". Пробудившись, отрок очень удивился, но с этого времени задумался над своей жизнью и решил стать монахом.
Елевферий Федорович в возрасте 15-ти лет поступил в монастырь Святого Богоявления, приняв иночество под именем Алексия. Монах Богоявленского монастыря Геронтий, учившийся в Греции, не однажды приносил из монастырской библиотеки нужную книгу и, открыв ее, находил ответы на многочисленные вопросы ученика – Алексия, а тот, вглядываясь в книгу с непонятными письменами, заражался жаждой прочтения премудрых страниц, жаждой познания. Знания, к которым стремился боярский сын, находились в монастырях. Московский Богоявленский был его университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. Многое из трудов монахов-просветителей погибнет в огне многочисленных московских пожаров. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов. У монахов-греков и переводчиков Алексий учился языкам, читал и переводил труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он знакомится с военным делом, узнает о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышляет о «Русской Правде» князя Ярослава и русском «правеже», Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского. Свои размышления излагает на бумаге, что дает право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Собственноручно написанное, переведенное им с греческого языка Евангелие издано в 100 экземплярах фотокопий в 1892 году, а «Окружное послание к пастве» и «Послание к христианам Новгородской области» издавались в 1849 и в 1861 годах. В 1779 году митрополитом Платоном была найдена писанная на пергаменте рукой Святого Алексия его Духовная.
Изучая архитектуру и описание Афинского Акрополя, он в качестве подмастерья каменщика проходит практику на строительстве первой московской каменной церкви – собора во имя Успения Богородицы, который 4 августа 1326 года заложил митрополит всея Руси Петр – бессребреник, аскет, иконописец - 20 декабря того же года почивший и погребенный в недостроенном еще храме. В 1339 году Петра причислили к лику русских Святых.
Успехам сына радуются родители: боярин Федор и боярыня Мария, а сам он помогает образованию младших братьев Феофана и Александра Плещея. Он же наставник и попечитель сестер Евпраксии и Иулианы, которыми в 1358 году будет основан в Москве на Остоженке женский Алексеевский монастырь. Позже митрополитом Алексием будет введен новый Устав о женских монастырях, освобождавший их от подчинения мужским монастырям. Этот Устав будет окончательно утвержден Стоглавым Собором в 1551 году.
Долгие годы вел он аскетическую жизнь усердного монаха, проходящего ремесловую и книжную науку, и стал одним из образованнейших людей России того времени. В монастыре Алексий познакомился с иноком Стефаном, позже духовным отцом великого князя Семена Ивановича. «Они со Стефаном монашеской жизнью вместе жили и в церкви на клиросе оба, рядом стоя, пели». От Стефана Алексий впервые услышал о его младшем брате – блаженном пустыннике Варфоломее, будущем Святом Чудотворце Сергии Радонежском.
Будучи рядовым монахом, Алексий внимательно следил за деятельностью митрополита Петра, видя в первосвятителе великодушного наставника и славный пример бескорыстного служения Православной Руси. Получив в 1308 году ярлык о привилегиях русской Церкви от хана Тохты, а затем Узбека, митрополит Петр проводил энергичную политику по усилению Московского княжества за счет выгодных, вассально-союзнических отношений с Золотой Ордой. Решающую роль в этом объединении сыграла русская православная Церковь и ее митрополия, власть которой распространялась не только на Московское княжество, но на все русские земли, включая Великий Новгород и большую часть Литовско-Русского государства. Наибольший вклад в дело объединения русских княжеств вокруг Москвы, положили митрополит Петр и митрополит Феогност, перенесшие свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив ее в церковную столицу Руси.
Говоря об объединительной деятельности Церкви, нельзя не упомянуть о ее исключительной материальной независимости, сложившейся со времен основания в 1261 году русского епископата в Сарае. Это стало возможным благодаря усилиям Александра Невского и митрополита Кирилла при правлении хана Золотой Орды Берке. Его преемник хан Менгу-Тимур (1266 – 1280), следуя духу Великой Ясы Чингисхана, пошел значительно дальше, издав особый ярлык, своего рода «хартию неприкосновенности» для русской Церкви. Этим ярлыком утверждались привилегии православного духовенства как социальной группы, в которую входили церковные деятели и члены их семей, монахи и все, работающие на монастырских землях и предприятиях. Они были освобождены от налогов и от военной службы. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать церковные земли и иное имущество, требовать исполнения каких-либо работ. Смертная казнь грозила клеветникам на православную Церковь и ее хулителям. В ответ от Церкви требовались публичные, искренние и ревностные молитвы за Менгу-Тимура, его семью и наследников. «А если кто-то из священников будет молиться с затаенной мыслью, тот совершит грех», - говорится в ярлыке. Новый хан Золотой Орды Джанибек (1343 – 1357) значительно урезал привилегии Церкви.