Смекни!
smekni.com

Захаров Н. Л. За 12 Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего (стр. 17 из 29)

Характеризуя этической строй как систему в целом, отметим, что основной его функцией является увязка целей социума и индивида – с одной стороны; целей (индивида и общества) и норм (способов их достижения) – с другой. В этой связи этический строй структурирован четырьмя основными элементами:

1. Цель социума – экзистенциальный идеал-цель.

2. Общий принцип отношений или действий, необходимый социуму для достижения экзистенциальной цели – цель-норма.

3. Инструментальная («мирская») цель-действие – то, к чему должен стремиться индивид, чтобы социум мог «приблизиться» к экзистенциальной цели.

4. Инструментальные («мирские») нормы – то, как должен действовать индивид, нормы, необходимые для реализации инструментальной цели,.

Этический строй призван отфильтровать из всей совокупности возможных целей и норм, созданных культурой, те, которые могут сложиться в целостность, обеспечивающую поддержание сложившегося характера действий индивидов и формы управления, а также снятие напряжения между ними. Соответственно этический строй предполагает оценку целей и норм культуры, классифицируя их как «грехи» и «добродетели». В этой связи классифицируем «принципы строителя коммунизма»[175], исходя из взаимосвязи целей и норм, и соотнесем их с православием и протестантизмом:

Экзистенциальный идеал-цель (высшее «должное») фиксируется в первом принципе «строителя коммунизма» – «Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма». Его инверсией является одиннадцатый принцип – «Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов» (антикоммунизм понимается как «грех»). Общая цель всего социума – стремиться к запредельному «должному». И одновременно этой целью является любовь и преданность – то, что непосредственно пересекается с православными ценностями. Но вместо любви к Богу и стремления к трансцендентальному «запредельному царству Божию» на первый план выступает любовь к Родине. Первый принцип строителя коммунизма аналогичен высшей ценности православия – «любви к Богу». Соответственно, если для Православия самый страшный смертный грех – «гордыня», то здесь аналогичный грех – «антикоммунистическая гордыня». Но в понимании преодоления гордыни существует серьезное отличие – в Православии она преодолевается добродетелью – любовью. «Строитель коммунизма» преодолевает ее через ненависть (одиннадцатый принцип). Экзистенциальный идеал протестантизма отличен и от коммунистического, и от православного, им является свобода личности. Подчеркнем, что и в православии, и в коммунизме, и в протестантизме идеал («должное») актуально недостижим, он запределен по отношению к наличному бытию.

Экзистенциальный идеал-норма – десятый принцип «Дружба и братство всех народов СССР»; двенадцатый принцип «Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами». Инверсия – десятый принцип. «Нетерпимость к национальной и расовой неприязни». Дружба и солидарность рассматриваются как идеальные нормы, реализация которых необходима для достижения высшей цели, данные ценности созвучны любви к ближнему и кротости в православии. Однако инверсией им является опять же ненависть, нетерпимость, что в самом православии является грехом. Протестантизм как экзистенциальную норму предполагает права человека и следование договору, закону: «пусть рушится мир, но торжествует закон». Вместо иррациональной любви к ближнему, дружбы или солидарности, выступает рационализм принятых обязательств.

Цель инструментальной деятельности – принципы второй, «Добросовестный труд на благо общества»; третий «Забота каждого об умножении общественного достояния»; четвертый «Высокое сознание общественного долга». Инверсия – вторая часть четвертого принципа «нетерпимость к нарушениям общественных интересов». Православие не обнаруживает инструментальной цели (как и католицизм) – в этом особенность идеологии эктоцентричной эпохи. Вместе с тем протестантизм имеет ее, она заключается в призвании, или самореализации человека.

Инструментальные нормы – нормы действия, с помощью которых достигаются цели. Это пятый принцип «Коллективизм и товарищеская взаимопомощь»; шестой «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми»; седьмой «Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни»; восьмой «взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Инверсия – девятый принцип «Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству».

Несмотря на детальность фиксируемых инструментальных норм, они не имеют строгой иерархии, свойственной православию и протестантизму. При этом содержательно они пересекаются с основными запретами православия, а поэтому обозначают границы, за которые индивид выходить не вправе. Абстрактность этих принципов не соотносима с конкретностью иерархии потребностей А. Маслоу. Но, тем не менее, они представляют собой рациональное отражение иррационального характера взаимодействия, свойственного русскому коллективу.

Таблица 11. Соотнесение этического строя коммунизма, православия и протестантизма

Элементы этическо­го строя Коммунизм Право­славие Проте­стантизм
Позитивные идеалы Негативные идеалы
Экзистен­циальный идеал-цель 1 ПРИНЦИП. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; 11 ПРИНЦИП. Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; «Запре­дельное царство» Свобода личности
Экзистен­циальный идеал-норма 10 ПРИНЦИП. Дружба и братство всех народов СССР, 12 ПРИНЦИП. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. 10 ПРИНЦИП. Нетерпимость к национальной и расовой неприязни; Любовь к ближ­нему Права человека
Цель инструме­нтальной деятельно­сти 2 ПРИНЦИП. Добросовестный труд на благо общества; 3 ПРИНЦИП. Забота каждого об умножении общественного достояния; 4 ПРИНЦИП. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; Самореа­лизация личности
Инструментальная норма действия, с помощью которой дости­гаются цели 5 ПРИНЦИП. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь; 6 ПРИНЦИП. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми; 7 ПРИНЦИП. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; 8 ПРИНЦИП. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей 9 ПРИНЦИП. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; Система греха и добродетели Иерархия потребностей по Мас­лоу

Анализ социологических исследований по вопросам нравственного состояния советского общества в 60-70-е годы, проведенный В.М. Соколовым, демонстрирует сложившийся к этому времени коммунистический этический строй. В это время поведение советских людей в значительной мере определялось сформировавшимися к тому времени инструментальными нормами и целями. Данные свидетельствуют:

- Не менее 90% респондентов указали, что наиболее ценными качествами личности являются трудолюбие, чувство товарищества, честность.

- Не менее 70% отметили уважение к старшим, гражданская ответственность, отзывчивость, уважение к женщине, бережливость, скромность, единство слова и дела, идейная убежденность, общественная активность.

- Не менее 60% – бескорыстие, принципиальность, высокая культура.[176]

В качестве нравственных ценностей были определены:

- Первое место: интересная работа;

- Второе место: семейное счастье;

- Третье место: сознание приносимой пользы;

- Четвертое место: общественное уважение;

- Пятое место: материальное благополучие.[177]

Отсюда основной вывод: «подавляющее большинство жизненных целей молодых людей соответствуют коммунистическим общественным идеалам»[178].

Православие и коммунизм как этические концепции объединяло стремление к экзистенциальной цели, которая принималась как запредельная, трансцендентальная. Но если православие сохраняло за человеком выбор – самосуществование или служение трансцендентальному, то коммунизм определял стремление к экзистенциальной цели как необходимость. В коммунизме пересеклись требования двух эпох – эктоцентрической, что проявилось в «скромности» (как аналоге православного «нестяжательства»); и геоцентрической, что обнаружилось в активном действии, обусловленном необходимостью.

Напротив, протестантская этика нравственно обусловила рост жизненного уровня западных индивидов и активную их деятельность в личных интересах, что стало следствием развития общественного богатства Запада. Перефразируя К. Маркса, можно сказать: «индивидуальное богатство каждого, стало условием богатства всех». Учитывая, что материальное богатство на Западе является индикатором свободы, как высшей ценности, можно сказать, что Запад на сегодняшний день почти реализовал формулу К. Маркса: «индивидуальная свобода каждого станет условием свободы всех» (которая на наш взгляд являлась идеалом геоцентрической эпохи). Напротив, Россия, технически выполнив требования геоцентрической эпохи за кратчайший исторический срок, оказалась нравственно опустошенной. В преддверии антропоцентрической (информационной) эпохи ни православие, ни коммунизм уже не могут выступать фундаментальной основой этического строя. Более того, обе концепции являются разрушенными и по этой причине также не могут служить основой для эволюционного рождения новой идеологии.