Смекни!
smekni.com

Актуальность исследования. Феномен духовной жизни крестьянства, крестьянской ментальности в последние десятилетия в мировой и отечественной философской и социал (стр. 2 из 3)

- выявить принципы трансформации крестьянской ментальности в социокультурной динамике индустриальных и постиндустриальных обществ.

Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологической базы диссертационного исследования выступают следующие философские и общенаучные принципы и методы, позволившие рассмотреть объект исследования с междисциплинарных и философско-культурологических позиций.

Общефилософскими методами выступают диалектический, реализующийся в принципах объективности, всесторонности и историзма, а также герменевтический, позволивший представить интерпретацию содержания объекта как его понимание.

В числе общенаучных методологий предстают:

- принцип междисциплинарности, нацеленный на получение нового знания, предметно принадлежащего нескольким отраслям научного знания, находящегося на их стыках;

- системный подход, обусловивший понимание того, что свойства объекта исследования как целого несводимы к сумме свойств его элементов, а также его рассмотрение как динамичной развивающейся целостности;

- структурно-функциональный метод, послуживший выделению в объекте как целостной системе его структур и элементов;

- синергетическая парадигма, давшая возможность рассмотреть развитие объекта в качестве многоаспектного нелинейного процесса, что позволило объединить результаты различных подходов к изучению объекта.

Важную роль в своей работе мы отвели и сравнительно-исторической, компаративистской методологии, способствовавшей выявлению общего и различного в содержании выявленных культурно-исторических типов и ментальных форм крестьянского сознания.

Научная новизна диссертационного исследования может быть представлена в следующих положениях:

- выявлены основные теоретико-методологические подходы в философ-ско-культурологической и междисциплинарной интерпретации крестьянского сознания и ментальности, на основе анализа которых показана необходимость их «синергийной кооперации» и определены основные этапы развития междисциплинарных исследований крестьянской ментальности;

- раскрыта органическая социокультурная целостность крестьянского сознания сквозь призму философской онтологии, гносеологии и аксиологии;

- определены принципы трансформации крестьянской ментальности в социокультурной динамике индустриальных и постиндустриальных обществ.

Основные положения, выносимые на защиту:

- отдельные научные подходы в изучении крестьянского сознания - социально-философский (диалектико-материалистический), этнографический, социологический, социально-психологический, культурно-антропологический и другие - позволяют получить реальные знания и понимание крестьянского сознания как целостного феномена только в русле междисциплинарного синтеза и контексте философско-культурологических интерпретаций. В силу этого частное социально-гуманитарное знание о феноменологии крестьянской духовности должно выступать средством философского построения междисциплинарной, целостной модели сознания. Это определяет необходимость перехода к новому этапу синергетической междисциплинарности, который должен способствовать преодолению линейного детерминизма клас-' сических научных и философских методологий;

- социокультурная целостность крестьянского сознания проявляется в органическом единстве его онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. В этом смысле основным содержанием «крестьянского сознания» выступают наиболее существенные, осознаваемые и неосознаваемые крестьянством особенности собственной культуры, социального поло-

жения, форм деятельности и повседневности, т.е. крестьянская идеология и ментальность;

- в ходе становления индустриального общества происходит качественное изменение крестьянского сознания, заключающееся в усилении его рефлексивного, рационального характера, росте индивидуального самосознания. В силу онтологической привязанности к природному базису оно сохраняет свою субстанциальную настроенность, состоящую в ценностном отношении к аграрному труду как смыслу жизни, а не только профессии. Трансформация крестьянского сознания в социокультурной динамике перехода к постиндустриальным обществам состоит в системном и диалектико-эволюционном характере его ментально-идеологических формообразований, при котором изменение одних элементов и структур (например, развитие рефлексивной функциональности) необходимым образом влечет за собой изменение других.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Выводы и положения диссертации намечают перспективы дальнейшего, методологического исследования и философско-культурологического осмысления проблем исторического прошлого и настоящего крестьянства, его культурно-ментальных характеристик, способствуют пониманию особенностей его духовности и культуры, а также позволяют теоретически моделировать эти процессы и формообразования.

Материалы исследования могут использоваться в базовых курсах по философии, культурологии, социологии, политологии и в разработке спецкурсов по проблемам философии сельского хозяйства и крестьянства для аграрных вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, апробировались автором на Межвузовской конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Духовная жизнь и культура Российской провинции» (Белгород, 2002); на Международной научной конференции «Современная социально-философская культура: про-

блемы рационального и внерационального» (Белгород, 17-18 мая 2002); на III Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002); на Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическое образование учащейся молодежи» (Белгород, 2002); на Межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение» (Белгород, 30 марта 2003); на X международных Сковородиновских чтениях (Харьков, 26-27 сентября 2003); на Международной научно-практической конференции «Национальная идея в контексте российской ментальности» (Орел, 20-21 ноября 2003); на Межвузовской научной конференции «Творческое наследие Н.Н. Страхова и современная социально-гуманитарная мысль» (Белгород, 30 ноября 2003); на региональной научной конференции «Культурно-цивилизационные особенности развития современного российского общества» (Белгород, 21-22 мая 2004); на семинаре «Актуальные проблемы синергетики и организации междисциплинарных исследований» (Белгород, 27 ноября 2004).

В рамках диссертационного исследования был реализован исследовательский проект по гранту № ГМ 47-03 «Междисциплинарность как основополагающий принцип исследования крестьянского сознания» Министерства образования РФ и администрации Белгородской области 2003 года на проведение молодыми учеными научных исследований. По теме диссертации опубликовано 14 научных работ общим объемом 4 п.л.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на заседаниях кафедры философии и истории Белгородской государственной сельскохозяйственной академии и кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

10

Глава I. Крестьянская ментальность как предмет философско-культурологических и междисциплинарных интерпретаций

Закономерным этапом развития исследований сознания крестьянства являются отдельные подходы, представленные в различных областях социального знания. В рамках социально-гуманитарной мысли сложились основные теоретико-методологические подходы к изучению крестьянского сознания, а именно: социально-философский, этнографический, социологический и социально-психологический (историко-психологический). На основе их вычленения и анализа показывается фрагментированность исследований проблемы.

Междисциплинарная парадигма обусловлена специфической целостностью самого объекта исследования, целостное представление о которой невозможно получить в рамках изолированных монодисциплинарных подходов. При этом междисциплинарный подход выступает как синтезирующий, но не заменяющий частнонаучные исследования феномена, результаты которых должны использоваться при его реализации.

1.1. Методология исследований крестьянской ментальности в философии и социально-гуманитарной науке ,

Анализ философского и социально-гуманитарного дискурса в осмыслении феномена крестьянского сознания предполагает в качестве предварительно этапа характеристику некоторых исторических условий, оказавших существенное влияние на формирование методологических особенностей процесса изучения феномена.

Определенные духовные и научные традиции веками видели в инертном сознании и мышлении земледельца лишь препятствие на пути реализации идей духовного и социального прогресса. В целом в докапиталистических городских культурах крестьянин, как заметил М. Вебер, трактуется общественной мыслью как особое существо, чаще всего - низшего разряда. Данное отношение восходит к периоду христианизации Европы и с особой очевидностью проявляется с эпохи раннего христианства, когда город рассматривался как средоточие благочестия, а язычник отождествлялся с крестьянином

11

(paganus) '. Сложности процесса христианизации сельских народных масс отразились в презрении носителей «большой традиции» к сельским жителям как «варварам» и «язычникам».

Согласно позитивистским модернизаторским концепциям, прочно укоренившимся в мировой социальной науке в Новое время, крестьянство рассматривалось как сословие, неспособное к социальному и политическому творчеству, как социально немобильная и духовно косная масса. Духовная жизнь крестьянства в значительной степени игнорировалась, а духовное господство высших сословий оставляло ему лишь «народную культуру».