Введение
Введение
Актуальность исследования. Феномен духовной жизни крестьянства, крестьянской ментальности в последние десятилетия в мировой и отечественной философской и социально-гуманитарной мысли занимает значительное место, что связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в современных развитых индустриальных и постиндустриальных обществах на фоне многократного сокращения численности крестьянства произошли качественные сдвиги в его сознании и духовных формообразованиях, требующие своего осмысления. Во-вторых, существует необходимость изучения последствий трансформации крестьянского сознания в условиях модернизации общества и определения вектора взаимодействия аграрно-традиционного и индустриально-модернистского обществ. И, наконец, в отечественной ситуации интерес к крестьянству актуализируется переломным периодом в истории как российского общества в целом, так и самого крестьянства.
В современной ситуации методологического плюрализма, в том числе в изучении крестьянской ментальности, усиление философской рефлексии над таким значительным культурно-историческим феноменом как крестьянство представляется весьма актуальным. Не в последнюю очередь это связано с тем, что современную неклассическую модель научного знания в целом отличает интерес к локальным объектам, имеющим культурологическое и антропологическое измерение.
В этой связи все богатейшее содержание жизнедеятельности - культурно-материальной и духовно-ментальной - крестьянства в его целостности может быть схвачено и раскрыто только в контексте философско-культурологических интерпретаций. Именно философия, реализуя методологическую функцию, призвана осуществить рефлексию над междисциплинарной проблемой крестьянского сознания и ментальности и исследовательскими парадигмами в этом пространстве социально-гуманитарного (прежде всего, культурологического) знания. Все изложенное делает избранную тему исследования весьма актуальной и значимой.
2
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что изучению крестьянства как социокультурного феномена посвящено много исследований, как целостное духовное явление оно недостаточно изучено, т.к. в истории социально-гуманитарной науки и философии рассматривались преимущественно его отдельные стороны. Вследствие этого в литературе, посвященной крестьянской проблематике, практически отсутствуют попытки дать определение ментальным характеристикам крестьянства.
Методы и способы его понимания и интерпретации практически не становились объектом специального исследования, т.е. на методологическом уровне вопрос исследован недостаточно. Комплексный междисциплинарный характер темы диссертации предопределил освоение самого широкого круга концепций, охватывающих как ее формально-методологические, так и предметно-содержательные аспекты.
В этой связи основополагающее методологическое значение имеет философское положение Г. Гегеля о том, что в традиционном обществе крестьянство («земледельческое сословие»), является проходящим через все исторические эпохи субстанциальным сословием, которое «имеет в субстанциальности своей семейной и природной жизни, непосредственно в себе самом свое конкретное всеобщее, в котором оно живет; всеобщее сословие имеет в своем определении целью своей деятельности и своей почвой всеобщее для себя» . В XX веке похожую мысль находим у К. Ясперса, который отмечал, что в исторический период, когда основную массу населения составляло крестьянство, его жизненные устои мало менялись даже при политических катастрофах. Оно было неисторической субстанцией населения, т.к. даже аграрные кризисы, постоянно возникающие в различные исторические периоды, принося потрясения, принципиально ничего не меняли. «Сознание людей, даже если их ждала голодная смерть, оставалось сравнительно защищенным внутри неизменяющихся структур» 2.
1 Г.В.Ф. Гегель. Философия права: Пер. с нем. -М, 1990. -С.274-275.
2 К. Ясперс. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М., 1991. - С.141-142.
Контуры междисциплинарного социально-гуманитарного подхода к проблеме духовных и ментальных формообразований традиционного общества, каковым является прежде всего крестьянское сознание, представлены уже в классических западных теориях, где они интерпретируются в качестве одной из сторон бинарных оппозиций «механической и органической общности» (Ф. де Куланж), «общины и общества» (Ф. Тенниса), «коллективизма и индивидуализма» (Э. Дюркгейм) и т.д.
Междисциплинарная интеграция как важнейшая проблема и задача современной социально-гуманитарной науки и философии рассматривалась такими современными отечественными и зарубежными исследователями, как А.В. Бабаева, В.Б. Голофаст, А.В. Дмитриев, И.Т. Касавин, О.И. Иванов, В.Ю. Кондратьев, Г. Ленк, B.C. Степин, А.А. Уйбо, В.К. Финн, В. Хайтлер, К.В. Хвостова, Р. Шварц и др. Междисциплинарный подход к исследованию сознания и его аксиологических определений содержится в работах Е.П. Велихова, В.П. Зинченко, В.А. Лекторского, Д.А. Леонтьева. Идеи о синтезе междисциплинарного и философского подходов к осмыслению крестьянства и его духовно-ментальных характеристик высказаны в работах Е.А. Антонова, А.А. Вилкова, А.В. Гордона, А.Я. Гуревича, А.С. Иншакова, СВ. Лурье, Б.Н. Миронова, Т.П. Мироновой, Р.В. Михайловой, Н.П. Мышенцева, Р. Редфилда, Т.И. Селиной, Дж. Скотта, А.И. Фурсова, Т. Шанина, А.В. Шевцова, Г.А. Ястребинской и др.
Эмпирическое знание об особенностях психологии отечественного крестьянства представлено в работах Т.И. Заславской, Р.В. Рыбкиной, П.И. Си-муша, В.И. Староверова и др. Социально-психологический анализ изменений в потребностях, интересах, идеалах советского крестьянства, в его умонастроениях и образе жизни отражен в исследованиях О.И. Зотовой, В.Н. Кол-бановского, И.Т. Левыкина, В.В. Новикова, Е.В. Шороховой. В последние годы изучение проблемы специфики духовной жизни и менталитета крестьянства осуществляется в работах Н.М. Александрова, В.В. Бабашкина, В.П. Данилова, Л.В. Даниловой, В.В. Кондрашина, Л.В. Милова, Н.П. Мышенце-
ва, С.А. Никольского, О.С. Поршневой, Н.Г. Рогалиной, Л.Г. Хайбуллаевой, О.Ю. Яхшиян.
Значительная часть исследований различных аспектов крестьянского сознания в последние десятилетия осуществлялся в рамках специальной отрасли социально-гуманитарных исследований, становление которой связано с глобальными экологическими вызовами второй половины XX века, востребовавшими социокультурный опыт традиционной цивилизации. Методологически генезис «крестьяноведения» восходит, в первую очередь, к англоамериканской социальной антропологии (Р. Редфилд, Дж. Скотт и др.), которая показала, что изучение крестьянства должно включать в себя существенную специфику, т.к. крестьянство представляет особый культурно-антропологический, социальный и духовный тип, экспликация которого серьезно затруднена в рамках классических подходов и методологий.
В рамках отечественной науки (В.П. Данилов, С.А. Никольский, А.В. Гордон и др.) комплексный подход к данной проблематике воплотился как в форме продолжающихся специализированных изданий и материалов постоянно действующих «круглых столов», так и в виде отдельных коллективных работ и материалов конференций. С междисциплинарных позиций изучаются политические аспекты существования крестьянства (О.Г. Буховец, А.А. Вилков и др.), его духовность и нравственность (Т.Л. Касабулатова, Н.М. Кло-пыжникова, Р.В. Михайлова и др.), социальная и историческая психология, фольклор.
Однако если оценивать проблемы интерпретации сущности крестьянского сознания и духовности с позиций междисциплинарной, философско-культурологической парадигмы, то явным недостатком видится отсутствие органической, системной связи между исследованиями, какого-либо единого понимания проблемы. В контексте междисциплинарности особое значение может приобрести и синергетическая парадигма, основные понятия которой, по нашему мнению, позволяют выявить «кооперативный, соработнический момент» в крестьянском сознании, связанный с его целостностью. Это по-
зволяет говорить о зарождении следующего этапа междисциплинарных и философско-культурологических исследований проблем крестьянства и формировании традиции системного, синергетического их видения. В целом «крестьяноведение» как воплощение междисциплинарного подхода, находится в этом смысле в одном ряду с такими новейшими областями знания как философская глобалистика, эколого-антропологическая парадигма, культурологическая урбанистика и т.п.
Таким образом, крестьянство и крестьянское традиционалистское сознание, представленное в социально-гуманитарных и философских исследова-' ниях многообразием методологических подходов и парадигм, как целое, в единстве своих культурно-антропологических и духовно-ментальных формообразований почти не выступало в качестве объекта исследования.
В связи с этим можно отметить, что предметом нашего исследования являются особенности междисциплинарного, философско-
кулътурологического подхода к изучению крестьянского сознания и мен-талъности как целостных духовных формообразований, претерпевающих глубинные социокультурные трансформации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Целью диссертационной работы является исследование методологических аспектов философско-культурологических и меэюдисциплинарных интерпретаций крестьянского сознания и менталъности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить и раскрыть сложившиеся в социально-гуманитарной науке и философии теоретико-методологические подходы к изучению крестьянской ментальности, а также определить основные этапы междисциплинарного изучения крестьянской ментальности;
- охарактеризовать социокультурные и аксиологические характеристики крестьянского сознания с позиций философской онтологии, гносеологии и аксиологии;