Норманисты склонны считать, что все эти приведенные упоминания о варягах касаются иностранцев-правителей, завоевателей или во всяком случае руководителей Руси, что исчезновение их с русского горизонта объясняется слиянием их со славянским населением страны. На деле же это не так: варяги существовали на Руси до тех пор, пока была нужда, в наемных войсках. Как только она исчезла, варягов перестали нанимать и имя их вышло из обихода на Руси.
Из отрывков видно, что: 1) варяги не были Русью, 2) организационной роли они не играли, а исключительно военную, 3) все время они были элементом отдельным, особым и 4) даже в военном отношении были не руководителями, а соучастниками.
8. «Реша Русь, Чюдь, Словени и Кривичи и вси: “земля наша велика”» и т.д.
В других списках сказано: «Реша Руси…» Ведь посланцы направились к Руси и сказали ей (Руси) – далее следует перечисление племен пославших и то, что говорили посланцы.
Следует также исправить слово «вси». На первый взгляд кажется, что под этим летописец понимает «и все другие племена». Словно не желает затягивать перечисление племен. На самом же деле, как это видно из сравнения со многими списками, здесь упоминалось племя «весь». Наконец, нужно помнить, что в призвании князей Киевская Русь участия совершенно не принимала. Пример показывает, что даже, казалось бы, совершенно ясный смысл отрывка все же требует сличения всех списков.
9. «И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по себе всю Русь, и придоша».
Некоторые понимали дословно, что «Рюриковичи» переехали в Восточную Европу со всем племенем. Но нелепость переезда за море целого племени, переезда, технически в те времена не осуществимого, к тому же бесследного, никем не отмеченного, была настолько очевидной, что в конце концов от этого толкования отказались и сами норманисты.
К тому же в других списках тут стоит гораздо более понятное и естественное: «и пояша с собою дружину многу и предивну». Или похожие варианты.
Однако не следует забывать, что и выражение «пояша по себе всю Русь» может иметь совершенно иное понимание. «Пояша по себе» вовсе не означает «взяли с собой». Истинное значение угадывается из сравнения. Существует старинное выражение: «по мне – хоть трава не расти». Тут «по мне» и «для меня» в смысловом отношении почти равнозначны. В тексте «пояша по себе» можно прочитать как «взяли для себя» всю Русь, т.е. разделили между собой области княжения на Руси (что и было). Напомним, что выражение «избрашася 3 браты» еще не означает непременно «собрались», а «избрались», т.е. были избраны посланцами, распределили между собой границы правления и отправились в дорогу.
3. Причины негативного отношения историков к идеям Ломоносова.
При жизни Ломоносову не составляло труда открыто отстаивать свою концепцию начальной истории Руси в спорах с немецкими учеными, работавшими в Петербургской Академии наук. Но его кончина позволила им без всяких помех взять реванш не столько для себя, сколько для норманизма, бросив на Ломоносова тень как на специалиста в области истории. В 1773 г. Г.Ф.Миллер уверял, что в ней он не показал "себя искусным и верным повествователем". В 1802 г. А.Л. Шлецер охарактеризовал Ломоносова "совершенным невеждой во всем, что называется историческою наукою" (даже в отношении других его научных занятий Шлецер сказал, что он и "в них остался посредственностью"). Не довольствуясь таким приговором, он навесил на Ломоносова еще и ярлык национал-патриота, объяснив причину его выступления против Миллера тем, "что в то время было озлобление против Швеции". И авторитета Шлецера было достаточно, чтобы российская дореволюционная наука, где господствовал норманизм, в лице самых лучших ее представителей (Н.М. Карамзина, М.П. Погодин, С.М. Соловьева, П.С. Билярский, К.Н. Бестужева-Рюмина, П.П. Пекарского, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова и др.) его лишь глазами смотрела на Ломоносова и вслед за ним выводила антинорманистские идеи ученого и его последователей за пределы науки, при этом абсолютизируя работы по русской истории Байера, Миллера, Шлецера.
По причине господстве норманизма в умах исследователей мнение о несостоятельности Ломоносова как историка было перенесено в советскую историческую науку предвоенных лет, проводившую мысль, что в отношении Ломоносова к трактовке варяжского вопроса немецкими учеными выразился протест русского национального чувства. В те же годы продолжался лепиться его образ как нетерпимого националиста и ксенофоба. Так, Н.А. Рожков утверждал, что "патриот в духе того времени, националист Ломоносов" отверг норманскую теорию и отрицательно относился к немцам, работавшим над русской историей. Г.П. Шторм массово растиражировал в серии "ЖЗЛ" мнение, как был "глубоко неправ" Ломоносов, "обрушившись" на Миллера — "беспристрастного историка" и "отца" русской научной историографии, стоявшего "несравненно выше Ломоносова, как историка" — "с окрашенной в сугубо-националистический тон критикой". Н.Л. Рубинштейн внушал, что Ломоносов лишь "во имя национальной гордости" восстал против монополизации иностранцами исторической науки и норманской теории, что он, не будучи "историком-специалистом", безосновательно критиковал Миллера. Работы же Миллера Рубинштейн характеризовал как "совершенно новый этап в развитии русской исторической науки" и предельно высоко оценивал "строгость научной критики, точность научного доказательства" Байера и Шлецера. Сегодня в науке в оценке Ломоносова как историка также торжествует самый крайний скептицизм: Л.П. Белковец, А.Б. Каменский, Д.Н. Шанский, А.С. Мыльников, Э.П. Карпеев, И.Н. Данилевский и др. настойчиво подчеркивают, что Ломоносов в споре с Миллером, знавшим источники лучше своего оппонента и стремившимся доказать истину, был пристрастен, создал совершенно ненужный ажиотаж вокруг варяжской проблемы и, являясь выразителем "амбициозно-национальной" политики, заменял научную аргументацию "доводами гипертрофированного патриотизма".
Глава IV. Заключение.
В ходе своей исследовательской работы, я хотела доказать несостоятельность норманнской теории на основе «Повести временных лет» и найти дополнительные подтверждающие факты антинорманской теории, сформированной М. В. Ломоносовым. Мне кажется, эта цель в результате работы была полностью достигнута. Кроме того, очевидно, что у современников М.В. Ломоносова, отрицавших возможность существования его теории, было предвзятое отношение, причиной которого являлось господство норманизма в умах ученых.
Более того, эти исследования позволили мне оценить вклад М.В. Ломоносова в историческую науку и осознать значимость его исследований в этой сфере.
В 1865 г. П.А. Лавровский, справедливо сказав, что Ломоносов для России "был и есть беспримерным явлением, недосягаемым великаном", констатировал, что он в обработке русской истории, как и на "не открытой прежде почве" русского языка, натолкнулся "также на неподготовленную еще почву и вынужден был сам и удобрять, и вспахивать, и засевать и боронить ее", совершив тем самым "многотрудный подвиг".
Так же стоит отметить и значение «Повести временных лет», ведь именно этот исторический документ послужил основой для формирования как норманнской, так и антинорманнской теориям.
К тому же «Повесть временных лет» сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов ХV - ХVI вв.: она неизменно включалась в состав многих летописей, открывая собой историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и Московского государства.Библиография.
1.Горчаков Г. «Ломоносов – строитель русской культуры» // http://www.lomonosow. org.ru/lib/ar/author/321
2.Ерёмин И.П. Литература Древней Руси - М.-Л., 1966
3.Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданьях и легендах - К., 1986
4.Кусков В.В. История древнерусской литературы - М., 1982
5.Лихачёв Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси - М., 1980
6.Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение - М.-Л., 1947
7.Меншуткин Б.Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова - М.-Л., 1947
8.Норманизм // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC% D0%B0% D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
9.Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей - М., 1902.
10. Осётров Е. Живая древняя Русь - М., 1984
11. Повесть временных лет // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2 %D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%B5%D1%82
12. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи - М.-Л., 1963
13. Советский энциклопедически словарь, М., 1980
14. Шахматов А.А. Повесть временных лет: т.1 - С-Пб., 1916
15. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах - С-Пб., 1908