Смекни!
smekni.com

Выборгского района Санкт-Петербурга «Повесть временных лет» иотношение М. В. Ломоносова к исторической науке (стр. 1 из 6)

ГОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Повесть временных лет» и отношение М.В.Ломоносова к исторической науке

Работу выполнила:

Учащиеся 10.3 класса

Марьина Валерия

Научный руководитель:

Маргевич Н.Н.,

учитель истории

ГОУ гимназия № 73

«Ломоносовская гимназия»

Санкт-Петербург

2008

Содержание

Глава I. Введение. Стр. 2

Глава II. Повесть Временных лет. Стр. 3-9

1) Особенности древнерусской литературы. Стр. 3-4

2) Формирование. Стр. 4-8

а) гипотеза Шахматова Стр. 4-5

б) гипотеза Лихачева Стр. 5-8

3) Основные идеи. Cтр. 8-9

Глава III. Михаил Васильевич Ломоносов.

1) Отношение к исторической науке.

2) Норманская и антинорманская теории.

3) Самостоятельный анализ Повести временных лет для док-ва собственной гипотезы.

3) Причины негативного отношения историков к идеям Ломоносова.

Глава IV. Заключение.

Библиография.

Глава I. Введение.

Тема моей научной исследовательской работы была выбрана отнюдь не случайно. Осваивая курс истории за 10 класс, на уроках наш преподаватель, Маргевич Нина Николаевна, ставшая в последствии моим научным руководителем, отметила особенную значимость Повести временных лет, как исторического документа. Это привело к возникновению многочисленных вопросов, которые я буду пробовать разрешить в ходе моего научного исследования. В чем же отличительная особенность Повести временных лет от других древнерусских летописей? Какие объективные подтверждения норманнской и антинорманнской теориям дает эта летопись? Какой вклад внес Михаил Васильевич Ломоносов в формирование последней из этих теорий? Почему же его точка зрения на происходящие в те древние времена события, была принята настороженно?

Эти неразрешимые при недостатке знаний вопросы побудили меня приступить к собственному исследованию, еще в начале которого, сделав краткий обзор материала, касающегося темы, я решила выдвинуть гипотезу, созвучную идеям М.В. Ломоносова. Я предположила недействительность норманнской теории и необоснованность ее доказательств.

Таким образом, основные цели моей работы:

  • Оценить значение повести временных лет, как исторического документа
  • Оценить вклад Михаила Васильевича Ломоносова в историческую науку
  • Подтвердить или опровергнуть выдвинутую мной гипотезу.

Главные задачи моей исследовательской работы:

  • Найти и выделить основные особенности и темы древнерусской литературы
  • Определить возможные пути формирования Повести временных лет, путем изучения гипотез различных ученых
  • Провести анализ отдельных фрагментов Повести временных лет
  • Выявить возможные доказательства поставленной гипотезе
  • Изучить некоторые факты из жизни Михаила Васильевича Ломоносова, способные дать представление об отношении ученого к исторической науке
  • На основе существующих исследований изучить отношение современников к теории Ломоносова
  • Обобщить изученный материал для формирования вывода, четко отвечающего целям работы.

Цели моей работы достигаются, в основном, посредством изучения многочисленного теоретического материала, касающегося этой сферы, различных существующих исследований в этом направлении, а также непосредственного анализа фрагментов Повести временных лет.

Глава II. Повесть временных лет.

Цели второй главы:

  • Определить и систематизировать особенности древнерусской литературы, в частности Повести временных лет
  • Выявить основные гипотезы возможных путей формирования летописи
  • Проанализировать общее содержание Повести временных лет, в результате чего определить основные темы летописи
  • Сделать вывод по значению Повести временных лет

Часть 1. Особенности древнерусской литературы.

1) Рукописный характер ее бытования и распространения.

2) Вхождение в состав сборников и практическое назначение.

При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, a входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности". Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского феодального общества к произведениям письменности.

Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

"Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утеша- еми есмы, си суть узда вьздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей..." – поучает летописец под 1037 г.

3) Анонимность, имперсональность произведений древнерусской литературы.

Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, "списателей" книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не преминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как "худый", "недостойный", "многогрешный". В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного "отца церкви" - Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы ХVIII - ХХ вв. литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.

4) Отличие списка от оригинала.

В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчики зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами, запросами своего времени.

5) Создание новых редакций памятников.

Даже когда переписчик просто копировал текст, его список всегда чем-то отличался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в языке особенности своего родного говора. В связи с этим в науке существует особый термин - "извод" (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или - шире - болгарского, сербского и др.)

6) Отсутствие беспристрастного суждения летописца о событиях.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

7) Народность древнерусской литературы.

В литературе ярко отразилась борьба различных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.

И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

Часть 2. Формирование летописи.

Повесть временных лет - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления.

Созданная в первые десятилетия ХII в., Повесть временных лет дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них - Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов ХIV в.

В Лаврентьевской летописи Повесть временных лет продолжена северорусской Суздальской летописью, доведённой до 1305 г., а Ипатьевская летопись помимо Повести временных лет содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV - ХVI вв. непременно включали в свой состав Повесть временных лет, подвергая ее редакционной и стилистической переработке.

А) ГИПОТЕЗА А.А. ШАХМАТОВА.

История возникновения русской летописи привлекала к себе внимание не одного поколения русских ученых. Однако только А.А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях Повести временных лет. При разработке своей гипотезы А.А. Шахматов блестяще применил сравнительно-исторический метод филологического изучения текста. Результаты исследования изложены в его работах "Разыскания о древнейших русских летописных сводах" [15] и "Повесть временных лет" [14].

По мнению Шахматова, в 1039 г. в Киеве учредили митрополию - самостоятельную церковную организацию. При дворе митрополита был создан "Древнейший Киевский свод", доведенный до 1037 г. Этот свод, как предполагал А.А.Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе "Древнейшего Киевского свода" в 1050 г. возникает "Древний Новгородский свод". В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя "Древнейший Киевский свод", составил "Первый Киево-Печерский свод", куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). На основании "Первого Киево-Печерского свода" и "Древнего Новгородского свода" 1050 г. создается в 1095 г. "Второй Киево-Печерский свод", или, как его сначала назвал Шахматов, "Начальный свод". Автор "Второго Киево-Печерского свода" дополнил свои источники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. "Второй Киево-Печерский свод" и послужил основой Повести временных лет, первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция - игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и третья - неизвестным автором - духовником князя Мстислава Владимировича.