Глава 3.1
Выделяется другая черта, присущая опричнине, а точнее её казням, - повторяемость в убийствах людей. Практически все казни аналогичны и равнодушны к форме уничтожения человека. В некотором роде эта типологичность и выявляется эсхатологической семантикой. Проводимые казни были одинаково жестоки и ужасны к людям, были похожи иногда скорее на пытки, зачастую повторялись способы казни.
Юрганов, уделяя большое внимание опричным казням, находит в них немаловажное значении водной среды. Вода играет символическое значение и большей частью является местом проведения казни. Известно, что Иван Грозный зачастую запрещал хоронить казненных в земле. Поразившим меня примером выделен разгром Новгорода. В пытках присутствовали не только элементы жестокости, но в них ещё имела место вода. Людей бросали в кипящую воду, реки и т.д. В данном случае это река Волхов. Туда царь повелел метать подожженных новгородцев с моста. Ссылаясь на индоевропейскую мифологию, в частности на автора В.К. Цодиковича, А.Л. Юрганов воспроизводит образ огненной реки в подземном царстве. В древнерусских обычаях водно-огненная река была путем, как в ад, так и в рай.
Итак, говоря о Страшном Суде или аде, нельзя забывать, что его атрибутами также были огненные река и озеро. Это отображалось на различного вида миниатюрах, картинах и зарисовках.
Исходя из этого, можно сказать, что выбранная казнь была неслучайна, выбрана Иваном Грозным. Пылающие в огне новгородцы не зря попадают в ледяной Волхов с моста. По всей видимости, мост был выбран царём как символ наказания грешников.
Другим типичным видом казни считалось расчленение тела. В ней нетрудно понять эсхатологический смысл, напрямую связанный с религией, а именно представлена притча из Евангелия от Матфея. По С.С. Аверинцеву это не образ пытки, а образ умерщвления. Рассеченные тела отдавались на съедения зверям. В основных апокалипсисах XVII века показывается поедание грешников зверьми. Так, образом мытарства людей, представлялась змеем, извивающемся изгибами. Как известно, душа при прохождении всех испытаний попадает в рай, если нет, то в ад. Апокалипсисы уже XVII-XVIII веков расценивались как представления грехов людей в виде животных. Примером может послужить собака – олицетворение зависти.
Но что даёт непонятный облик грехов через животных в XVII-XVIII веках? Ведь требуется доказать, что они одинаковы как в XVII, так и в XVIII веках. Так вот, благодаря историку А. Шлихтингу известно, что царь ради забавы приказывал зашить кого-нибудь из слуг в шкуру животного. Это значит, что символически соотнести грехи человеческие с людьми можно даже ранее.
Однако все эти черты не дают нам связать опричные казни с эсхатологической идеей.[8]
Глава 3.2
XVI век. Люди ждут прихода конца света, который предсказывался в 1492 году. Закрадывается недоверие, ведь он уже прошёл. Появляются новые цифры, не без помощи церкви. Теперь число 7 символизирует конец. А именно его сочетания: 7070 или 7077г. Получается, Иван Грозный ожидал 7070года, что подтверждается знаменитой перепиской Курбского и Ивана IV. Курбский пишет о возможном уничтожении России как государства, беря в пример многие иноземные страны, такие как Византийская империя, Сирия и другие. Говоря о сохранности русских земель до сих пор, Курбский замечает, что это воля Божья. Далее он ополчается на обогащённую Церковь, которая слишком распустилась. Он обличает все зарождавшиеся противоречия в обществе государства русского. Ещё одним противоречием являлся упадок различных сословий, таких как служилые люди и купеческие чины. Таким образом, А.М. Курбский предоставляет на обозрение зревшие в русском обществе противоречия 7070 года.[9]
Иван Грозный, будучи человеком суеверным, считал, что «Царское благочестие может и должно порождать «злейшее мучение»». То есть, убийства грешников оправданы самой сутью царской власти. В царе как бы сочетаются благочестие и святость с жестоким пролитием крови. Грозный видит идеал царя в проявлении к «благим» милости и кротости, а к злу – ярости.
Иван IV видел свою функцию в наказании зла «в последние дни» перед Страшным Судом. Подтвердить решение царя о начале опричнины хронологически практически невозможно. Тогда А.Л. Юрганов следует выводу, что царь не мог ждать пассивно, так как нёс ответственность за грешных людей. [10]
Глава 3.3
Ещё одним примером эсхатологической символики у Грозного является образ его дворца. Дворец строился «за городом, на Неглинною, меж Арбацкие улицы и Никитцкие…» в 1566 году. Царь жил там с 12 января по 3 февраля 1567 года. Описание дворца даёт Генрих Штаден. Чтобы понять замысел Грозного, А.Л. Юрганов выделяет некоторые особенности в описании Опричного дворца. Дворец представлял собой 4ёх угольник лишь с тремя воротами, одни из которых предназначались исключительно для царя. В пророческой книге Иезекииля даётся аналогичное описание града Божьего (квадратное, с тремя вратами). Символичным оказывается расположение ворот. Отсутствие западных ворот говорит о прекращении захода солнца, так как «с приходом Судии не будет ночи». В средневековой литературе образ Бога ассоциируется с незаходящим Солнцем. На основе этого – вывод: в восточные ворота опричного дворца мог войти только великий царь, но эта привилегия была символична, т.к. в эти ворота войдёт Спаситель. Второй символической особенностью выделяется необычная церковь, выстроенная крестообразно. Стояла она непокрытой, и покрывать её не собирались, в чём и был замысел Ивана Грозного. Так толкуется Горный Иерусалим, с которым также сопоставим Град Божий Иезекииля. На южных воротах были изображены два льва, между которыми находился двуглавый чёрный орёл с распростёртыми крыльями. Считается, что это изображение было традиционно для опричнины и имело геральдическое значение. Но и тут находится своё апокалипсическое объяснение. В Европе орёл служил символом Бога Отца. Религиозное значение орла Юрганов находит в Откровении Иоанна Богослова, где говорится о четырёх животных, что стояли возле Бога: лев, орёл, телец и человек. Образ орла указывает на то, что «язвы приходят свыше от гнева Божия в отмщение благочестивых и наказание нечестивых…» (Андрей Кесарийский). Следовательно, толкование орла имеет свой эсхатологический смысл. Это образ адского наказания, которое последует в последние времена. Существуют и другие примеры отображения эсхатологического понимания опричного дворца в книге А.Л. Юрганова.[11]
Таким образом, понимание целей опричнины у А.Л. Юрганова связано со Страшным Судом и в целом носило эсхатологический характер, что им и подтверждается.
Вывод
Итак, работая над данным исследованием, я пришла к выводу, что опричнина понималась известными историками совершенно по-разному. Изучая предоставленный материал, получила большое количество интересных и совершенно новых знаний о целях опричнины, расширила свой кругозор в интересующей меня теме. Школьный курс не предусматривает столь подробного изучения этой темы, хотя хотелось бы, чтобы гораздо больше народу узнало о необычном представлении А.Л. Юрганова об этих целях, основанных на точных исторических источниках. Мнение Р.Г. Скрынникова о целях опричнины более подходит под современное понимание человека, так как затрагивается курсом истории и является также исторически оправданным.
Приложение
Эсхатология (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. Различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце. - http://ru.wikipedia.org
А́льберт Шли́хтинг (нем. Albert Schlichting; умер после 1570) — немецкий дворянин, уроженец Померании. По всей видимости, был наёмником на службе великого князя Литовского. При взятии литовской крепости Озерище русскими войсками (1564) был пленён и уведён в Москву. Там Штихлинг, владевший славянскими языками, попал в качестве слуги и переводчика к личному врачу Ивана Грозного Арнольду Лендзею. Проведя на службе около семи лет, с согласия господина он бежал в Польшу, где осенью 1570 года написал на латинском языке сочинение «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана» (лат. Nova ex Moscovia per nobilem Albertum Schlichtino; allata de Principis Iwani vita et tyrannide). В нём содержатся ценные сведения о Московском государстве середины XVI века. - http://ru.wikipedia.org
Иоганн Таубе и Элерт Крузе – лифляндские авантюристы, попавшие к русским во время Ливонской войны. Перешли на службу к русскому царю. Затем бежали в Польшу. – А.Л. Юрганов
Андрей Кесарийский (греч. Ανδρέας Καισαρείας Καππαδοκίας; VI-VII) — архиепископ Кесарии Каппадокийской. Почитается в Православной церкви как святой в лике святителей. - http://ru.wikipedia.org
Серге́й Серге́евич Аве́ринцев (10 декабря 1937, Москва — 21 февраля 2004, Вена) — русский филолог, специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам, поэзии серебряного века. Переводчик, лектор, член Союза писателей СССР (1985), русского ПЕН-центра (1995), председатель Российкого библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов. - http://ru.wikipedia.org
Список используемой литературы
2) Р.Г. Скрынников. Иван Грозный. М.1966.
3) http://ru.wikipedia.org – ссылка действительна на 23.04.09
[1] http://ru.wikipedia.org
[2] Р.Г. Скрынников. Иван Грозный. М.:Наука, 1975. С.108
[3] Там же. С.115
[4] Там же. С.121
[5] Р.Г. Скрынников. Иван Грозный. С.132
[6] http://ru.wikipedia.org
[7] А.Л. Юрганов, А.В. Каравашкин. Страшный Суд:время и место. С.358
[8] А.Л. Юрганов, А.В. Каравашкин. Страшный суд: время и место. С.360-367
[9]А.Л. Юрганов, А.В. Каравашкин. Страшный суд: время и место. С.371
[10] Там же. С.380
[11] А.Л. Юрганов, А.В. Каравашкин. Страшный суд: время и место. С.382-390