Смекни!
smekni.com

В. А. Цыпин Цыпин В. А. Церковное право. Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной церкви, 1994. Изд-во мфти. 440 с (стр. 2 из 118)

Священный Синод и синодальные учреждения. 180

Устройство высшего управления православных поместных церквей. 181

Сербская Православная Церковь. 182

Румынская Православная Церковь. 183

Болгарская Православная Церковь. 185

Элладская Церковь. 187

Сравнительная характеристика устройства высшей власти автокефальных Православных Церквей. 188

Высшее управление Римско-католической Церкви. 189

Папа. 189

Синод епископов. 190

Кардиналы.. 191

Легаты.. 191

Православная каноническая оценка системы управления Католической Церковью.. 192

Епархиальное управление. Канонические основания. 192

Епархия. 192

Епархиальный епископ и его избрание. 193

Органы епархиального управления. 196

Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк) 197

Епархиальное управление до учреждения Святейшего Синода. 197

Епархиальное управление в синодальную эпоху. 197

Епархиальное управление по определениям Поместного Собора 1917-1918 гг. 199

Епархиальное управление по Положению «Об управлении Русской Православной Церкви» 1945 г. 201

Епархиальное управление по «Уставу …» 1988 года. Экзархаты.. 203

Органы епархиального управления. 203

Благочиния. 205

Экзархаты.. 205

Приход (канонические основания) 206

Образование приходов. 206

Поставление приходского священника. 208

Обязанности приходских клириков. 209

Приход в Русской Православной Церкви. 210

Приходы в досинодальную эпоху. 210

Приходы в синодальную эпоху. 210

Приходской устав Поместного Собора 1917-1918 гг. 213

Приходское управление по «Положению об управлении …» Поместного Собора 1945 г. 214

Приходское управление по «Уставу об управлении …» 1988 г. 215

Часть IV. Виды церковной власти. 216

Власть учения. 216

Три вида церковной власти. 216

Власть учения. 217

Миссионерство. 219

Символ веры и другие авторитетные изложения вероучения. 219

Духовная цензура. 220

Власть священнодействия. 221

Богослужение. 221

Храм и иконописание. 223

Церковный календарь. 225

Христианская смерть. Почитание святых. 228

Погребение усопших. 228

Канонизация и почитание святых. 229

Таинство брака. 233

Брак в Древней Церкви. 233

Заключение брака в Византии. 234

Заключение брака в Русской Церкви. 235

Препятствия к заключению брака. 236

Виды препятствий. 236

Абсолютные препятствия к браку. 237

Условные препятствия к браку. 241

Последствия вступления в брак. 245

Взаимные обязанности супругов. 245

Взаимные права и обязанности родителей и детей. 246

Расторжение брака. 249

Канонические основания для расторжения брака. 249

Развод. 250

Развод в России. 252

Правительственная власть Церкви. Церковное законодательство. 254

Законодательная церковная власть. 254

Применение церковных законов и их обязательная сила. 256

Церковное управление и надзор. Распоряжение церковным имуществом.. 258

Церковное управление. 258

Надзор. 259

Имущественные права Церкви. 259

Содержание духовенства. 263

Распоряжение церковным имуществом.. 264

Церковный суд. 264

Суд в Древней Церкви. 264

Церковный суд в Византии. 265

Церковный суд в Древней Руси. 266

Церковный суд в синодальную эпоху. 268

Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви. 269

Церковно-судебные инстанции. 269

Церковные наказания. 270

Наказания для мирян. 270

Церковные наказания для лиц духовных. 273

Часть V. Отношение Православной Церкви к другим конфессиям и к государству. 277

Православная Церковь и другие конфессии. 277

Православная Церковь и инославные церкви. 277

Церковь и нехристианские религии. 283

Церковь и государство. 284

Христианское учение о государстве. 284

Симфонические отношения Церкви и государства. 286

Иные системы взаимоотношений между церковной и государственной властью.. 289

Часть I. Источники церковного права. Введение

Церковь и право.

Богочеловеческая природа Церкви

Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных.

Церковь — это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обОжения.

Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это — Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами»[1].

В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24-25), — и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти — Божественную и человеческую — стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» — по-сербски, Kirche — по-немецки, church — по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, l'eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание.

Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон: правило веры и правило жизни по вере, т.е. догматы веры и нравственный закон, а вместе с тем Он дал и закон, которым устанавливаются отношения между отдельными частями ее живого организма. Свои основные законы Церковь получила от самого Христа, другие законы она издавала сама, властью, которую Он вручил ей.

Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право. Этими нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богозданный строй.

Право

Чтобы четче определить область церковного права, необходимо раскрыть значение самого понятия «право». Философия права знает много разноречивых определений этого, на первый взгляд, казалось бы, всегда одинаково понимаемого термина. Такая разноголосица обусловлена существованием разных теорий права. Поскольку понятие «право» — предельно широкое и ключевое в юридической науке, от того или иного определения его зависит характер правовой теории.

Одно из этих определений не лишено и известного церковного авторитета. Имеется в виду классическое римское определение, вошедшее в «Дигесты» императора Юстиниана (533 г.) и заимствованное оттуда в византийские законодательные сборники: «Василики» («Базилики») и «Прохирон» (IX в.), а также в канонический сборник — «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря (1335 г.). Оно сформулировано так: «Право есть творчество в области доброго и равного». Выражено это, конечно, не на языке современной науки, тем не менее данное определение отличается изрядной логической ясностью и достаточной однозначностью. Область права отделяется им от науки и искусства: подразумевается, что наука — это творчество в области истинного, а искусство — в области прекрасного. Указанием же на «равное» право отмежевывается и от морали, которая, тоже будучи творчеством в области доброго, не ограничена требованием равенства.