СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………С. 3
Глава 1. Военное общество Древней Руси X-XIII веков по военно-
историческим и археологическим источникам…………………………….С. 19
§ 1 Военно-исторические данные древнерусского государства
(X-XI вв.) и источники периода феодальной раздробленности на Руси
(XII-XIII вв.)………………………………………………………………….С. 20
§ 2. Классификация древнерусского оружия ………………………………С. 49
Глава 2. Развитие военного дела и военной организации общества
Древней Руси в X-XIII веках по археологическим данным……………….С. 83
§ 1 Сравнительный анализ военной организации и вооружения
Древнерусского общества в X-XIII веках по сравнению с
европейскими государствами………………………………………………..С. 103
§ 2. Развитие городов и укреплений в X-XIII веках в военном и
оборонительном плане……………………………………………………….С. 105
Заключение……………………………………………………………………С. 116
Список использованных источников и литературы……………………….С. 124
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность – история создания государства Российского неразрывно связана с историей его вооруженных сил. От княжеских дружин, несших ратную службу в мирное и военное время, от городов-крепостей и воинов-горожан, воздвигавших и оборонявших эти твердыни, ведет свое начало отечественная ратная слава. В эпоху расцвета государства и в эпоху его децентрализации различными по своему составу силами отечественные войска с честью и достоинством защищали интересы страны, княжества, города.
Вооруженные силы Древней Руси были разнородны. Они состояли из:
- княжеских и боярских постоянных вооруженных отрядов — дружин, проживавших в городах на дворе князя (боярина);
- полков — вооруженных формирований народного ополчения городов, удельных княжеств, земель — великих княжеств. Иногда ополчение представляло интересы и нескольких русских земель;
- отдельных иноплеменных вооруженных формирований, ядро которых составляла легкая конница черноклобуцких племен (печенегов, торков, турпеев, берендеев, половцев), поселенных русскими князьями на территории русских княжеств на условиях оказания военной помощи.
Порой русские князья для решения военно-политических вопросов использовали и наемные иноземные войска (поляков, диких половцев, венгров, варягов и других).
Под дружиной принято понимать вооруженный конный отряд из приближенных лиц князя (боярина). По Далю княжеская дружина — это отборное войско или гвардия, телохранители. Дружины русских князей делились обычно на «старейшую», состоявшую из княжих мужей — бояр, и «младшую», постоянно находившуюся при князе, его вооруженный отряд. Младшая дружина состояла из «детских», «отроков», «юных», «гридни» и воинов из народа — «мужей храборствующих, добрых, сильных», как вольных военных слуг, поступивших на полное обеспечение князя.
Впервые княжеская дружина упоминается в летописи от 862 года, но вплоть до 980 года ее следует рассматривать как элемент наемного войска, так как костяк той дружины составляли варяги-наемники.
Ответственность за оборону государства, а, следовательно, и за его военную организацию лежала на князе-правителе. На данном этапе строительства русского войска княжеские дружины являлись в рамках общерусской дружинной системы ядром всей военной организации русского государства. Поясним на примере. Новгородское феодальное войско формировалось вокруг старшей дружины новгородского князя; полоцкое войско — вокруг старшей дружины полоцкого князя, смоленское — смоленского, ростовское — ростовского и т.п. Возвращаясь к иноплеменным вооруженным формированиям «федератов» Руси, отметим, что их военные вожди (племенные князья, воеводы) также входили в состав старшей княжеской дружины.
Важная роль института дружины в процессе складывания феодальных отношений на Руси отмечается практически всеми исследователями. В трудах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, В. В. Мавродина, Б. А. Романова, Б. А. Рыбакова подробно рассмотрены положение и социальная функция дружины в раннефеодальном обществе Киевской Руси, освещен комплекс вопросов, касающихся внутренней структуры древнерусской дружины X-ХШ веков.
Дружиной обычно называют постоянную организацию профессиональных воинов во главе с военным вождем (королем, князем), существовавшую у ряда народов в период перехода от первобытнообщинного строя к феодализму. Нередко так именуют и военные отряды, собираемые только на время военных действий. Разница заключается в том, что для периода образования раннесредневековых государств была характерна дружина как постоянно функционирующий институт, и ее члены представляли собой особый социальный слой, особый тип знати, отличной от родоплеменной. Это военно-служилая (или военно-дружинная) знать, которая в процессе классообразования превращается в основную часть господствующего класса феодального общества, обусловив тем самым военно-служилый характер светской части этого класса, свойственный всем средневековым классовым обществам Европы. Далее термин «дружина» употребляется в первом значении — как синоним понятия «военно-дружинная знать».
Зарождение дружины было обусловлено определенным уровнем развития общества: появлением в результате роста производительных сил прибавочного продукта, достаточного для содержания дружинников, разложением родовых общин, без чего не могли возникнуть такие группы людей, не участвовавшие в материальном производстве и стоявшие вне общинной структуры.
У исследователей, занимающихся историей славян и Древней Руси, нет единого мнения относительно времени возникновения дружины у восточных славян (или у их предков, если относить появление дружин ко времени до складывания восточной, западной и южном ветвей славянства). И. И. Ляпушкин полагал, что о дружинах можно говорить по отношению ко времени не ранее середины IX века. Но все же начальный этап становления древнерусской дружины охватывает IX — первую половину X века.
Об обособленности поселений дружинных отрядов говорят и дружинные могильники IX-X веков. Это в первую очередь комплексы курганов Гнездова и Новоселок (близ Смоленска) и черниговские дружинные курганы. Рыбаков Б.А. высказал предположение, что отдаленность курганов Черниговского некрополя на расстояние до 18 км от Чернигова свидетельствует о появлении у дружинников земельных владений вокруг города. Однако черниговские дружинный курганы разбросаны не поодиночке или небольшими группами, что было бы естественно, если бы дружинники жили в собственных селах, а составляют группы, включающие в себя довольно большое количество захоронений. Вероятно, такие курганные группы - признак существования особых поселений дружинных отрядов. Многочисленность таких курганных групп и их близость к Чернигову, видимо, объясняются тем, что дружина черниговского князя в X в. была уже настолько многочисленной и имела столь развитую иерархию, что отдельные отряды расселялись в окрестностях города, а в самом городе концентрировалась лишь та часть дружины, которая постоянно находилась при князе. Большие курганы, выделяющиеся в своих группах (такие, как курган «Гульбище»), принадлежали, по-видимому, представителям дружинной верхушки, возглавлявшим рассредоточенные отряды черниговской дружины. Лишь два кургана из черниговского некрополя расположены обособленно, у самых городских стен — курган Черная могила. Но эти курганы, как доказал Б. А. Рыбаков, являются княжескими.
Дружина великого князя представляла собой опору великокняжеского стола правителя Руси, а ее члены принимали участие не только в войнах и походах, но и в управлении государством. Дружины князей-вассалов помогали своему старшему в роду князю-сюзерену управлять делами в конкретном региона государства — отчине, уделе. Дружинные войска применялись и во внутренних княжеских усобицах.
В целом же дружинная система Руси представляла собой крупную, влиятельную, стройную и постоянную организацию вооруженных людей с широкими полномочиями и функциями по осуществлению государственного и военного управления: обеспечению обороноспособности, мобилизационной, судебной и милицейской деятельности, пограничной, таможенной и налоговой службам и прочими полномочиями. Дружинные отряды являлись законными вооруженными формированиями государства, а каждая отдельно взятая дружина была кузницей кадров для русских военачальников, что также позволяет соотносить дружину с офицерским корпусом более поздней эпохи. При этом мы можем рассматривать старшую дружину как высших офицеров — генералитет Древней Руси; среднее звено княжеских дружинников — в качестве старшего офицерского состава, а младшее считать младшими офицерами. Каждый из князей имел при себе несколько ратных воевод, а также управлял институтом наместников и посадников, представляющих собой городских воевод. Наместник или посадник реально выполнял функции местного воеводы, т.е. начальника гарнизона, служа воеводой князю в конкретном регионе-вотчине, городе или уделе, куда он определялся (назначался) князем. И так по всем социальным ступеням вплоть до «юного» — младшего дружинника, находившегося на полном княжеском или боярском обеспечении. Ему полагались боевые доспехи, вооружение. Также он имел боевого коня (в больших походах — двух). Поскольку дружина (как старшая ее часть, так и младшая) состояла всегда на службе у князя-государя, имела четкую социальную градацию, профессионально владела военным делом, была добротно вооружена, получала жалованье за свою службу, являлась постоянной составляющей, ядром общерусского или регионального войска, а личный состав дружины относился к административно-правовой категории лиц, то мы вправе отнести дружинников к государственным вооруженным служащим. Вместе с тем следует и вполне обоснованный вывод, что дружинная система в своем общем виде являлась постоянным вооруженным формированием феодальной Руси, так сказать, прародительницей постоянного войска будущего Московского государства.