Смекни!
smekni.com

План 2004, поз. 53 Селифонов А. А. Правовой статус объединений предприятий в рф: Научно-практическое пособие (стр. 10 из 15)

в) другие обстоятельства.

Холдинговые отношения признаются существующими вне зависимости от того, какие цели преследует основное общество, оказывая влияние на принятие решения дочерним. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 ''О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"1 указывается, что взаимоотношения двух хозяйственных обществ могут рассматриваться как взаимоотношения основного и дочернего общества, в том числе и применительно к отдельной конкретной сделке, в случаях, когда основное общество (товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, либо давать обязательные для него указания.

Также различается ответственность основного общества. Наряду с субсидиарной ответственностью, возникающей во всех холдинговых объединениях (ч.3 ст.56 ГК РФ), ст. 105 ГК РФ устанавливает особый вид ответственности между основным и дочерним обществом. Так, основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

''Право давать обязательные для исполнения указания'' соотносится с ''возможностью определять решения'', как ''частное'' и ''общее'', в пользу этого говорят и положения ч.3 ст. 56 ГК РФ. В первом случае предполагается наличие правоотношения между основным (его органом или участником) и дочерним обществом, которым закрепляется право основного общества давать указания, и обязанность дочернего общества их исполнять. Во втором случае, основное общество не выступает непосредственно стороной обязательства.

Как отмечает И.С. Шиткина, ''управление дочерним обществом должно осуществляться основным не непосредственно, а через органы управления дочернего''.1 В соответствии со ст. ст. 91, 103 ГК РФ управление в хозяйственных обществах осуществляют органы управления, порядок образования и полномочия которых определены законодательством. Любое управленческое решение должно быть принято в рамках их компетенции. Закон допускает возможность существования органа управления хозяйственного общества в форме другой коммерческой организации или индивидуального предпринимателя (ч.1 ст. 69 Федерального закона ''Об акционерных обществах'', ст.42 Федерального закона ''Об обществах с ограниченной ответственностью'').

Таким образом, если право давать обязательные указания принадлежит основному обществу (товариществу), его органу (единоличному или коллегиальному), его участнику (товарищу), являющихся органами управления дочернего общества, или в связи с обязательством дочернего общества, то необходимо признать наличие холдингового правоотношения. Во всех же остальных случаях, на наш взгляд, условия солидарной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.105 ГК РФ, отсутствуют.

Другой формой холдинговых правоотношений являются отношения зависимости, предусмотренные ст. 106 ГК РФ. В соответствии с ч.1 статьи хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Возможность осуществлять управление обусловлена наличием у преобладающего общества не менее 20 % уставного капитала (голосующих акций) зависимого общества. Акцент законодателя на указанных основаниях «зависимости» позволяет допустить возможность одновременной квалификации отношений между обществами как между основным – дочерним, и преобладающим – зависимым1. Законодатель ограничивает субъектный состав отношений зависимости (хозяйственные общества).

Антимонопольное законодательство объединяет лиц, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли) уставного (складочного) капитала юридического лица и само юридическое лицо термином ''аффилированные лица''. В законодательстве закреплен принцип ''взаимоаффилированности'', в соответствии с которым аффилированность отношения влечет признание всех его субъектов аффилированными лицами. Отсюда, отношения зависимости влекут за собой признание хозяйственных обществ аффилированными лицами.

Последствием «зависимости» является возложение обязанности на ООО официально публиковать сведения о подобных отношениях. Для аффилированных лиц акционерных обществ предусматривается ответственность за непредставление либо несвоевременное предоставление данной информации (ст. 93 Федерального закона ''Об акционерных обществах''). Имеются ограничения на совершении сделок с афилированными лицами.

Участие акционерного общества в холдинговом объединении влечет следующие правовые последствия:

1. Обязанность в случае приобретения более 20 процентов голосующих акций общества незамедлительно опубликовать сведения об этом[12].

2. Специальный порядок совершения сделок с аффилированными лицами.

3. Обязанность вести учет и представлять отчетность об аффилированных лицах[13].

4. Обязанность акционерного общества (кроме кредитной организации) раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об аффилированных лицах[14].

О значении интегрированных структур, созданных как объединения основного и дочернего либо участвующего и зависимого предприятий, свидетельствует анализ распределения собственности в промышленности между предприятиями, имеющими дочерние и зависимые общества и ''изолированными'' предприятиями. В соответствии с исследованиями данное соотношение составляет 98% и 2% соответственно3. Имеется анализ стратегии приватизированных предприятий при выборе форм интеграции, в соответствии с которым:

1. Вхождение предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемых заново (17 %).

2. Формирование горизонтальных объединений (35 %).

Самостоятельный путь развития и сохранение независимости. (43 %)1.

Преимущество, как следует из представленных данных, было отдано горизонтальной форме интеграции, что позволяло предприятиям сохранить самостоятельность.

Универсальной формой объединения, допускающей существование как вертикальных так и горизонтальных связей, становятся финансово-промышленные группы (ФПГ). Первым нормативно-правовым актом, регулирующим создание и деятельность ФПГ в России, был Указ Президента РФ N 2096 от 5 декабря 1993 года '' О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации''1, которым утверждалось Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания. Под ФПГ понималась зарегистрированная в соответствии с Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных Положением.

Создание ФПГ могло производиться как по инициативе предприятий, так и по инициативе Правительства РФ. Само объединение основывалось как на договорной основе, так и на основе консолидации одним предприятием пакетов акций других участников. Следует отметить большое число ограничений, содержащихся в Указе, а также в законодательстве о приватизации, зачастую нивелирующих действие Положения о ФПГ.

Появление Указа повлекло за собой разработку и принятие ряда нормативных актов, развивающих его положения, а также создание специальных органов в этой сфере. Так, в целях ''содействия своевременной организации в Российской Федерации и государствах – участниках СНГ саморазвивающихся в условиях рыночной экономики межведомственных, межрегиональных и межгосударственных акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп'' создается Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово – промышленных групп, Положение о которой утверждается Распоряжением Совета Министров – Правительства РФ от 25 августа 1993 г. N 1536-р2. Основной деятельностью Межведомственной комиссии стало участие в разработке Программы содействия формированию финансово-промышленных групп, утвержденной постановлением Правительства от 16 января 1995 г. N 48 ''#P 3 0 1 1 9010377 0000#G0О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп''4.

В Программе приводятся результаты анализа сферы промышленности, и на их основе подтверждается необходимость создания финансово-промышленных групп. Разработана теоретическая база создания ФПГ как формы объединений предприятий: представлена классификация финансово-промышленных групп, перечислены варианты центральных компаний, предложены основные критерии объединения.

В дальнейшем на смену Указу приходит Федеральный Закон от 30 ноября 1995 года N 190-ФЗ ''О финансово-промышленных группах''. В соответствии со ст. 2 Закона, под ФПГ понимается ''совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создания новых рабочих мест''.

Нормы Закона о ФПГ закрепляют два способа создания данного объединения.