Смекни!
smekni.com

План 2004, поз. 53 Селифонов А. А. Правовой статус объединений предприятий в рф: Научно-практическое пособие (стр. 11 из 15)

1. Признание финансово-промышленной группой совокупности хозяйствующих субъектов, объединенных как основное и дочернее общество.

2. Интеграция самостоятельных юридических лиц посредством договора о создании ФПГ.

Практика формирования ФПГ1 свидетельствуют о приоритете в использовании второго способа создания, что, на наш взгляд, обусловливается следующими факторами:

1. Ограниченный перечень, в силу ст. 105 ГК РФ, возможных организационных форм предприятий – потенциальных участников ФПГ.

2. Существующее холдинговое объединение имеет зачастую организационные и материальные возможности реализации собственных интересов, без дополнительного приобретения статуса ФПГ. Стимулом же реализации достаточно сложного в организационном плане процесса приобретения статуса ФПГ могут выступать меры государственной поддержки, которые носят, в подавляющем большинстве случаев, декларативный характер.

Анализ вариантов создания ФПГ приводит к выводу, что результатом первого способа становится возникновение объединения ''вертикального типа'' (холдинга), имеющего в основании имущественное участие в уставных капиталах, а результатом второго – формирование объединения ''горизонтального типа'', характеризующееся договорной основой.

Разработка такой формы объединения как ФПГ преследовало с одной стороны укрепление экономических связей между предприятиями, а с другой – создание отечественной альтернативы крупнейшим западным формам объединений – транснациональным корпорациям.

§ 2. Транснациональные объединения предприятий.

Наиболее масштабной формой объединений предприятий в настоящее время являются транснациональные объединения. В 90-х годах прошлого века в связи с созданием совместных предприятий в РФ начали действовать первые иностранные инвесторы. Демонополизация внешнеэкономической деятельности, открытие национальной экономики создали условия для притока иностранных инвестиций. В настоящее время РФ занимается активным привлечением иностранного капитала, что актуализирует проблему правового регулирования инвестиционной деятельности.

Э. Грязнов приводит данные, которые свидетельствуют, что к 2000 году на территории РФ оперировали 80 из 100 крупнейших ТНК мира2. Основная форма деятельности ТНК - участие в предприятиях профильных отраслей промышленности, используя возможности, предусмотренные акционерным законодательством. Правовое регулирование деятельности данных предприятий осуществляется со спецификой установленной инвестиционным законодательством3.

Приход на отечественные рынки иностранных транснациональных объединений актуализировал создание нормативно-правовой базы транснациональных объединений в рамках нового геополитического союза – СНГ. В 1993 году страны – участники СНГ, в целях углубления экономической интеграции, принимают Договор о создании Экономического союза5, в ст. 12 которого говорится о том, что Стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций.

В 1994 году заключается Соглашение государств-участников СНГ#S #G0 ''О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений''1. В соответствии с документом, #G0транснациональные объединения (ТНО) могли создаваться в различных формах, включая: совместные финансово-промышленные группы, международные хозяйственные объединения, корпорации, холдинговые компании, ассоциации, союзы, совместные предприятия, торгово-посреднические организации типа торговых домов, агентств и международных бирж, совместные коммерческие банки и их объединения, финансовые и страховые компании. Создание объединений допускается как по соглашению правительств, так и на основе договоров, стороной которых могут быть и предприятия третьих стран. ТНО признаются#G0 юридическими лицами в соответствии с законодательством места регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств ТНО определяется в соответствии с законодательством их местонахождения. Таким образом, состав ТНО ограничивается представительствами и филиалами, которые по законодательству РФ юридическими лицами не являются.

Практика реализации Соглашения показывает, что основной формой ТНО стали ФПГ. Двухсторонние соглашения России в этой сфере исходят из положения российского законодательства о статусе ФПГ. Так, в частности, в соответствии с #G0Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об основных принципах создания российско-казахстанских финансово-промышленных групп от 28 марта 1994 г.1 #M12291 9000372#S ФПГ уже не является юридическим лицом, а его участниками могут быть ''#G0предприятия любой организационно-правовой формы независимо от вида собственности, … в том числе третьих стран''. В настоящее время подобные соглашения заключены практически со всеми странами – участниками СНГ, что свидетельствует о возможности ФПГ осуществлять интеграцию в пределах общего экономического пространства.

Активизации создания ФПГ межгосударственных масштабов послужило принятие в 1995 году Закона ''О финансово-промышленных группах''. В соответствии со ст. 4 Закона финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ. В рекомендательном акте о финансово-промышленных группах1 также содержится определение транснациональной ФПГ, обязательным признаком которой является наличие в составе участников иностранных юридических лиц.

Таким образом, международные ФПГ подразделяются на транснациональные ФПГ (ТФПГ) и на межгосударственные ФПГ (МФПГ). Основным различием данных видов является то, что правовой статус первых определяется Законом ''О ФПГ'', а статус вторых - межправительственными Соглашениями.

Впоследствии значение транснациональных финансово-промышленных групп было подтверждено Решением о Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (Москва, 28 марта 1997 г.). В документе создание транснациональных ФПГ определено как «общая стратегическая цель государств – участников Содружества», наряду с такими целями как создание стимулирующих условий для объединения инвестиционных ресурсов государств-участников СНГ по организации высокоэффективного конкурентоспособного производства, развития взаимовыгодной торговли, производственной специализации и кооперирования. Документ носит программный характер и не определяет обязательства государств по тем или иным направлениям совместной политики, однако показателен пример отсутствия четкой позиции относительно статуса транснациональных объединений, которые в Решении именуются транснациональными ФПГ, транснациональными компаниями, транснациональными корпорациями.

Специальным документом, определяющим статус транснациональных объединений в рамках Содружества[15] стала Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г.1#M12291 9000611#S#M12291 9000372#S На основании ст. 1 #G0Конвенции устанавливаются основы сотрудничества Сторон в области создания и деятельности транснациональных корпораций. Отношения, не урегулированные Конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между Сторонами, а также их национальным законодательством.

В Конвенции закреплено определение ТНК через перечень признаков. #G0Транснациональной корпорацией признается юридическое лицо (совокупность юридических лиц):

- имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон;

- образованное юридическими лицами двух и более Сторон;

- зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией.

Указанные документы свидетельствуют об объективном процессе становления законодательства в рамках СНГ, направленного на регулирование деятельности предприятий, непосредственно потребляющих ресурсы различных государств. Следует отметить исключительно поощряющий характер данных документов, что объясняется, в большинстве случаев, инвестиционным голодом «стран-участников». Однако, транснациональные предприятия не являются новым явлением для современной мировой экономики и международная правовая система знает целый ряд документов, ограничивающих деятельность ТНК.

Так уже Хартией экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.1 устанавливалось, что ''каждое государство имеет и должно свободно осуществлять полный постоянный суверенитет над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию''. Хартия предоставляет государствам право для обеспечения суверенитета регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в рамках национальной юрисдикции, принимать меры к пресечению любой деятельности, противоречащей их законам, нормам и постановлениям и не соответствующей государственной экономической и социальной политике. Каждое государство с полным учетом своих суверенных прав призвано сотрудничать с другими государствами в деле осуществления указанного права. В свою очередь, транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.