Объединения типа ''Б''. Они включали предприятия и тресты не только общесоюзного, но и республиканского и местного значения, выполняющих по отношению к общесоюзным предприятиям те же функции, что и объединения типа ''А''. В отношении республиканских и местных – функции прежних синдикатов, а также некоторые дополнительные функции: планирование производства и капитального строительства, общетехническое руководство рационализацией и реконструкцией и общее руководство подготовкой кадров.
Объединения типа ''В''. Они создавались в основном в пищевой и легкой промышленности, включая предприятия и тресты республиканского и местного значения. За ними были сохранены функции ликвидированных синдикатов, задачи межреспубликанского планирования производства и капитального строительства, а также наблюдения за рационализацией и технической реконструкцией1.
15 марта 1934 года ЦИК и СНК СССР принимает решение ликвидировать в хозяйственном аппарате объединения, сократить количество трестов. В наркоматах были образованы главные производственные или производственно-территориальные управления, которые обладали правомочиями для решения всех видов вопросов руководства подчиненными им организациями, учреждениями, предприятиями. Позже, руководствуясь решениями февральского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС, Верховный Совет СССР IV созыва в мае 1957 г. на своей 7 сессии признал необходимым ''осуществить переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства … к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе сложившихся экономических районов''. Отмечалось, что существовавшие до 1957 г. формы управления промышленностью через специализированные министерства (наркоматы), сыграв свою положительную роль в экономическом развитии нашего государства, перестали отвечать новым задачам хозяйственного строительства, стали превращаться в тормоз дальнейшего подъема народного хозяйства СССР1. Это знаменует очередной переход от отраслевого принципа управления промышленностью к территориальному, что, однако, не повлекло структурной перестройки существовавших объединений, а выразилось лишь в перераспределении полномочий в органах управления. Проводимые реформы затрагивали, прежде всего, структуру и содержание деятельности органов управления промышленностью, изменяя то принципы их организации (территориальный, ведомственно-отраслевой, территориально-отраслевой), то звенность системы управления (тенденция к сокращению звеньев управления), то дифференциацию функций между вновь организуемыми элементами структуры управления. Исследуя организационные изменения в промышленности в данный период, Ю.А. Веденеев отмечает, что ''административные реформы могут выполнить свое назначение только на фоне радикальных преобразований в отношении власти и собственности''2.
8 декабря 1961 года принимаются Основы гражданского законодательства Союза ССР3. В соответствии с Основами субъекты, обладающие государственным имуществом на праве оперативного управления, обязаны были осуществлять правомочия по владению пользованию и распоряжению в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Принятый в соответствии с Основами 11 июня 1964 года Гражданский кодекс РСФСР1 допускал возможность участия в составе объединения предприятия с правами юридического лица (ст. 34 ГК), что впоследствии было реализовано при формировании отдельных видов объединений. Концепция хозяйственной реформы, заложенная в решениях сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, была конкретизирована в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. ''Об улучшении управления промышленностью''1 и от 4 октября 1965 г. ''О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства''2. В этом же году принимается Положение о социалистическом государственном производственном предприятии3. Положение исходит с позиций рассмотрения предприятия как основного элемента народнохозяйственного комплекса (объединения), закрепляя соответствующие интеграционные предпосылки.
Реорганизация управления промышленностью в связи с ликвидацией СНХ и перехода к отраслевой системе управления через министерства в 1965 году привела к увеличению количества министерств (на начальном этапе было образовано 21 министерство) как центров производственно-хозяйственных комплексов. Данную роль отраслевые министерства приобретали в силу наделения их функциями отраслевого управления.
Министерская структура управления состояла либо из трех уровней: центральный аппарат министерства (союзного) – главное производственно-отраслевое (территориальное) управление – промышленное предприятие, либо четырех уровней: центральный аппарат министерства (союзно-республиканского) – главное отраслевое управление – министерство союзной республики – предприятие. В отдельных отраслях промышленности (например, угольной) в качестве промежуточного звена управления выступали организационные производственные единицы типа комбината или треста, базировавшиеся соответственно на вертикальной или горизонтальной производственной специализации подведомственных предприятий2.
Важным моментом становится принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1973 года '' О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью''2, которым было утверждено общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях3. В Постановлении, в частности указывалось, что дальнейшее совершенствование организации управления промышленностью должно происходить, в том числе, путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений.
Предполагалась организация двух основных типов промышленных объединений – всесоюзных и республиканских и трех типов производственных объединений – союзных, союзно-республиканских и республиканских.
Одним из принципов деятельности промышленного объединения провозглашалось ''правильное сочетание централизованного планового руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой объединения, предприятий и организаций'' (п.2 Положения). В этой связи предоставлялась возможность заключения объединением соглашений (договоров) с другими промышленными объединениями, предприятиями, хозрасчетными снабженческо-сбытовыми организациями, а также оптовыми торгующими организациями.
Рассматривая правовое положение объединений в отечественной промышленности, В.В. Лаптев1 отмечал, что с точки зрения места, занимаемого в хозяйственной системе, различаются объединения первичного и среднего звена. Объединения первичного звена называются производственными. Создание производственных объединений означает появление нового вида хозяйственного органа. Функции производственного объединения во многом сходны с функциями предприятия. Объединения среднего звена являются не хозяйственными органами, а хозяйственными системами. Предприятия, производственные объединения и другие организации, входящие в состав объединений среднего звена, сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность.
Следующей формой объединения предприятий становятся научно-производственные объединения (НПО). В соответствии с Положением о научно-производственном объединении, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1975 г. № 10621 НПО является единым научно-производственным и хозяйственным комплексом, в состав которого входят научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, заводы (фабрики), пусконаладочные, шефмонтажные и другие структурные единицы в зависимости от задач, поставленных перед объединением. Структурные единицы, входящие в состав НПО, не получали статус юридического лица. Однако допускалось вхождение в состав НПО и самостоятельных предприятий.
Более масштабной формой межотраслевой интеграции становится государственное производственное объединение, Положение о котором было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 23 октября 1987 года1. Государственное производственное объединение включало в свой состав производственные, научно-производственные объединения, другие самостоятельные предприятия и организации, включая учебные. Предусматривались формы межгосударственной интеграции с фирмами развивающихся и капиталистических стран. Таковыми являлись производственная и научно-техническая кооперация, а также создание на основе международных договоров совместных предприятий.
Создание различного рода научно-производственных объединений стало реакций на то значение, которое придавалось научно-техническому прогрессу как условию повышения эффективности производства.
В дальнейшем до конца советского периода не было принято специальных нормативных актов, посвященных промышленным объединениям. Развитие законотворчества в этом направлении привело к тому, что право предприятия вступать в различные объединения становится элементом его общего правового статуса и закрепляется в нормативных актах, посвященных непосредственно предприятию. Отдельные виды объединения становятся на уровень основных (первичных) звеньев в системе управления промышленностью, что фактически отождествляет их статус с самостоятельными предприятиями. Так, в соответствии с Законом СССР ''О государственном предприятии (объединении)'' 1987 г.1 государственные предприятия (объединения) провозглашались основным звеном единого народнохозяйственного комплекса. Основными видами объединений определялись производственные и научно-производственные. В организационных отношениях объединение выполняло функции вышестоящего органа по отношению к входящим в него предприятиям. Объединение закрепляло за структурной единицей необходимые основные фонды и оборотные средства, определяло порядок осуществления внутрихозяйственных отношений и разрешения споров между структурными единицами, а также ответственность за невыполнение ими своих обязанностей. До развала СССР принимается ряд союзных законов, свидетельствующих о новых принципах регулирования народного хозяйства, но практика применения данных законов была непродолжительной, так как образовавшиеся государства начинали самостоятельную законодательную работу по оформлению правового статуса хозяйствующих субъектов. Последним союзным нормативно-правовым актом в этой сфере становится Закон СССР ''О предприятиях в СССР'', принятый 4 июня 1990 года1. В соответствии с Законом образование объединений предприятий предполагалось на добровольной основе в формах союза, хозяйственной ассоциации, концерна и других объединений по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также международных организациях. Формирование руководящих органов подобных объединений осуществлялось на основе согласованного решения входящих в объединение предприятий. Предприятиям предоставлялось право создания дочерних предприятий как самостоятельных юридических лиц, что также являлось формой интеграции.