Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей (стр. 5 из 23)

Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом. Зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора. Например, что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два - сложнее, но попробуйте на три. Например, что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное. Ребенку необходимо подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер.

Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит. Например, изображены люди и кукла, объяснение ребенка может быть таким: «Здесь все люди живые, а кукла – нет, потому что она игрушечная».

Интерес для детей пяти – шести лет представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие. Ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления.

Игры на сериацию

Они позволяют младшим дошкольникам выстраивать предметы в определенной последовательности. Например, можно выстроить семейки елок, расположить под ними грибы – большой, средний, маленький, снова большой, после чего спросить ребенка: «Какой теперь?». Любимая народная матрешка, пирамидка – яркий пример сериации для самых маленьких. При выстраивании сериации используется чередование цвета, формы, величины элементов в определенном порядке. Детям в возрасте пяти-шести лет подойдут лото «Веселый клоун» на материале картинок с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (веселье, грусть, удовольствие); «Самый быстрый»-различение животных по способу и скорости передвижения; «Самый тяжелый» -сравнение по весу различных тел. Во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Но не следует увлекаться лишь верным выбором карточек, не менее важно услышать объяснение ребенком своего выбора.

Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

Игры, развивающие образное мышление

Развитию образного мышления способствует проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе, которые так необходимы при подготовке к школьному обучению.

Игры типа домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков состоит в фиксации внимания сразу на двух концах ленты домино, удерживая задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

Настольные игры, направленные на формирование

умения ориентироваться в пространстве

В период подготовки к школе задача развития пространственной ориентировки становится особенно актуальной, поскольку от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш.

Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм.

Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность и обязательные правила, очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления.

Игры-бродилки, лабиринты предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья или группа детей. Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры, чтобы в доступной форме донести полученные сведения до ребенка. В начале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку. Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.

Игры, формирующие готовность к школьному обучению

Перед школой важно научиться следовать правилам, уметь копировать простое изображение (геометрическую фигуру, иероглиф, знак, букву любого алфавита), действовать согласованно в едином темпе с группой сверстников. Овладеть этими необходимыми качествами помогут игры с правилами.

Домино и лото «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту обитания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный). Такие игры помогают не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, тренируют внимание, сосредоточенность, быстроту ориентировки.

Такие настольно-печатные игры, как «Азбука» знакомят детей с буквами. Здесь необходимо, например, соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект. Множество современных детских настольных игр содержат многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Очень привлекают детей игры со штампами, печатями, наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию. Следует помнить, что чем младше ребенок, тем крупнее должно быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей. Такие игры-занятия способствуют развитию мелкой моторики, устойчивости внимания и усидчивости ребенка.

Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей («Что сначала, что потом?») учат построению связного рассказа. В ходе игр помимо действий ребенок должен научиться давать обоснование своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском, далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция). Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка?

Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года.

Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой.