Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений (стр. 15 из 19)

Когда прибавишь «м»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха – муха)

6. Сколько их?

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье?

7. Спящий пассажир.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всего пути он проехал спящим?

8. Найди число.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: найди число, которое, будучи разделено на 2 даёт в остатке 1, при делении на 3 даст в остатке 2, при делении на 4 даст в остатке 3, при делении на 5 даст в остатке 4, при делении на 6 даст в остатке 5, но на 7 это число делится нацело.

9. Волк, коза, капуста.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: крестьянину нужно перевести через реку волка,козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти крестьянину свой груз?

10. Гусеница.

Ход проведения: детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку. Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.

Задание: в 6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево. В течении дня, то есть до 8 часов, она вползла на высоту 5м, а в течении ночи спускалась на 2м. В какой день и час она вползёт на высоту 9м?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

игры и упражнения, способствующие развитию высших психических функций у учащихся среднего звена

Деловые игры для подростков

Упражнение «Телефакс»

Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, образного мышления, воображения. Время проведения: 15 минут.

Подготовка:

Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.

Этапы игры:

1. Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний - карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).

2. Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой.

3. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.

4. Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.

5. В конце игры обсудите несколько вопросов:

- Слаженно ли работала команда?

- Как можно было повысить эффективность работы?

- Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?

Варианты:

Игроки могут посылать и текстовые сообщения, например, простые слова: «да», «нет», «алло», «ура» и т.д.

Интеллектуальная игра для школьников «Верю – не верю»

Цели и задачи: выявление уровня знаний учащихся по определенной теме, передача им новых знаний, контроль знаний учащихся.

Участники: ведущий, 10-30 учащихся 5-11 классов.

Реквизит: тематические вопросы, жетоны, таблички «ДА» и «НЕТ».

Время проведения: 45 минут.

Ход игры:

Все участники упражнения становятся в колонну в середине комнаты. С одной стороны от них на стене находится табличка «ДА», с другой «НЕТ». Ведущий читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». После того как вопрос прочитан, участники отходят к одной из табличек, в зависимости от своего мнения. По итогам каждого вопроса, те учащиеся, которые верно заняли позицию, получают по одному жетону. Все участники вновь становятся в середину комнаты. Побеждает тот, кто в итоге всего упражнения наберет наибольшее количество жетонов.

Деловая игра для подростков «Дебаты»

В игре принимают участие две команды по 8–10 человек. Предварительно обе команды знакомятся с правилами игры, договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам). Сообща команды выбирают или разрабатывают тезис, который будет лежать в основе спора. Смысл спора заключается в маленькой частице отрицания «не», которая и провоцирует команды на поиск аргументов и контраргументов. При этом команды готовят материалы для обеих позиций, так как вопрос об игровой роли решается только в день встречи путем жеребьевки.

Во время встречи одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который помимо организаторов акции входят приглашенные специалисты по теме дебатов, а также по одному представителю от играющих команд.

Игровые роли: в каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Совета справедливых. Обязательно нужен протоколист, который бы на доске или листе ватмана фиксировал основные тезисы спикеров. Ведет игру один или двое ведущих, их подготовка имеет большое значение. Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время. Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Педагогические возможности. Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном демократическом обществе.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

1. Сбор победителей первого этапа акции «Хочу управлять государством», поздравление, знакомство с идеей того, как будет проходить второй этап, советы, как лучше к нему подготовиться, объяснение правил игры «Дебаты», формирование команд.

2. Встреча команд: обсуждение и выбор темы-тезиса. Тема должна соответствовать следующим условиям: четкость в формулировке, отсутствие разночтения, перспективность для обсуждения, значимость для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

3. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).

4. Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.

5. Дебаты.

6. Подведение итогов игры, выступление Совета справедливых. Поощрение игроков и формирование сборной команды для участия в третьем этапе акции «Хочу управлять государством».

Дело готовится и проводится в течение нескольких дней: точный срок зависит от информационных возможностей лагеря, насыщенности смены другими делами. Важно, чтобы участники, с одной стороны, не перегорели, с другой – не чувствовали себя неподготовленными.

Участниками игры становятся ребята, давшие достаточное количество правильных ответов на первом этапе акции «Хочу управлять государством». Способ формирования команд – жеребьевка. Чтобы команды получились равносильными, можно провести небольшую викторину, где ребята лучше узнают друг друга, увидят возможности каждого. В состав команды могут входить 8–10 человек.

Организацию игры берет на себя творческая (инициативная) группа детского лагеря, созданная для подготовки и проведения дел акции «Хочу управлять государством». Ребята вместе с педагогом-руководителем дорабатывают идею игры, составляют план подготовки и проведения дела, распределяют между собой обязанности, намечают дату и время проведения дела, согласуют их с советом лагеря.