Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений (стр. 16 из 19)

На сборе-старте организаторы проводят небольшую игру-викторину для знакомства участников и проявления ими своих знаний и умений. Затем рассказывают, почему они выбрали именно игру «Дебаты», объясняют ее правила и особенности. Чтобы команды получились равносильными, можно провести жеребьевку, причем отдельно среди мальчиков и среди девочек, среди старших и младших.

После того как команды сформировались, можно приступить к обсуждению и выбору темы-тезиса. Тема должна быть четкой по формулировке, перспективной для обсуждения, актуальной для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Например, тезис «Дети стали хуже». Ищем, куда лучше вставить частицу «не», чтобы получилась интересная для обсуждения тема: «Не дети стали хуже», «Дети не стали хуже», «Дети стали не хуже». Выбираем подходящий вариант.

Во время самостоятельной работы команды занимаются формированием кейса. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что и где они видели и слышали, какую информацию можно включить, каким материалом можно воспользоваться, где его можно найти. Затем формируются три рабочие группы: первая готовит материал, определяет, как лучше объяснить тему дебатов, какой аспект из этой темы лучше вынести на обсуждение, подбирает необходимые ключевых понятия. Например, в теме «Дети стали хуже» надо найти ответы на вопросы: о каких детях будем говорить (возраст, социальное положение, если «хуже», то в чем – здоровье, умственные и творческие способности).

Вторая группа ищет аргументы для подтверждения своей позиции, т.е., если дети стали хуже, то в чем, чем мы можем это подтвердить.

Третья группа подбирает варианты контраргументов, которые могут выдвинуть соперники, и ищет на них ответы. Идет сбор информации, подыскивается необходимый реквизит.

Начинают свою работу консультационные пункты. В них могут работать как члены творческой группы, так и привлеченные ими «знатоки» – люди, хорошо разбирающиеся в тех или иных вопросах (ребята – представители регионов, взрослые).

После самостоятельной работы команды собираются на своем рабочем месте, группы отчитываются, что удалось сделать, начинают разработку своего выступления. Можно использовать таблицы, графики, мультимедийный проектор. Выбираются спикеры и представитель команды в Совет справедливых (жюри).

Наступает время дебатов. Ведущий приветствует собравшихся, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых. Начинает игру спикер команды «Утверждение». После обозначения позиций команды первыми спикерами никакие изменения и дополнения другими спикерами уже привнесены быть не могут!

Ниже в таблице приведено содержание всего процесса игры.

Ход игры

Игровая роль

Команда «Утверждение»

Команда «Отрицание»

Время

Спикер-1

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы считаем, что…) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…). Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…). Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует). Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…). Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые. Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

5 мин.

Ведущий-1

Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.

Ведущий-2

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о…»

Спикер-2

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды. Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

7 мин.

Ведущий-1

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял…», «Как вы думаете…», «Не кажется ли вам, что…». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

Спикер-3

Опровергает доводы и аргументы команды соперников. Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…» Опровергает доводы и аргументы команды соперников. Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

7 мин.

Ведущий-2

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

6 мин.

Спикер-1

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды. Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

3 мин.

Ведущий-1

Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.

Совет справедливых

Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек. Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.

3 мин.

Итого по времени

1,5 часа

Затем члены творческой группы проводят коллективное обсуждение игры: спрашивают участников, понравилась ли им игра, что нового они узнали, где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует.

После этого каждому участнику выдается по одному значку, который он должен вручить тому человеку из своей группы, который, по его мнению, внес наибольший вклад в работу команды. Ребята, получившие наибольшее количество значков, становятся участниками третьего этапа акции.

Свое слово должны сказать и члены творческой группы, наблюдавшие за работой советов. Они могут предложить в состав новой команды еще несколько человек, хорошо проявивших себя в ходе подготовки или во время дебатов.

Темы для дебатов:

1. Детские организации – лучший путь воспитать личность.

2. Телевидение разрушает нравственность молодого поколения.

3. В городе жить лучше, чем в деревне.

4. Коррупция ведет к стабильности государства.

5. Надо запретить Интернет.

6. Надо сделать Интернет бесплатным.

7. Школьная форма оправдана.

8. Атомные электростанции оправданы.

9. Смертная казнь в России нужна.

10. СМИ – под жесткий контроль государства.

11. Граждане России имеют возможность участвовать в корректировке законов.

12. Учащейся молодежи нужна материальная поддержка государства.

13. Альтернативная военная служба и предоставление отсрочек по призыву в связи с учебой и семейным положением нужны.

14. Социальное неравенство между подростками существует.

15. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима.

16. Употребление нецензурных выражений в обществе растет.

17. Каждый сегодняшний подросток может стать руководителем государства.

ИГРЫ и упражнения на развитие мышления

Игра «Составление предложений»

Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Надо предупредить ребят, что время выполнения задания ограничено — 10 минут при групповом занятии и 15—20 минут при индивидуальной форме занятия.

Ответы ребят могут быть банальными: «Медведь уронил в озеро карандаш», а могут быть и сложными, с введением новых объектов: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере». Ответы могут быть и по-настоящему творческими, интересными: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Если ребенок работает индивидуально, то кто-то из родителей тоже должен придумать предложения из данных слов и показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами. При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Следует обязательно поощрить ребят, придумавших самые оригинальные предложения. Но еще более важным является развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ нравится или не нравится, интересен или нет.