Смекни!
smekni.com

ЕР, Г. Федоров управление региональным развитием государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие калининградской области (стр. 17 из 41)

В-третьих, сейчас ОЭЗ выступает как орудие региональной политики, призванное, прежде всего, компенсировать тяготы, вызванные особым геополитическим положением территории. Мировой же опыт однозначно свидетельствует, что при самом широком уровне местной самодеятельности, свободные зоны выступают все-таки в качестве инструмента общегосударственной политики и процветание отдельных территорий лишь побочный эффект, а не главная цель их создания. В российском же руководстве начинает преобладать мнение, что для страны, создающей открытую рыночную экономику, СЭЗ вообще не нужны, так как они создают привилегированные условия для зарегистрированных в них фирм и одновременно способствуют уходу от налогообложения отечественных производителей. О меняющемся отношении к СЭЗ свидетельствует и то, что в РФ до сих пор не принят Федеральный закон о свободных экономических зонах, первые проекты которого появились еще в 1992-1993 гг. А в граничащих с Калининградской областью Польше и Литве такие законы уже действуют.

В-четвертых, до принятия в сентябре 1997 г. «Феде­ральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы» так и не были четко определены ни приоритетные отрасли и объекты экономического роста ОЭЗ, ни те рынки, на которые она будет ориентироваться.

В-пятых, не было уделено достаточного внимания информационно-рекламному обеспечению деятельности СЭЗ, а также созданию и совершенствованию зональной инфраструктуры. Причина кроется скорее в недостатке средств, чем в непонимании важности этих компонентов, но результат один – потенциальные инвесторы плохо представляют себе ситуацию в Калининградской области, их отпугивает отсталость систем связи, плохие дороги, допотопная система во­до-, тепло- и энергоснабжения и т.д. Калининградцы же сами недостаточно представляют себе ситуацию на мировых рынках, мало знают о деловой репутации и возможностях наших потенциальных партнеров.

Как на основе вышеизложенного можно прогнозировать дальнейшие необходимые шаги по развитию региона? Понятно, что речь не идет об отказе от добытого с таким трудом статуса Особой экономической зоны (ОЭЗ). Но этот статус надо наполнять конкретным содержанием, что уже отчасти делается. Как упоминалось, в сентябре 1997 г. была принята «Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы», в которой определены приоритетные отрасли и объекты экономического роста и намечен комплекс конкретных мероприятий по развитию ОЭЗ. 30 октября 1997 г. Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области «О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области», позволяющий применять на отдельных участках территории региона специальный режим стимулирования хозяйственной деятельности (экспортного или импортозамещающего производства, торгово-выставочных и туристско-рекреационных услуг, технико-внедренческой деятель­ности и др.). Тем не менее, предстоит как на федеральном, так и на региональном уровне сделать так, чтобы ОЭЗ наконец заработала в полную силу. Пока же Закон об ОЭЗ фактически действует лишь в части беспошлинного импорта в Калининградскую область.

5.2. ОЭЗ – инструмент экономического развития

ОЭЗ – это экономический механизм, предназначенный для компенсации изолированного положения нашего региона в Российской Федерации и обеспечения его устойчивого социально-экономического развития. Таким образом, концепция развития ОЭЗ не эквивалентна концепции развития области в целом, хотя и составляет ее важнейшую часть.

ОЭЗ – не цель, а инструмент. Не Калининградская область обслуживает особую зону, а особая зона создается и действует в интересах области, ее населения. Зональные права и льготы призваны в конечном счете обеспечить более полное использование имеющегося потенциала и привлечь ресурсы из внешних источников. На этой основе должен быть обеспечен устойчивый рост производительности труда – главной предпосылки для длительного подъема жизненного уровня.

Механизм ОЭЗ обеспечивает оптимальное распределение полномочий и ответственности между Российской Федерацией и Калининградской областью как ее неотъемлемой частью, устраняет ненужное дублирование функций, создает большую оперативность в принятии и реализации решений. Зона помогает области, а через нее и всей России, не остаться в стороне от интеграционных процессов в Балтийском регионе и Европе в целом, использовать выгоды международного разделения труда в интересах национального развития.

ОЭЗ нацелена на стимулирование производства конкурентоспособной продукции и услуг для внутреннего и внешнего рынков (в том числе и предприятиями с иностранными инвестициями), а не торгово-посреднических операций. Предпринимаются и иные меры, позволяющие избежать превращения зоны в «черную дыру», вытягивающую за рубеж финансовые и материальные ресурсы в обмен на низкосортный ширпотреб, в орудие удушения отечественного производителя конкуренцией со стороны дешевого импорта.

Принципы развития ОЭЗ.

ОЭЗ начинает действовать поэтапно по мере создания сети локальных свободных зон разного функционального профиля:

– зоны свободной торговли (возможные места размещения – порты Калининграда и Светлого, погранпереход Багратионовск и др.);

– промышленно-производственные зоны, включая промышленные парки и «точечные» зоны на уровне отдельных предприятий (например, «Кварц», «Стройдормаш», «Кали­нинградбуммаш» и др.);

– зоны малого бизнеса (Калининград);

– технико-внедренческие зоны (вариант – технопарк на базе АО «Кварц»);

– оффшорные финансовые центры.

В локальных зонах предоставляются равные льготы как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Всем предприятиям с участием иностранного капитала и самим иностранным инвесторам в их хозяйственной деятельности предоставляется национальный режим, т.е. им не могут быть предъявлены более жесткие требования, чем местным компаниям (за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве).

Каждому типу локальных зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов. Таким образом, некоторые из них (например, таможенные льготы) действуют только в пределах отдельных участков территории нашей области. Это усилит таможенный контроль, снизит давление импортной конкуренции на местных производителей. Льготный таможенный режим не будет распространяться на импорт предметов роскоши, определяемых по специальному перечню. Таможенные и налоговые льготы, предоставляемые в промышленно-производственных зонах, будут направлены на стимулирование выпуска экспортных, либо импортозамещающих товаров с высокой степенью обработки. Все беспошлинно ввозимое в такие зоны должно иметь непосредственное отношение к самому производству.

Одной из ключевых задач является налаживание взаимовыгодных горизонтальных связей между локальными зонами и калининградскими предприятиями, расположенными вне их. Возможный путь решения – финансовое стимулирование взаимодействия с внезональными предприятиями (субсидии на приобретение отечественного сырья и материалов, полностью компенсирующие расходы зональных производителей по выплате налогов и пошлин, связанных с приобретением этих товаров). Другой путь – установление определенного процента сырья и материалов, которые должны приобретаться на местном рынке, и требование от любого создаваемого в локальной зоне предприятия прогрессивного увеличения «индекса национализации» продукции, т.е. постоянного увеличения доли частей, узлов и компонентов регионального и общероссийского производства. Целесообразно связать налоговые льготы, устанавливаемые в локальных зонах, с величиной «индекса национализации» продукции.

Зоны со специальным таможенным режимом должны быть изолированы от остальной территории области патрулируемым ограждением, как это принято в мировой практике. Выезд и въезд в такие зоны осуществляется через специально организованные контрольно-пропускные и таможенные пункты.

Привлечение работников на предприятия зон осуществляется на конкурсной основе, по контракту. Для подготовки кадров к работе в локальных зонах создается на базе существующих высших учебных заведений специальный центр (или система центров) переподготовки. Их финансирование осуществляется в основном за счет инвесторов локальных зон.

Земля в локальных зонах предоставляется инвесторам только на условиях долгосрочной аренды. Одобряются только те проекты, в которых содержится гарантия, что их реализация не нарушит экологической обстановки в регионе.

Разрабатывается и принимается специальная Программа создания и развития локальных свободных зон. Решение об организации каждой зоны, предусмотренной программой, принимается в индивидуальном порядке после представления четко обоснованного и рассчитанного технико-экономи­ческого обоснования. Льготы для каждой локальной зоны детализируются и узакониваются. Каждый проект создания в зоне нового предприятия рассматривается также в индивидуальном порядке.

В локальных зонах инвесторам предоставляются производственные помещения и/или площадки, подготовленные под строительство с заранее созданной инженерной и социальной инфраструктурой. Строительство предприятий, сооружение объектов инфраструктуры, переоснащение предприятий в локальных СЭЗ будет осуществляться на конкурсной основе, с привлечением российских (включая областные) и иностранных проектных, подрядных, строительных и других организаций.

Средства, необходимые для обустройства территорий локальных зон, могут складываться из следующих источников:

– централизованные капиталовложения;

– банковские кредиты;

– средства предприятий и организаций, расположенных вне локальных зон, как в Калининградской области, так и в других городах и регионах России;