Смекни!
smekni.com

ЕР, Г. Федоров управление региональным развитием государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие калининградской области (стр. 33 из 41)

Социальная деградация личности.

Деградация означает, что лицо, пораженное социальным событием, опускается по социальной лестнице, теряет социальный статус и возможность общаться с людьми своего уровня, начинает жить хуже своего класса. Человеку, пораженному социальным событием, нужны хорошие личные ресурсы (психологические и экономические) или хорошие связи (в семье или кругу знакомых), чтобы прийти в себя. Для многих эти ресурсы существуют, болезнь вылечивают, или они находят новую работу и начинают жить приемлемо. Если болезнь ведет к инвалидности, реально грозит деградация. Если лицо уже перетерпело тяжелые личные потери раньше, такие события, как потеря работы или развод, могут подействовать еще тяжелее, угрожая деградацией.

Миф, что стресс затрагивает только тех, кто слишком много работает. Отсутствие работы тоже ведет к стрессу, к физическим и психическим заболеваниям.

Порочный круг социального наследства.

Люди, которые подвергаются социальной деградации и опускаются на несколько ступеней ниже своего прежнего уровня, очень ранимы и уязвимы. Часто социальное событие состоит из ряда неудач вплоть до катастрофы. Потеря работы ведет к необходимости переехать в более дешевую квартиру, платную школу заменить на обычную или вовсе лишить детей каких-то занятий и послать их работать. Друзья и знакомые могут отказаться от контактов и начать смотреть на бывших коллег свысока.

Начинается социальная изоляция, что ранит гордость и самолюбие человека – он теряет свою идентичность (само­личность), свое самопонимание и не имеет возможности активно участвовать в развитии своей личности. Его реакция может выразиться в агрессивности, или, наоборот, он может уйти в себя, стать на путь самоуничтожения – алкоголизма и наркотиков, криминальных деяний. Дети таких людей вырастают в плохих условиях, становятся социальными клиентами и родителями новых социальных клиентов.

Условия для социального развития личности.

За последнее столетие влиянию биологических факторов на появление социальных проблем придавали разное значение. Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) ввел свои теории о строении личности и о развитии человека. Здесь мы не даем перечень всех современных теорий о развитии личности и общества, но упомянем работы Эрика X. Эриксона (1902 – 1988), чьи психосоциальные теории о развитии личности сыграли большую роль в развитии методов социальной работы.

Эриксон делит человеческую жизнь на 8 стадий и оценивает, каким образом эти стадии – в зависимости от влияния окружающих и общества – могут закончиться положительным (естественным) или отрицательным (вредным) результатом (табл.10).

Таблица 10

Результат

Стадия

положительный

отрицательный

1. Грудной ребенок Надежность, доверие Страх
2. Ребенок Самостоятельность Сомнение, стыд
3. Дети дошкольного возраста Инициативность, ответственность за себя Чувство вины
4. Школьники Способность работать Комплекс малоценности
5. Юноши Формирование личности Непонимание своей роли
6. Молодежь Интимные отношения Изоляция
7. Активный возраст Забота о потомстве Стагнация и застой
8. Старость Приобщение к семье Отчаяние

Многие психологи занимаются вопросами потребностей человека или мотивации деятельности индивида. Самая популярная схема – это пирамида Абрахама Маслова. В основе пирамиды – физиологические нужды (потребность утолить голод, жажду, одеться и найти защиту от природных воздействий). Далее следуют социальные нужды (потребность в общении, дружбе и работе). Выше по шкале идет потребность в самоутверждении путем личных успехов. Наверху – потребность в самореализации: заниматься творчеством и наслаждаться.

Эти основные потребности находятся в динамичном взаимоотношении, влияют друг на друга, и если обстановка принуждает нас, можно добровольно отказаться от некоторых из них. Потребности индивида проявляются по-разному. Хотя обычно трудно сосредоточиться над музыкой с пустым желудком, люди писали симфонии в концен­трационном лагере.

Пирамиду потребностей Маслова используют в социальной работе, имея в виду, что всем нужна пища, защита, общение с другими и заботы. Чтобы осуществить потребность в самоутверждении и творчестве, нужно предложить индивиду цель развития и возможность испытать и пережить лично свою неповторимую жизнь.

Социальные потребности в государствах Скандинавии родили и другие схемы описания потребностей. Современный исследователь Эрик Алард классифицировал современные потребности в трех категориях: иметь, быть, любить.

Иметь значит располагать пищей, жилищем, экономическим минимумом потребителя, здоровьем, возможностью получить образование.

Быть означает иметь собственную ценность, свое мнение о своей жизни и своем развитии, возможность влиять на свое развитие и развернуть свои интересы и таланты.

Любить означает иметь контакты с другими людьми, иметь круг знакомых и друзей, иметь возможность отдавать и получить чувства.

В содержании понятия хорошая жизнь должны быть в какой-то форме представлены все три категории. Их наличие – гарантия для возможности участвовать в жизни общества и влиять на его развитие.

Социальная работа и социальные проблемы.

Социальная работа состоит из профилактической (предо­стерегающей и предотвращающей) функции и терапевтической (общение с клиентом, лечение). Организация их выполнения и их удельный вес в муниципальном бюджете зависит от состава и численности групп, которые подвержены опасности стать социальными отщепенцами (например, алкоголиками, наркоманами) или уже отвергнуты обществом.

Социальная политика формулирует те меры, которые нужно предпринять по отношению к социальным клиентам и по предотвращению увеличения социальных отщепенцев. Это – задача социальных организаций и политических партий. В схемах (табл.10, 11) представлены цели и методы профилактической и терапевтической работы.

10.2. Социальный анализ

Цель социологического описания.

Целью текущих западных социальных анализов не всегда является дать одно общее объяснение для всех качественных изменений общества (например, классовая борьба за средства производства как универсальное объяснение всех социальных явлений). Универсальность описания обычно находит выражение в том, что все элементы, факты и прогнозы описываются со всех возможных углов зрения.

В принципе невозможно сделать анализ и прогноз общества, исключая интересы той группы, с точки зрения которой делается описание. В описании состояния общества не существует нейтральности. Подход к социальным вопросам не пассивный процесс, он является ангажированным и активно действующим. Из этого следует, что составление нейтрального описания состояния общества не является содержательным и значимым идеалом исследования.




«Вместо того социология должна быть критической лечащей дисциплиной, которая вскрывает те сферы общества, где общественные институты не функционируют оптимально, и которая должна предложить меры по улучшению»[19].

Роль демократии.

Другое явление, которое получило неправильное освещение в Восточной Европе, это объяснение роли демократии для благосостояния общества. Введение демократии не приводит автоматически к социальной справедливости или благосостоянию.

Демократия нейтральна к социальному благосостоянию. Она характерна для формы и процедуры правления и, в конечном счете, для культуры поведения общества. Борьба за интересы разных социальных слоев и политических партий заканчивается политическим компромиссом. Приоритеты правящих партий (например, выбор объекта финансирования) находят прямое выражение в бюджетах каждого года. Для изменения в приоритетах также нужен политический компромисс.

Методология социологического описания.

Общее для таких методологий, как феноменология (объяснение явлений) и герменевтика (способ толкования), – это точка зрения, что объяснение в социологии не является объяснением причины. Объяснение в этом случае – только толкование, т.е. описание той ситуации, в которой индивид находился во время социального события, его желаний, намерений и т.д.; и указание, какое возможное действие индивида можно рассматривать как средство достижения индивидом своей цели или соблюдения определенных норм общества.

Эти две методологии (школы) тоже одинакового мнения по вопросу об отказе от прогнозирования как центральной проблемы социальных дисциплин. Прогнозы связаны с манипуляцией в человеческой практике. Прогнозы делаются,чтобы избежать неких явлений или спровоцировать появление других.

Общезначимость не является главным качеством социального исследования. Вместо этого особое значение имеет способность понять отдельное действие в его полной индивидуальности; показать, каким образом каждый элемент действия можно объяснить как целенаправленную реакцию в той особой ситуации, в которой находился индивид. Если объяснение здесь состоит в том, чтобы привязать то, что объясняется, к определенной модели или к определенному контексту, тогда идеал описания должен быть в том, чтобы сделать этот контекст настолько подробным и исчерпывающим, насколько это вообще возможно, и показать как можно подробнее взаимосвязь между контекстом и тем явлением, которое нужно объяснить.