Смекни!
smekni.com

ЕР, Г. Федоров управление региональным развитием государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие калининградской области (стр. 34 из 41)

Идеографические дисциплины, такие, как социология, занимаются частным. Если идеографическим дисциплинам нужно описать свои объекты теоретическими категориями, это будет сказываться на обыденном осознании их результатов. Если социологии нужны научные термины, она может занять их у номотетических дисциплин, где общезначимость является качеством описания. Но в обоих случаях общезначимость объяснений будет имеет ценность, если объяснение является исчерпывающим, непротиворечивым и максимально простым.

Социальный анализ как «интерпретирующая наука действия».

Здесь используется слово «интерпретирующая» по отношению к социальной науке в смысле качества восприятия, или адекватности осознания ситуации членами общества.

Задача общественной теории – формулировать стандарты функционирования общества (заметьте, нет слова «правиль­ного») и в связи с этим критиковать конкретные институты и отношения в обществе, которые не на уровне этих стандартов (не говорим об идеалах).

Анализ конкретных проблем и нахождение конкретных решений не является предписанием универсальной науки. Рекомендации ограничены временем и экономикой, но отражают политические и моральные ценности общества.

Скандинавская общественная наука работает взаимосвязанными понятиями – такими, как «политический приоритет» и «цель качества».

Датское понятие «мера качества» двусмысленно: по-датски оно воспринимается и как цель качества, и как измерение качества. Цель качества обслуживания в госпитале, например, определяется как уровень максимального (с точки зрения принятого бюджета) уровня услуг. Этот уровень описывается как обязательство функций персонала больницы (например, сколько операций на сердце они должны сделать в месяц) и меняется в зависимости от приоритетов политиков во время дискуссий по бюджету.

В демократическом обществе уровень качества обсуждается с целью сформулировать разные уровни качества продукции (услуги) или такие функции, которые воспринимаются как лучшие для общества. Цель обсуждения – взять эти формулировки в качестве базы для политических приоритетов или критики существующих институтов. Исходная общая точка зрения что в здоровом обществе недопустимо, чтобы кто-то голодал или не имел жилья или доступа к работе. Но, как предсказывают многие футуристы, перспектива развития индустриальных стран –разделение общества на группы в соотношении 20% : 80%. Только 20% будут иметь работу и нести ответственность за экономику и содержание всего общества.

Дискуссия о справедливости разделения общественных благ ведется постоянно и продолжается не меньше двух тысяч лет. Невозможно осуществить идеал, и вопрос сводится к тому, возможно ли на какой-нибудь стадии развития общества избежать голода или безработицы.

«Нормативная» общественная теория должна указать, какой средний (нормативный) уровень (например, здоровья) достижим на разных стадиях развития общества и каким образом можно его достичь. В марксизме тоже имел место постулат, что политическую борьбу нужно обосновывать объективным научным анализом. Но нормативные критические общественные анализы нельзя переносить с одного общества или эпохи в другие.

Для политических партий, движений важно иметь свой анализ общества, который показывает, при каких условиях одну политическую перемену (как достижимую цель качества) можно осуществить в обществах разных типов: индустриальном, или в обществе без развитого среднего класса, или в обществе с пассивным рабочим классом наряду с многочисленным и влиятельным средним классом.

На практике в Дании приоритеты политиков в рамках бюджета создают основу для дефиниции конкретного уровня качества жизни, который общественные институты обязываются обеспечить гражданам. Конкретная и независимая социальная теория оценивает политические приоритеты и эффект политических действий.

10.3. Модели социальной политики

В «хорошем», справедливом обществе всеобщего благосостояния регулируется распределение как общественных ресурсов, так и власти. Социальный порядок обеспечивается регулированием природных и социальных различий, связанных с социальным происхождением, образованием, талантом и т.д. Представление о морали и справедливости датчан включает готовность к минимизации этих различий при распределении общественных средств. Например, пособие для несовершеннолетних молодых людей одинаково для всех, независимо от дохода родителей.

В англоязычных странах мира популярна теория Джона Раульса о справедливом обществе. Родиться в разных общественных классах – факт жизни, но разные общества относятся к этому факту по-разному. Разные шансы в жизни нельзя принимать как выигрыш в «Поле чудес», нельзя соглашаться, что каждый будет развиваться в соответствии со своей социальной судьбой. Разницу в шансах нужно минимизировать в пользу самых слабых.

Но аккумулирование принципов свободы, равенства и солидарности (братства) ведет к ограничениям личной свободы индивида. И классический либерализм – инкарнация понятия личной свободы. У каждого человека как косумирующего индивида, жаждущего материальных благ, нужно воспитывать ответственность и солидарность. Немецкий философ Хабермас создал универсальную этику, построенную на том представлении, что каждый, кто вступает в разговор с другим человеком, берет на себя ответственность за другого человека, что рассматривается как исходная точка для создания понятия справедливости.

В капиталистическом обществе рабочая дефиниция справедливости должна начинаться с определения границы допустимости социального неравенства.

Скандинавское общество всеобщего благосостояния построено на стремлении контролировать рынок. Этот контроль основывается на компромиссе между верхушкой индустриальных магнатов, руководителями профсоюзов (рабочего движения) и политической элитой.

Такой компромисс возможен в гомогенном обществе, где политический баланс прозрачен, где большинство населения легко может разглядеть политические мотивы, в том числе при помощи очень хорошо организованных профсоюзов и так же хорошо устроенных организаций мелких производителей. Множество малых и средних предприятий – хорошая база не только для налогов и новых рабочих мест, но и для активных в политическом мире ассоциаций, которые защищают их интересы, пересекая границы сферы деятельности профсоюзов.

До создания ЕС датское законодательство строилось на принципе «правовой справедливости» и на принципе обеспечения тех, кто не может обеспечить самого себя. Ведение дел и консультации социальных клиентов базируются на четком наборе правил (инструкций) и на строго контролируемой информации о клиенте. Эти принципы не затрагивают распределение рабочих доходов в обществе. Это обеспеченность через социальную систему государства, а не использование страховок или личных сбережений.

Новые принципы 70-х годов:

– формулировка индивидуальных нужд;

– обеспечение прожиточного минимума через «возмеще­ние в зависимости от потерянного дохода», так как общество рассматривается как источник ущерба.

Правила возмещения (условия выплаты пособий) сначала определялись в рамках отдельных профсоюзов.

Принципы 80-х годов:

– вводится принцип солидарности – размер максимального пособия одинаков независимо от образования, стажа и т.д.

Принципы 90-х годов:

– принцип солидарности расширяется введением платных услуг для тех, кто имеет свои средства для их оплаты.

Рассмотренные модели и принципы могут быть использованы в России только в той мере, которая соответствует конкретным экономическим и общественным условиям страны. Поэтому требуются исследования и апробация как прежнего российского опыта, так и западных моделей.

10.4. О региональной стратегии развития
социальной сферы

Переход к рыночной экономике оказался гораздо сложнее и продолжительнее, чем предполагалось первоначально, и даже сейчас никто не берется сказать, когда же он завершится. Но идеологические клише поздней перестройки не позволяли региональному руководству взглянуть на социальную сферу как на нечто, требующее самостоятельного управления и развития. Правда, формально приоритетность социальной сферы декларировалась. В разрабатывавшихся в первой половине 1990-х годов программах регионального развития ее отрасли ставились, в отличие от прежних времен, на первое место. Но еще сильны были ожидания, что после неразберихи и шока на старте либеральных реформ развитие экономики приведет к автоматическому улучшению социального положения граждан. И фактически социальная проблематика выдвинулась на передний план в деятельности органов государственной власти Калининградс­кой области лишь к середине 90-х гг. Этому способствовали два обстоятельства.

Во-первых, ухудшение социального состояния значительных групп населения, появление на карте региона зон социально-экономической деградации вызвали активизацию общественного протеста (хотя и гораздо менее значительного по масштабам, чем этого можно было ожидать в связи со степенью падения жизненного уровня населения). Стало очевидным, что в условиях транзитного общества государ­ственные структуры призваны своей целенаправленной политикой смягчать удары кризиса по неадаптированным категориям населения. В противном случае формирующие их политические силы не имели бы шансов на выборах, где более активна как раз социально менее защищенная часть населения (особенно пенсионеры, работники бюджетной сферы).

Во-вторых, федеральное правительство постепенно стало делегировать большую часть своих социальных обязательств на места. Таким образом предполагалось уменьшить дефицит федерального бюджета и мобилизовать возможности региональных бюджетов, которые, по мнению Москвы, использовались нерационально.