Смекни!
smekni.com

ЕР, Г. Федоров управление региональным развитием государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие калининградской области (стр. 4 из 41)

– льготное кредитование;

– квотирование импорта и др.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей:

регулирование потоков товаров и капиталов для защиты национальных интересов с помощью таможенных тарифов, лицензирования и квотирования.

Приведенный выше перечень актуальных направлений государственного регулирования экономики может быть дополнен или видоизменен, но он позволяет судить о многообразии проблем, решению которых должно способствовать усиление роли государства в экономическом развитии современной России. И одним из приоритетов является регулирование регионального развития.

1.2. Региональная политика и региональное развитие

В условиях административно-командной системы под
региональной политикой понималась «сфера деятельности государства по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном (регио­нальном) аспекте»[5]. Главной организационной формой ее проведения служило государственное региональное планирование – «система мер и законодательных актов по управлению экономическим и социальным развитием региональных единиц в стране»[6]. Региональные планы входили в состав общегосударственных планов экономического и социального развития, закреплявшихся законодательно. Каждый план развития народного хозяйства – СССР в целом, союзных республик, автономных республик и областей, а также отраслей народного хозяйства – должен был иметь региональный разрез.

Для обоснования планов проводились предплановые исследования. На всех территориальных уровнях государственного управления были управленческие подразделения, занимавшиеся региональным планированием. При Госплане СССР действовал СОПС – Совет по развитию производительных сил. Функционировали специальные научно-исследовательские институты, проводившие предплановые исследования, в том числе ЦЭНИИ – Центральный экономический научно-исследовательский институт при Госплане Российской Федерации.

С распадом СССР и отказом от административно-командной системы управления были ликвидированы и все прежние плановые органы, и соответствующие исследовательские институты. Ведь первоначальным убеждением большинства «реформаторов» было мнение, что в формирующейся рыночной экономике не требуется никакого государственного вмешательства, что «рынок все урегулирует сам». И лишь с течением времени пришло понимание необходимости активной государственной, в том числе региональной, политики, хотя и осуществляемой иными, чем прежде, методами.

В настоящее время региональная политика рассматривается как составная часть государственного регулирования экономики, осуществляемого как на федеральном уровне, так и субъектами Российской Федерации. Эта сфера деятельности охватывает политические, экономические, социальные, демографические, экологические процессы в их пространственном проявлении. Она учитывает как общегосударственные, так и региональные интересы, взаимоотношения между государством и регионами и регионов друг с другом[7].

Целью региональной политики является оптимизация регионального экономического и социального развития – полное использование местных ресурсов, выравнивание межрегиональных различий, стимулирование «полюсов роста», упрочение единого экономического пространства и др. Ее значение возрастает и будет усиливаться с преодолением экономического кризиса и расширением финансовых возможностей государства.

При обосновании и проведении региональной политики нельзя полностью отрицать прежний отечественный опыт, тем более что многие западные концепции берут начало именно от него. Так, популярная на Западе концепция промышленных дистриктов возникла под влиянием теории комплексообразования. Значительную роль сыграла и теория экономического районирования, модифицированная в соответствии с реалиями рыночной экономики. Тем более важно использовать собственный опыт в той его части, которая соответствует особенностям формирующегося нового для России хозяйственного механизма.

Большое значение имеет использование зарубежного опыта региональной политики, который стал активно изучаться российскими учеными и специалистами лишь с середины 1990-х годов. В Калининградской области изучение опыта соседей по Балтийскому региону важно и в связи с расширяющимся межрегиональным взаимодействием различных стран, с возможностями вхождения в различные международные проекты приграничного сотрудничества, формирования еврорегионов и др. Сочетание подходов, характерных для отечественной и зарубежной теории и практики управления региональным развитием, позволит создать эффективную модель, наиболее приемлемую для российских условий.

1.3. Влияние эксклавного положения
на стратегию развития области

Экономико-географическое положение всегда является важным фактором экономического развития территории. Нынешнее, весьма специфическое положение Калининградской области, оценивается неоднозначно. Одни видят в отрыве от основной территории страны причину нынешнего, более сильного, чем даже в Российской Федерации в целом, спада производства. Другие обращают внимание прежде всего на возможности участия в интеграционных процессах в Балтийском регионе. Конечно, в действительности действуют оба фактора. И от того, насколько успешно областным (и федеральным) властям удастся использовать положительные и нейтрализовать отрицательные воздействия особенностей экономико-географического положения региона, во многом зависит будущий уровень его социально-экономического развития.

Еще в советское время, то есть с момента своего образования в качестве субъекта РСФСР в апреле 1946 года и до ликвидации Советского Союза в 1991 году, Калининградская область была оторвана от основной части РСФСР. От российской «метрополии» ее отделяли тогдашние Литовская и Белорусская союзные республики. Но поскольку область входила не только в российское, но и в единое советское политическое пространство, то вплоть до 90-х годов не возникала и не обсуждалась в печати необходимость дать характеристику специфического политико-географического положения этого обособленного российского региона.

И лишь вследствие коренного изменения российской государственности в начале 90-х годов и приобретения независимости бывшими советскими Прибалтийскими республиками со всей очевидностью встал вопрос об особом положении Калининградской области. В 1991 году область из отдельного региона субъекта (РСФСР) государства (СССР) превратилась в оторванный от своего государства (Российской Федерации) полноправный субъект. Возникли трудности в обеспечении жизнедеятельности области в условиях ограничений на транзит людей, грузов, снабжения, появления таможенных, визовых и других барьеров. К 1992 году область превратилась в уникальный в мировой практике регион государства, отделенный от основной части страны двумя и даже тремя иностранными государствами (варианты: Литва — Латвия, Литва — Белоруссия, Литва — Белоруссия — Украина, Польша — Белоруссия, Польша — Украина, Польша — Белоруссия — Украина).

В 1991-1992 гг., при разработке законодательной и нормативной базы развития как области, так и свободной экономической зоны на ее территории, среди экспертов широкое употребление получило понятие «анклав», а затем и «полуанклав». Понятие «эксклав» для географического и политического описания Калининградской области стало использоваться российскими специалистами несколько позже, в 1994 — 1995 гг.

По нашему мнению, для характеристики области как российского региона, оторванного от основной части страны, следует употреблять понятие эксклав. Ведь область с позиции ее соседей — Польши и Литвы — не окружена ими (иначе речь должна была бы идти об анклаве).

Впервые на федеральном уровне для характеристики Калининградской области выбрано понятие «эксклав» в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 года. Область названа эксклавной, а ее положение — эксклавным.

С точки зрения эксклавности Калининградская область является для России единственным феноменом. Но в мире существует целый ряд эксклавных территорий, в том числе шесть независимых государств (Монако, Ватикан, Сан-Марино, Бруней, Лесото, Гамбия). Эксклавами являются Аляска в США, Северная Ирландия в Великобритании, Кабинда в Анголе, Сеута в Испании, Нахичевань в Азербайджане и др. Они имеют похожие проблемы в своем социально-экономическом развитии из-за своей территориальной изолированности.

Для стратегии развития Калининградской области крайне важно изучить исторический современный опыт анклавов и эксклавов мира.

К примеру, эксклавом-предшественником нашей области в 1919 — 1935 гг. была германская провинция Восточная Пруссия, которая была отрезана от своей «метрополии» на основе решений Версальского мирного договора Данцингским (или Польским) коридором. Для того, чтобы противостоять ухудшению социально-экономической ситуации в провинции, из-за потери снабжения сырьем и рынков сбыта своей продукции, усилившейся конкуренции от портов Данциг и Мемель, ее власти пошли на открытие второго в Германии международного аэропорта Девау (полеты не только в Берлин, но и на Москву, Ленинград, Хельсинки, Стокгольм), создание второго после Лейпцига Международного торгового выставочного комплекса (Восточная Ярмарка), ориентированного в том числе на восточно-европейские страны. Тем не менее изолированность Восточной Пруссии все-таки вылилась в серьезный экономический спад 30-х годов, привела к обнищанию населения, чем не замедлили воспользоваться фашисты. Пример Восточной Пруссии достаточно поучителен.

Еще один исторический эксклав (Уолфиш-Бей) был у ЮАР после получения независимости Намибией. Это крупный торговый и рыболовный порт, железнодорожный узел. Существовал как южноафриканский эксклав в 1990 — 1994 гг., после чего был передан Намибии, которая создала там свободную торговую зону.