Смекни!
smekni.com

ЕР, Г. Федоров управление региональным развитием государственное регулирование экономики, основы региональной политики и социально-экономическое развитие калининградской области (стр. 5 из 41)

Не менее интересно для российского эксклава положение Гибралтара. Он является владением Великобритании с 1704 года. По Утрехтскому договору 1713 года Гибралтар фактически является английской колонией на европейском континенте. Казалось бы, ограничение со стороны Испании, удаленность от Великобритании должны были бы сказаться на жизни 30-тысячного населения. Тем более, что значительные средства расходуются на создание военно-морской и военно-воздушной баз. Однако свободная торговая зона Гибралтара позволяет ему неплохо выживать. Ставка на обслуживание транзитных грузов и туристов из многих стран — основные козыри экономики этого британского эксклава.

Эксклав Сеута (площадь 18 км2, население более 70 тыс. человек) принадлежит Испании с 1580 года. Он расположен на Средиземноморском побережье Марокко, напротив Гибралтара, и является частью испанской провинции Кадис. Хотя здесь расположена военно-морская база, Сеута является свободным портом. Развито рыболовство, пищевая промышленность, судоремонт и туризм.

Ангольский эксклав Кабинда расположен между Республикой Конго и Демократической Республикой Конго (бывший Заир). Так же как и КО, он имеет выход к морю. Кабинда была отрезана примерно на расстоянии 30 км от Анголы после того, как бывшее Бельгийское Конго (Заир) получило коридор к морю в низовье реки Конго. Выживать эксклаву помогает его главное богатство — нефть, добыча которой началась в 60-х гг. В Малинго (в 24 км к северу от города Кабинда) находится крупный терминал, через который отгружается сырая нефть.

Наконец, нельзя не упомянуть самый большой эксклав мира Аляску, ранее принадлежавшую Российской Империи (до 1867 года), являющуюся штатом США с 1958 года и отделенную от них территорией Канады. Проблем для американцев, едущих через канадскую территорию, практически никогда не было. С 1 января 1994 года ситуация стала еще более устойчивой. В соответствии с Североамериканским договором о свободной торговли НАФТА (куда вошли США, Канада и Мексика) предусмотрены меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров.

Как явствует мировой опыт, у большинства эксклавов имеются серьезные проблемы в связи с их обособленным положением от основного пространства своего государства. Примеры успешного социально-политического развития этих территорий надо внимательно проанализировать для разработки стратегии развития Калининградской области. Главным условием является установление тесного экономического и политического сотрудничества с соседними странами в интересах Российской Федерации.

1.4. Понятие региона и предпринимательские интересы

Полноценное развитие региона возможно только при участии трех субъектов: федеральной и региональной государственной власти, а также свободно (в рамках действующего законодательства) самоорганизующегося общества. Под последним следует понимать не только активность муниципальных органов – местного самоуправления, но и гражданскую и экономическую инициативу общественных субъектов, которая пока еще учитывается крайне недостаточно. В то же время ее потенциал, как показывает опыт, в частности, западноевропейских стран, весьма значителен. Свободная инициатива, употребленная позитивным образом, может стать одним из значимых ресурсов развития региона. Помимо прямого воздействия на региональное развитие, она влияет на активность муниципальных органов управления, а также и на решения, принимаемые государственными – в первую очередь региональными – органами власти.

В предшествовавший период развития страны, при господстве административно-командной системы управления, экономическую инициативу общественных субъектов можно было не принимать во внимание: она практически отсутствовала. Экономика СССР представляла собой государственно-хозяйственную машину с тотальным планированием (следовательно, и распределением). В основу регионального управления были положены принципы экономико-производственного районирования, страна административно нарезалась на районы и формировались пятилетние планы, согласно которым осуществлялось их развитие. Люди рассматривались только с точки зрения человеческого ресурса для производственных нужд.

Хотя в последние «пятилетки» прежние планы развития народного хозяйства стали называться планами экономического и социального развития и провозглашался приоритет социальных аспектов развития над экономическими, на деле это оставалось лишь декларацией. Иначе быть и не могло, поскольку в условиях административно-командной системы невозможно учитывать интересы независимого, свободного субъекта хотя бы просто из-за отсутствия такового. Речь может идти только о «народнохозяйственном элементе» и об «учете его интересов».

Отказ от прежних чисто административных методов управления социально-экономическими процессами предполагает внедрение нового хозяйственного механизма. Речь идет об использовании косвенных методов через создание благоприятных условий деятельности для хозяйствующих субъектов. Переход от прямого планирования к косвенному регулированию декларирован и даже делаются попытки его реализации, в том числе в Калининградской области. Характерным примером является принятие на федеральном уровне сначала нормативных актов о свободной экономической зоне «Янтарь», затем, в 1996 году, закона об Особой экономической зоне в Калининградской области. Но после принятия подобных документов чаще всего оказывается, что отсутствует «механизм их реализации». Иначе говоря, закон принят, но он не действует, или действует не в полной мере, или противоречит каким-то другим законам, или то и дело видоизменяется, отменяется другими законодательными актами.

Одной из причин указанных несоответствий между декларациями и реальностью является сохранение прежних подходов к понятию «регион» исключительно как к объекту управления. Это способствует формированию управленческих решений в рамках административных концепций. Альтернативой является выработка подхода, позволяющего адекватно представлять всю возможную гамму независимых субъектов с их индивидуальными траекториями активности для последующей выработки форм конструктивного взаимодействия с ними.

Общая концепция регионов должна учитывать по меньшей мере пять групп интересов: федерально-государст­венный, регионально-государственный, муниципальный, пред­принимательский и гражданский. Две первых группы уже реализуются в законодательных и иных нормативных актах, в меньшей мере это характерно для муниципального уровня. Реализация предпринимательских и гражданских интересов, тем более взаимная увязка всех пяти групп еще только ставится в повестку дня.

Проблема оформления и реализации предпринимательских и гражданских интересов, их институализации (создания институтов, обеспечивающих устойчивость сложившейся группы и ее эволюционное развитие) связана с недостаточным опытом развития гражданского общества в нашей стране. Существовавшие в советский период «общественные» организации, деятельность которых была зарегулирована государством, не могут служить основой и просто образцом реализации гражданских интересов. В еще меньшей мере в прежнем опыте содержатся возможности развития предпринимательских интересов. Прежде речь шла только о попытках развития экономической самостоятельности предприятий, принадлежавших государству, но не о настоящей предпринимательской инициативе.

Самый эффективный в России опыт оформления инициативы общества – опыт земства – был прерван революционными событиями начала века и вряд ли может быть возобновлен в новых условиях, особенно в специфических условиях калининградского эксклава. Он может рассматриваться только в качестве возможной исторической параллели. Поэтому сегодня крайне актуальна институализация общественной активности на новых (во всяком случае, для постсоветской России) условиях и в новых формах. Для их обоснования требуются серьезные научные исследования, включая изучение обширного зарубежного опыта.

Базовым является рассмотрение независимого хозяйствующего субъекта. На определенном этапе своей деятельности такой субъект должен закономерно прийти к учету социальных аспектов своей деятельности – того, что ранее называлось «человеческим фактором». Поэтому за основу следует брать такой род инициативы, когда предпринимательскую деятельность регулируют помимо экономических также гражданские, общественные интересы (внутренние для предпринимателя). Предпринимательские стратегии (как способ оформления предпринимательской инициативы) постепенно будут переходить из чисто экономических процессов, регулируемых государством, в разряд значимых самостоятельных факторов регионального развития. Нарождающийся в России класс предпринимателей закономерно придет к оформлению своих профессиональных и социальных интересов.

На западе исторически сложились такие формы реализации предпринимательских интересов, как профессиональные ассоциации, объединения и публичные клубы. Ассоциации являются механизмом реализации отраслевых, профессиональных интересов. Клубы служат площадками коммуникации и взаимоувязывания стратегий и политик различного рода субъектов, имеющих реальное или потенциальное влияние на жизнь страны, региона. В России также складываются условия для формирования подобных форм, и целесообразно стимулировать этот процесс. С начала 1990-х годов в предпринимательской среде осуществляются попытки такого «ускорения» в основном по образцу западных моделей.