Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей Второе переработанное и исправленное издание (стр. 14 из 27)

Основное течение представляли центристы (лидеры Ф.И. Дан, М.И. Либер, Н.С. Чхеидзе, И.Г. Церетели), кото­рые хотя и не разделяли откровенно соглашательской полити­ки Потресова (чья цитата приведена выше), но многие из них приветствовали созданный в Петрограде 26 октября 1917 г. «Комитет спасения родины и революции», целью которого ста­до свержение большевистской власти.

Левый фланг занимали меньшевики-интернационалисты (лидер Ю.О. Мартов) и группа «Новая жизнь» (лидер Н.Н. Суханов). Мартов отвергал большевистский «эксперимент» как утопический, но не считал, что большевистский режим «лоп­нет, как мыльный пузырь, в несколько дней». Большевики, по его мнению, имеют глубокие корни в российском рабочем дви­жении. Мартов не отказывался полностью от открытого сопро­тивления большевистской диктатуре, но считал борьбу внутри рабочего класса выгодной лишь реакции. Мартов считал необ­ходимым «однородное социалистическое правительство» от на­родных социалистов до большевиков, главной задачей которого является скорейший созыв Учредительного собрания.

В октябре 1917 года в РСДРП(м) числилось 200 тысяч членов. На Чрезвычайном съезде спустя два месяца было пред­ставлено не более 130 тысяч. На майской (1918) Всероссийс­кой конференции - около 60 тысяч. К концу 1918 их количе­ство составляло 15-20 тысяч. Во время выборов в Учредитель­ное собрание меньшевики получили не более 3% голосов, при­чем половина из них была подана в Грузии, где меньшевики объявили о выходе из единой РСДРП еще осенью 1918 года.

В ходе Гражданской войны и нэпа множество активных меньшевиков вышли из РСДРП(м), многие партийные орга­низации самоликвидировались. Против остальных в 1921-1924 гг. последовали репрессии. По разным источникам предпола­гается, что в 1921-1922 гг. оставалось не более 3-4 тысяч меньшевиков, по данным меньшевистского «Социалистичес­кого Вестника» в 1921 году в тюрьмах и лагерях Советской России находилось около 2 тысяч членов партии.

Меньшевики всех трех фракций недооценивали Советы, не видели в них эффективных органов защиты интересов пролета­риата. Мартов писал в апреле 1918 года: «На деле, в жизни «власть Советов» превратилась в безответственную, бесконтроль­ную, несправедливую, тираническую и дорогостоящую власть комиссаров, комитетов, штабов...».

14 июня 1918 года постановлением ВЦИК представители партий эсеров (кроме левых) и меньшевиков были исключены из Сове­тов всех уровней за дискредитацию и низвержение советской власти, за вооруженную поддержку контрреволюции.

Летом 1922 года только московские меньшевики сохраня­ли легальность, остальные ушли в подполье. Партия намере­валась с помощью пропаганды готовить трудящихся к будущим боям. 4 июня 1923 года ЦК РКП (б) разослал секретный циркуляр №16, подписанный Молотовым, в котором предпи­сывалось окончательно дезорганизовать и разбить меньшеви­ков, дискредитировать их в глазах рабочих, уничтожить лю­бую возможность возрождения в будущем.

6 сентября 1923 года на Украине были арестованы участ­ники всероссийской конфедерации молодых социал-демокра­тов. В ночь со 2 на 3 ноября 1923 года массовые обыски и аресты прошли в Москве, Туле, Ростове-на-Дону; в марте и апреле 1924 года новые аресты прошли в Москве и Ленингра­де. В конце июля 1924 года в Харькове, Киеве, Екатеринославе, Одессе, Полтаве и прочих городах Украины задержали всех, кто когда-либо имел связи с РСДРП (м). После 1924 года лишь отдельные изолированные группы меньшевиков продолжали действовать. В 1926 году в Москве появился оче­редной выпуск информационного бюллетеня «Из партии». В ноябре-декабре 1927 года на нескольких московских заводах находили меньшевистские листовки, такие же листовки об­наружили в марте 1928 года в Харькове. Летом 1928 года была окончательно разгромлена ленинградская организация. 5 апреля 1931 года в документах Заграничной организации РСДРП в последний раз упоминалось Российское Бюро ЦК.

Правые эсеры также крайне негативно отнеслись к заклю­чению Брестского мира. VIII Совет ПСР в мае 1918 года выд­винул такие задачи:

— аннулирование Брестского мира и власти СНК;

— возобновление войны против германской коалиции со­вместно с союзниками;

— возрождение органов народовластия во главе с Учреди­тельным собранием.

На базе антибольшевизма эсеры и меньшевики вынуждены были объединяться с антисоциалистическими силами, в том числе с белым движением. Только во второй половине 1918 года эсеры организовали 11 мятежей. Они сыграли значитель­ную роль в организации мятежа чехословацкого корпуса. С его помощью в Самаре было создано эсеровское правительство -Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), который отменил декреты советского правительства, возвратил бывшим владельцам национализированные промышленные предприя­тия, денационализировал банки, восстановил городские думы и земства, разрешил помещикам снять урожай озимых.

В Уфе была создана директория — «Временное российское правительство» из представителей эсеров, энесов и кадетов. В Архангельске возникло «Верховное управление Северной обла­сти», возглавляемое энесом Н.В. Чайковским. В Екатеринодаре действовал Юго-Восточный комитет членов Учредительного собрания во главе с эсером Г.И. Шнейдером. Большинство этих «правительств» было разогнано белыми генералами.

В июне 1919 года эсеры провозгласили тактику «третьей силы», равно чуждой и большевизму, и монархизму. Они ре­шили вести борьбу как против диктатуры пролетариата, так и против буржуазно-помещичьей реакции.

Весной 1919 года сформировалась группа «Народ», кото­рая утвердилась на позициях сотрудничества с большевика­ми. Позднее она присвоила себе название Партия социалис­тов-революционеров меньшинства. 25 сентября 1918 года со­стоялся первый съезд Партии революционного коммунизма, также объявившей о сотрудничестве с РКП (б); в сентябре 1919 года она слилась с большевиками. Одновременно воз­никла партия народников-коммунистов, объединившаяся вско­ре с Коммунистической партией.

После окончания Гражданской войны ПСР пытается при­нять участие в строительстве хозяйственно-экономической жизни страны. Однако победившие большевики не нужда­лись в сотрудничестве с бывшими оппонентами, более того, начинается кампания по ликвидации любой оппозиции. Боль­шая часть социалистов-революционеров эмигрировала за ру­беж. Наиболее представительной была пражская группа, объе­динившаяся вокруг журнала «Воля России»; на ее базе в 1921 году образовалась эсеровская организация «Крестьянская Рос­сия», ставшая в 1927 году «Крестьянской партией».

Судьба оставшихся в России эсеров была трагичной. В декаб­ре 1921 г. по предложению Ф.Э. Дзержинского ЦК РКП (б) ре­шил провести процесс против лидеров эсеров. Несмотря на зас­тупничество исполкома П Интернационала, трибунал под предсе­дательством Г. Пятакова приговорил 12 подсудимых к смертной казни, остальных к лишению свободы от 2 до 10 лет. В начале 1924 года Президиум ЦИК заменил смертную казнь тюремным заключением, эсеры доживали свой век в тюрьмах и ссылках. Оставшиеся в живых погибли во время сталинских репрессий.

18-20 марта 1923 года на созванный по инициативе руко­водства большевиков съезд партии эсеров собралось 50 деле­гатов; съезд признал распад партии и призвал бывших эсеров вступать в РКП (б).

Партия социалистов-революционеров допускала ошибки и просчеты, но была предана социалистической идее; история подтвердила правоту многих их позиций, казавшихся заб­луждениями.

Говоря об истории политических партий в России в первые годы советской власти необходимо отметить что по мнению учёных-политологов, Россия считалась одной из немногих стран, где анархизм имел существенное влияние.

Во время Октябрьской революции некоторые анархистс­кие группы заняли враждебную позицию по отношению к боль­шевикам, другие были вполне лояльны к ним.

Первый съезд анархо-синдикалистских организаций советской России и Украины состоялся в августе 1918 года. На нем было провозглашено создание Российской конфедерации анархо-синди­калистов (РКАС). Ее лидерами были Г. Максимов, Е. Ярчук, М. Мрачный. В декабре 1918 г. возникла Всероссийская организация анархистов под руководством А. Каверина, утверж­давшая, что политика большевиков отвечает интересам народа.

С 1918 года часть анархистов начала сотрудничать с со­ветской властью, участвовала в сломе старой государственной машины, в подавлении сопротивления ее представителей. Но как только советская власть начала устанавливать порядок, дисциплину, требовать выполнения декретов, большая часть их выступила против Советского государства.

В ряде городов ими были созданы вооруженные отряды, некоторые из них сомкнулись с уголовными элементами, совершали разбои, ограбления, убийства, занимались экспроприациями банков и касс предприятий, провоцировали рабочих на забастовки и мятежи. В 1919 году в Москве сложилась «Российская организация анархистов подполья». Анархисты подполья ставили перед собой цель взорвать Кремль. Однако узнав, что в Леонтьевском переулке состоится совещание видных большевиков, взорвали особняк вместе с активистами ~ 12 человек было убито и 55 человек ранено и контужено.

С деятельностью анархистов было связано создание республики Гуляй-поле на Украине в 1920-1921 гг., Кронштадтское восстание моряков 1921 г.

Определенный интерес вызывает опыт сотрудничества большевиков с другими партиями в ЦИК Советов и местных Советах. Только во ВЦИК Советов - высшем законодательном, распорядительном и конституционном органе, было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов-интернационалистов, 3 украинских социалиста, 1 эсер-максималист. А во многих местных Советах левые эсеры составляли до 50% их состава. То есть, и в сфере государственной деятельности имелись определенные условия для сотрудничества различных политических сил на основе многопартийности. Но и этот исторический шанс реализовать до конца не удалось. История распорядилась по иному.