После разрыва левыми эсерами всяких отношений сотрудничества с большевиками, мятежа 6 июля не заканчивается период хрупкой, неустойчивой многопартийности. На обломках партии левых эсеров возникают партии народников-коммунистов и революционных коммунистов. Первые уже в конце 1918 года прекратили свое существование и влились в РКП (б). Вторых эта участь постигла в конце 1920 года.
Партия революционных коммунистов пользовалась широким влиянием среди сельского населения. В результате кропотливой работы она в значительной мере укрепила свои фракции в ряде волостных, уездных и губернских Советов. Ее представители занимали немало мест и в исполнительных органах советской власти. Эта партия стала официальной оппозиционной партией, принимая со стороны большевистских властей многие притеснения и обиды..
В условиях гражданской войны советская власть разрешила деятельность и другим малочисленным партиям и политическим группировкам, которые во всеуслышание заявили о своей лояльности к ней.
Характерной особенностью политической жизни в России этого периода была возможность организации различных фракций в Советах, общественных организациях, которые на своих заседаниях обсуждали и критиковали основные направления экономической и политической деятельности государства.
Но уже в этот период все больше стало заметным стремление РКП(б) узурпировать власть, усиливается влияние партаппарата на все стороны общественной жизни и хозяйственной деятельности. В немалой степени этому способствовала и существовавшая система "военного коммунизма".
Положение в самой РКП (б) в эти годы было далеко не блестящим: организационная работа практически замерла, замечалось крайнее развитие канцелярщины, в партию "набивалась дрянь, люди с билетами, но без багажа в голове". Идеи радикального демократического обновления партийно-государственного аппарата, с которыми выступали Н. Осинский, Г. Сапронов, Е. Игнатов и А.Коллонтай были названы "оппозиционными" и были отвергнуты.
РКП (б) и многопартийность в Советской России
(1917-1922 гг.)
На VIII съезде РКП (б) была утверждена структура партийно-государственной власти, просуществовавшая практически до роспуска КПСС в 1991 году. Она выглядела следующим образом: высший орган РКП (б), ВКП (б), КПСС - партийный съезд, созывавшийся не реже одного раза в год (один раз в пять лет), избирал Центральный Комитет. Два раза в месяц (два раза в год) ЦК должен был собираться на пленарные заседания (Пленумы), чтобы обсуждать наиболее важные политические и организационные вопросы, не требующие самого спешного разрешения. Избирались также кандидаты в члены ЦК. Для ведения текущей политической и организационной работы ЦК формировал Политбюро (Президиум), Оргбюро, Секретариат.
Организационно-политический аппарат ЦК РКП (б), ВКП (б), КПСС обеспечивал повседневную связь ЦК с местными партийными организациями, рассылая в их адрес письма и циркуляры и получая от них оперативную информацию о политической обстановке на местах и принятых губкомами и укомами, ЦК республик и обкомами решениях по важнейшим вопросам социально-экономической политики. Аппарат ЦК осуществлял руководство через свои партийные комитеты на местах практически всей общественно-политической и экономической жизнью страны. ЦК распространил свою власть не только на партийные комитеты, но и на все государственные учреждения, включая ВЦИК (Верховный Совет), и Совнаркомы (Советы Министров).
Прежняя относительная автономия местных партийных организаций, допускавшаяся Уставом партии, а также права местного самоуправления, гарантированные Конституцией РСЫСР, были серьезно ограничены. В целом власть на местах соответствовала основному принципу централизованного бюрократического государства: "Каждое постановление вышестоящей инстанции должно быть, прежде всего, выполнено, а лишь после этого возможна апелляция".
К началу 1920 года численность РКП (б) выросла до 600 тыс. человек, из которых две трети служили в Красной Армии и в различных госучреждениях, т.е. состояли на государственном снабжении, а оно было тем выше, чем больший пост занимал коммунист. В партии, по неполным данным числилось всего лишь 1.8 млн. "рабочих", зачисленных в этот разряд не по фактической профессиональной принадлежности, а по "происхождению". Такого рода социальный состав РКП (б) мог свидетельствовать лишь о том, что перед нами не совсем партия рабочего класса, а в значительной мере партия государственных служащих, заинтересованных в ее существовании, поскольку она - не просто политическая организация идейных единомышленников. а партия - государство.
Однопартийная система в СССР
(1922-1989 гг.)
20-30-е годы стали временем еще большего усиления властных функций партийных органов. Партийные комитеты всех уровней беспрекословно осуществляли "генеральную линию", не обращая внимания на последствия.
Оформление моно партийной системы произошло на определенных идеологических, политических и социально-экономических основаниях при опоре на репрессивно-карательные органы. Это дает основание говорить не только о партии-государстве, но и о феномене советского тоталитаризма. Государство всецело принадлежало одной партии, руководители которой (Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев) сосредоточили в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. На всех важнейших участках жизни общества были расставлены "кадры" - партийная номенклатура.
Последующие годы деятельности большевистской партии стали временем постепенного падения своего авторитета (не без "энергичных" действий все более стареющего руководства).
Несомненно, реформаторская интенция лежала в основе действий молодого Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева. Однако через свое партократическое естество переступить он не смог, поскольку судьбу перестройки он так или иначе связывал с ролью КПСС. Не уставая говорить о демократии, Горбачев терпел в своем окружении не только "консерваторов", но и "агентов влияния", на сторону которых он в конечном итоге перешел, роспуском КПСС он предал миллионы ни в чем не повинных людей. Утверждение же о том, что он был "стреножен" партаппаратом, Горбачев сам опроверг, заявив, что как генсек имел власти больше, чем любой диктатор.
Отечественный опыт показывает, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на развитии общества: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни. Монополия на власть создает простор для произвола, развращает носителей властных полномочий и разрушает гражданское общество.
Вместе с тем, не следует, на наш взгляд идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связывают с многопартийностью.
Возрождение многопартийности. Политическая
система современной России
Каковы все же причины появления многопартийности в СССР. По мнению многих исследователей их можно сгруппировать в шесть основных блоков.
1. Обострение противоречий между большинством трудящихся, недовольных положением дел в стране, и общественно- политическими и хозяйственными институтами, многие из которых погрязли в бюрократизме, ведомственном эгоизме, безнравственности.
2. Трудности и противоречия перестройки, углубление кризиса экономики и власти, ухудшение материального положения значительной части трудящихся, рост преступности, обострение межнациональных отношений.
3. Падение авторитета социалистической идеологии.
4. Поляризация оценок современных реальностей, подходов к преодолению трудностей. Всё вместе взятое подготовило социально-политическую и идеологическую почву для плюрализма, появления различных партий и политических объединений, сложной системы взаимоотношений с институтами власти, КПСС и между собой.
5. Растущее разочарование широких слоев населения в официальных властвующих структурах, хотя и обновленных в значительной степени.
6. Особенности психологического момента: многие годы большинство трудящихся находилось на положении "винтиков", безропотных исполнителей. В результате сложился стереотип подчинения, одобрения всего того, что исходит от "начальства". Сюда следует отнести также политическую неопытность масс, которые только учатся жить в условиях демократии, их недостаточную информированность.
Названные причины свидетельствуют, что в стране сложилась обстановка, сформировались социально-экономические, политические и духовные предпосылки для стремительного развития политизированных групп, клубов и ассоциаций, движений и партий.
Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап становления многопартийности нередко называют "неформальной волной" (1986-весна 1988 года). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС ещё сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений. И лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик.