Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей Второе переработанное и исправленное издание (стр. 16 из 27)

Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полуторагодовалой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам - около 1.5 тыс.) с широкой аудиторией (около 50 тыс. человек).

Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, "всенародная дискуссия" газеты "Правда" по поводу статьи Н.Андреевой "Не могу поступиться принципами", а также призывы М.Горбачева к созданию "широкого общественного движения в поддержку реформ".

К середине 1989 года впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов ХIХ Всесоюзной партийной конференции. В Москве, городах Поволжья и других местах прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота" антиперестроечных сил, предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.

К этому периоду относится и появление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и "группами" того, что они превращаются в партии.

1988-1990 годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность

В конце 1990 - первой половине 1991 года сложились первые партии: СДП РФ, Республиканская партия РФ, Партия свободного труда (ПСТ), ЛДП Советского Союза, Российское христианское движение, Демократический союз, Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным подсчетам число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло на январь 1990 года около 40.

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях» стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается и по сей день.

Представляет определенный интерес деятельность в этот период Коммунистической партии Российской Федерации. Еще с осени 1990 года, времени своего возникновения, КП РФ приобрела откровенно охранительный характер и рассматривалась консервативными кругами партийной номенклатуры в качестве важного инструмента противодействия не только российскому руководству, но и «реформаторскому крылу» в ЦК КПСС. Через мощную фракцию «Коммунисты России» в Верховном Совете КП РФ вела активную борьбу с руководством парламента и правительства.

Тогда же происходят значительные размежевания сил в самой КПСС. Из нее начинает уходить интеллигенция, часть которой приходит в созданную весной 1991 года Демократическую партию, на первом этапе своей жизни отличавшуюся радикальным антикоммунизмом. Над КПСС все явственнее сгущались тучи. Однако она не желала делиться своей безраздельной властью.

На самом деле об обновлении партии после удаления из нее «представителей» «Демократической платформы» говорить вряд ли было правомочно. Несмотря на корректировку 6 статьи, КПСС продолжала держаться за власть. Не помогло и то, что был подготовлен достаточно эклектический вариант программы и устав, содержавший в себе меньшевистскую формулировку пункта о членстве. Парадигма партии оставалась прежней. В ней не было места частной собственности, нормальному рынку, идеологическому плюрализму.

Развитие событий после августа 1991 года дает основание говорить о качественно новом историческом периоде, в который вступила Россия. Произошел распад СССР, рухнула и власть КПСС.

Своеобразие становления российской политической системы заключалось в том, что попытки немедленного реформирования экономики без соответствующей идеологической подготовки сказались на становлении и развитии многопартийной системы. Не надо забывать, что преданная Горбачевым, Яковлевым, Шеварднадзе и другими КПСС после августовских событий 1991 года была незаконно распущена, а деятельность российских коммунистов была приоста­новлена. Имущество этих партий было захвачено и поделено между структурами новой государственной власти. Попытки «демократов» организовать судилище над коммунистами подобно Лейпцигскому процессу 1933 года в Германии успеха не имели. КП РФ была признана оппозиционной партией в самом настоящем понимании этого слова.

Отсутствие радикальной и нормальной оппозиции существующему режиму привело к катастрофическим последствиям всей экономики России. «Реформы Гайдара», ограбившие большинство трудящихся России, способствовали неимоверному обострению противоречий в обществе.

Здравомыслящие люди в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, ориентировавшихся в основном на директоров государственных предприятий в высокотехнологических отраслях производства, летом 1992 года образовали политический блок «Гражданский союз». Эта организация поставила цель мягкой корректировки курса реформ, придав им большую социальную направленность. «Союз» заявил о своих центристских позициях в политическом спектре.

Однако перегруппировка политических сил не привела одновременно к дальнейшим качественным сдвигам в становлении многопартийной системы. Партии продолжали оставаться объединениями верхушечного характера, консолидирующими в своих рядах лишь узкие слои политического класса. Они так и не превратились в сколько-нибудь влиятельные субъекты политического процесса.

Многие программные установки партий демократической ориентации, позаимствованные ранее из арсенала аналогичных объединений на Западе, показали свою неприменимость к российским реалиям. Часть демократически ориентированных партий, не найдя должного соответствия между этими реалиями и идеалами цивилизованного рынка, стала переходить на иные политические позиции: центристские, социалистические и консервативно-охранительные.

Произошла консолидация и левого, оппозиционного фланга политических сил России. Весной 1992 года наиболее влиятельные коммунистические и национально-патриотические группы создали так называемую левую и правую оппозицию. Ее интересы в парламенте представлял блок «Российское единство».

Первые выборы в декабре 1993 года в Государственную Думу по смешанной системе оказали положительное влияние на состояние многопартийной системы. Позитивные сдвиги в партийном строительстве стали заметны в начале 1994 года. Во-первых, обнаруживается тенденция к созданию партий, основанных на общности социальных интересов («Выбор России», ПРЕСС, АПРФ), а не на идеологических пристрастиях политического класса, как это было ранее. Во-вторых, ведущие партии вновь стали возвращаться к идее фиксированного индивидуального членства и создания сильных организационных структур. На этом этапе эти меры, несомненно, способствовали укреплению партий как политических институтов.

На фоне возникновения новых партий социальных интересов наблюдался упадок российских политических партий первой волны (Демократическая, С/Д, Республиканская). Большинство из них так и не нашло социальной базы под свои программные установки.

Все политические партии и объединения современной России можно приблизительно разделить на два крупных блока: «партии власти» и «оппозиция». Последняя, в свою очередь, делится на на «объединенную оппозицию», «демократическую оппозицию» и «эмоциональное протестантство». Партийно-политические силы, представляющие эти ниши, неоднократно меняли свое местонахождение, что было связано, с одной стороны, с процессами продолжающегося партогенеза в стране, а с другой, с постоянно меняющейся политической коньюктурой.

Нишу «партии власти» со второй половины 1991 года занимали партии и движения радикально-либерального толка, объединенные в широкое политическое движение «Демократическая Россия» ( ДР ), возникшее еще в октябре 1990 года, возникшее на базе предвыборного блока «Выборы-90» и объединившего клубы избирателей многих крупных городов страны.. Движение оформилось в ходе борьбы с монополией КПСС на власть. После развала СССР и ухода с политической арены КПСС ДР оказалась в весьма своеобразном положении: с одной стороны, на местах единороссы создавали общественные комитеты российских реформ, выступали инициаторами референдума о частной собственности на землю и созыва Учредительного собрания для принятия новой Конституции, пытались оказывать влияние на президента и региональные власти в их осуществлении кадровой политики и т.д. С другой стороны, само движение пережило несколько серьезных расколов, связанных с выходом из ее рядов сторонников «государственнической» модели модернизации России (ДПР, РХДД, КДП), правоцентристский блок «Новая Россия» (социал-демократы, Крестьянская партия, Народная партия), радикальные демократы (Ю.Афанасьев), умеренные прагматики (Л.Пономарев, Г.Якунин). Это противостояние способствовало консалидации пропрезидентских партийно- политических сил в новую политическую коалицию «Демократический выбор» в июне 1992 года.

Вошедших в эту коалицию партий и движений сближал радикальный подход в осуществлении рыночных реформ, поддержка официального правительственного курса. Блок возглавили известные в то время политические фигуры: Г.Старовойтова, Л. Пономарев, Г. Якунин и др. Его представители были практически во всех структурах власти. В отсутствии официальной партии власти в то время, идею создания которой неоднократно выдвигал Ельцин, и «ДР» и «ДВ» строили свои взаимоотношения с президентом, используя тактику «критической поддержки», «конструктивного оппонирования», «эскалации обещаний» и т.д.