Четвертый вариант - партия совместно с некоторыми другими в коалиции располагает частью власти, как законодательной, так и исполнительной. Примером могут быть партии правящих коалиций в Германии, Италии, Израиле и многих других государств.
Пятый вариант - партия располагает большей частью власти, имея большинство в парламенте и "свое" правительство, но не может игнорировать оппозицию, считается с нею и даже сотрудничает в решении отдельных проблем.
Шестой вариант - оппозиция ликвидирована, и партия располагает всей возможной властью. В этом случае особенно острым становится вопрос о соотношении интересов страны и целей партии, которые вряд ли могут полностью совпадать, т.к. партия выражает устремления только части населения. При этом усиливается тенденция к слиянию партии с государством и превращения ее в стержень государственных структур. А сама партия, в сущности, перестает быть партией в прямом смысле этого слова.
Конечно, политическое развитие настолько многообразно, что в нем обнаруживаются и другие варианты отношений между партией и властью. Например, в первом полугодии 1992 года в России сложилась своеобразная ситуация: ни одна из партий не располагала достаточным влиянием, чтобы реализовать свой вариант решения политических проблем, но различные группировки сообща имели достаточно сил, чтобы блокировать любой другой вариант, а правительство, не находя эффективной поддержки в парламенте, пыталось осуществить свой, который критиковали все партии и ни одна не поддержала без оговорок.
Использование государственной власти всегда является серьезным испытанием для партии, не только ее способностей, но и самих ее идей, концепций, вариантов решения политических проблем, целей, средств. Достаточно вспомнить трагическую судьбу партий Народного единства, находившихся у власти в Чили в 1970-1973 годах, а также правительства сандинистов в Никарагуа, не справившихся со сложными проблемами своих стран. Не смогла найти пути преодоления глубокого кризиса в нашей стране и КПСС.
Вполне понятно, что от партий, особенно оказавшихся у власти, во многом зависит решение общественных проблем, а, следовательно, сохранение или изменение условий коммерческой деятельности . Это делает очевидной заинтересованность коммерсантов в том, как партии рассматривают и решают соответствующие проблемы. Особый интерес представляет выяснение и использование возможностей влияния на разработку и реализацию существенных для коммерции аспектов политики партии, прежде всего - обладающих влиянием или находящихся у власти.
Конечно, политическое развитие настолько многообразно, что в нем обнаруживаются и другие варианты отношений между партией и властью. Например, в первом полугодии 1992 года в России сложилась своеобразная ситуация: ни одна из партий не располагала достаточным влиянием, чтобы реализовать свой вариант решения политических проблем, но различные группировки сообща имели достаточно сил, чтобы блокировать любой другой вариант, а правительство, не находя эффективной поддержки в парламенте, пыталось осуществить свой, который критиковали все партии и ни одна не поддержала без оговорок.
Сплоченность политических партий
Анализ деятельности политических партий нельзя оторвать от раскрытия содержания внутрипартийных проблем. Здесь все важно: и обеспечение сплоченности, и их структура, состав и финансирование. От правильного решения вышеуказанного во многом зависит качество партии, ее способность действовать.
Прежде всего, необходимо отметить, что каждая партия стремится обеспечить сплоченность своих членов такими способами, которые соответствуют ее целям и условиям, в которых они действуют.
Модели можно свести к трем основным типам, каждый из которых склонен к специфической для него структуре.
Первый - монолитное сплочение. Такие партии, как правило, имеют особую собственную "идеологию", выдаваемую за идеологию какой-либо классовой, этнической, или конфессиональной общности, претендуют на монопольное выражение её интересов и устремлений и требует от своих членов соответствующего идеологического единства. Строго централизованная структура и "железная" дисциплина обеспечивают политическую монолитность и, как выражаются, "боеспособность", иногда в прямом, военном смысле слова. Примером может служить КПСС, которую оказалось легче разрушить, чем обновить.
Второй тип - демократическое сплочение. При множестве разновидностей все такие партии привержены идеям демократии как во взглядах, так и в политике и структуре. Конечно, насколько это позволяют условия и конкретные цели партии
Для этого типа партий характерны идеологический и даже политический плюрализм, что выражается в свободе фракций. В них нет строгой централизации, соблюдается автономия и уважается разнообразие входящих в партию организаций. Единство обеспечивается только политической платформой, а дисциплина ограничивается единством действий для ее реализации. Примером могут служить многие демократические, социал-демокра-тические и социалистические, а также христианско-демократические партии Европы и Северной Америки.
Третий тип сплочения - либеральный. Речь идет не столько об идейно-политической ориентации, сколько о характерных способах сплочения и особенностях структуры, так как к этому типу относятся не только партии либеральной, но и некоторые партии демократической и социалистической ориентации.
При идейно-политическом плюрализме такие партии снисходительны к расхождениям между своими членами даже по программным вопросам, концепциям и вариантам решений политических проблем.
Полномочия руководящих органов весьма ограничены, и членов таких партий сплачивает только общее направление политики. Всё, связывающее свободу и инициативу индивидуумов и различных входящих в партию групп, сведено к минимуму, достаточному лишь для совместной поддержки этого политического направления.
Сплочение политических партий во многом зависит от их социального и качественного состава, хотя они настолько сложны, что почти невозможно найти единый критерий для всех партий
Легче всего обнаружить различия между партиями, в составе которых насчитывается сотни тысяч и даже миллионы членов, и теми, в которых имеется всего сотни, тысячи, десятки тысяч членов даже в очень многолюдных странах. При этом следует исходить из масштаба каждой страны.
Нередко первые называют массовыми, а вторые - кадровыми, т.е. состоящими из функционеров-руководителей. Однако это представление нуждается в уточнениях. Во-первых, массовыми следует признать не только партии, в члены которых записались сотни тысяч людей, но и те кадровые, которые руководят значительными политическими силами - миллионами людей, формально в партиях не состоящих; могут вывести их на демонстрации, опираются на их голоса на выборах и т.п.
Во-вторых, следует признать, что сама по себе малочисленность членов не свидетельствует о том, что партия располагает кадрами, если не может организовать выступление масс. Любая малочисленная партия, не способная на это, является просто малочисленной, а не кадровой.
Для многих партий, а также для части их последователей, характерно стремление связывать партию с определенным классом, этносом или конфессией. Как уже отмечалось, такая тенденция монополизировать право выражать и защищать интересы одного из слоев населения, одного этноса, одной конфессии не соответствует плюрализму интересов и устремлений сложного состава каждого из этих групп населения.
Поэтому названия партий "рабочая", "крестьянская", "средних слоев", "буржуазная", "помещичья", «русская», «христианская» и т.д. нельзя считать вполне адекватными содержанию их политики, даже если в их составе и электорате (составе избирателей) преобладают соответствующие слои.
В некоторых африканских странах, например, в Чаде, базой формирования отдельных партий являются племена: если вождь создает партию, то в нее включаются все соплеменники. Но как раз такие партии не афишируют свою племенную основу, а называют себя в соответствии с идейно-политическими устремлениями вождя, даже если они непонятны большинству племени.
. А в более развитых странах состав партий складывается на основе интересов и устремлений людей. В их формировании наряду с классовыми, этническими и конфессиональными склонностями большую роль играют многие другие элементы, сложное взаимодействие которых не поддается управлению и почти непредсказуемо.
Структура политических партий
Каждый член партии занимает в ее составе определенное положение. Широкой основой партийной иерархии является масса рядовых членов, смыкающихся с беспартийными последователями, в частности, электоратом. Они - активные статисты политических выступлений, устойчивая часть политической силы. Их усилия обеспечивают реализацию политики партии, особенно в критические моменты. Как правило, они не оказывают прямого влияния на политику партии, но эта политика разрабатывается, проводится и корректируется с учетом их взглядов, настроений и чувств.
На следующей ступени находятся активисты партии, повсеместно разъясняющие ее политику и заботящиеся о реализации указаний руководства массой. Их участие в формировании политики партии сводится к передаче наверх информации о взглядах, настроениях и чувствах масс, да и своих собственных, которые тоже учитываются руководством.
Ни одна крупная партия не обходится без администрации - аппарата функционеров, обеспечивающих управление партией, информацию, подготовку решений и т.п. С ростом партии неизбежно растет ее аппарат, а также его влияние на всю партию.