Мани оставил после себя богатое литературное наследство, однако до нас дошли лишь некоторые его труды. Произведениям Мани присуща энциклопедическая ученость, чтение их нуждается в комментариях. Мировоззрения Мани охватывают широкий круг вопросов: мифологию, философию, историю, космогонию, географию, алхимию, астрономию, математику, ботанику, медицину и др.
Моральные доктрины манихейства изложены в основном в его произведениях: Сифр у асрар” (“Книга тайн”), “Китаб-ул-худавосттадбир” (“Книга руководства и управления”), “Шабукан” (“Шапуракан”) и др. Любопытно отметить, что Бируни исключительно высоко ценил последнюю книгу Мани, охарактеризовал ее как одну из всех персидских книг, на которую можно положиться, т. к. “Мани в своем законе запрещал произносить ложь и поэтому он не нуждался в какой бы то ни было фальсификации истории”.
Основу этической доктрины манихейства составляло признание того, что мир – это арена вечной борьбы светлого и темного начал, а значение человека – помочь светлому началу для окончательного одоления зла. Мани попытался охватить все области современного ему знания и, интерпретируя их в свете своей натурфилософии, приблизить к жизни человеческие массы посредством практической этики и человеколюбия.
По учению философа общество должно состоять из двух категорий людей. Первая категория – это верхушка избранных (нищенствующая аристократия), которая должны вести аскетический образ жизни, получая тот материальный достаток, которым довольствуются трудящиеся. Они не должны вступать в брак, их задача проповедовать манихейские идеи и замаливать грехи всех членов общины. Вторая категория – это массы и купцы, которые должны вести высоконравственный образ жизни, никого не убивать (ни человека, ни животных), воздерживаться от мясной пищи и тем самым содействовать победе силам Света и Добра.
Следовательно, в морально-этическом отношении учение манихейства наряду с чисто религиозными догмами содержит в себе элементы мифологии (например, утопия о Земле света, где господствует справедливость, свобода, нравственное совершенство), выражающие думы и чаяния людей. В целом же учение манихеев носит, безусловно, религиозно - аскетический характер, но его следует отличать от аскетизма поздних времен. Суфийский аскетизм средних веков был отражением крайне религиозно-мистических взглядов, манихейство же выражает аскетизм иного рода. Поэтому манихейство, несмотря на жестокое гонение со стороны зороастрийской и христианской веры, получило широкое распространение среди многих сторонников Мани, рассеявшихся на территории восточно-римских империй, Китая, Палестины и Средней Азии, особенно среди согдийцев.
Учение манихейства при всей переплетаемости с религиозными представителями играло значительную роль в борьбе против официальных реакционных воззрений маздокитов, христианства и буддистов и тем самым подготовило идейную почву для формирования и развития более прогрессивных философско-этических учений в Средней Азии.
В конце V и начале VI вв. в Иране возникает другое религиозно-философское учение, так называемый “маздакизм” (или маздахизм), которое также широко распространилось в Средней Азии.
Социальная функция этических учений маздакизма неоднозначна, что бросается в глаза, если ближе рассмотреть социально-философское умонастроение сторонников названного учения.
В литературе справедливо отмечается тот факт, что маздакизм, дополняя учение манихейства, заменил его аскетически-пессимистические идеи оптимистическим миропониманием, которое придало ему более действенный характер. Дуалистическое свойство этого учения уходит корнями в древний гностицизм и зороастризм.
Учение маздакизма связано, как об этом свидетельствуют источники, с именем Маздака, уроженца города Нишапура, сына известного в то время Бамдара.
Личная жизнь основателя этого учения окончилась трагически: в 531 году он был казнен Кубадом – главой Сасанидской империи.
Сведения о маздакизме до нас дошли благодаря тем авторам, которые по отношению к нему были в оппозиции. Неудивительно поэтому, что отрывочные данные сильно искажены, и скрывают подлинную сущность и истинный смысл этого учения. Они характеризовали его как безнравственное, называли “ужасом истории”, призывающим установить “общность жен”, уводящим людей на “плохой путь”.
В основе миропонимания маздакизма, как и манихейства, лежит борьба двух противоположных этических начал: добра и света, тьмы и зла. Если первые начала являются продуктом или предпосылкой созидательного и свободного творчества людей, то вторые по своей природе могут действовать лишь слепо и стихийно; они являются продуктом либо предпосылкой косного и невежественного поведения людей.
Характерной особенностью учения маздакизма является и то, что основу нравственности и мотивы человеческого поведения оно выводит не из неба, но из человека как такового, из его природы.
Таковы характерные черты нравственно-этических мыслей с древнейших времен до VIII века н. э., отраженные в письменных и литературных памятниках народов Средней Азии.
Изучение и научный анализ письменных памятников свидетельствует о том, что философско-этическая мысль в Средней Азии на протяжении всего этого периода в основном была тесно связана с народным представлением о нравственности, она имела скорее земную основу, чем небесную и божественную.
Литература
1. Каримов И.А. Туркестан – наш общий дом. – Т.: Узбекистон, 1995.
2. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон, 1997.
3. Джумабаев Ю.Д. Из истории этической мысли в Средней Азии.– Т.: Фан, 1975.
4. Дервиш Р. А., Левтеева Л. Г., Мусакаева А. Памятники истории, религии и культуры Узбекистана. – Т.: ФАН, 1994.
5. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.
6. Основы философии. Учебное пособие. - Т.: УзбекистОн, 1998.
7. Хидоятов Г. А. Моя родная история. – Т. :Укитувчи, 1992.
Контрольные вопросы
1. Какова общая картина зарождения религиозно-философской мысли в Центральной Азии в древнейший период?
2. В чём сущность философской концепции Зороастризма?
3. В чём историческая ценность “Авесты”?
4. Что представляли собой манихейство и маздахизм?
5. О чём свидетельствует анализ философско-этической мысли в Центральной Азии в древнейший период?
Глава 5. Философская и естественнонаучная мысль в Центральной Азии эпохи раннего Средневековья
1. Общая характеристика эпохи
2. Общественно-философская и научная мысль раннего Восточного Ренессанса (IX – XII вв.)
3. Поздний Восточный Ренессанс в Средней Азии (XIV – XV вв.)
Узловые понятия и выражения
Ренессанс - эпоха Возрождения (XIV-XVI в.в.), ознаменовавшаяся великими открытиями и изобретениями, воскресившая философию и искусства Древней Греции и Рима.
Восточный Ренессанс – Возрождение культурных и духовных ценностей, бурное развитие науки и философии, литературы и искусства в Центральной Азии в IX-XII и XIV-XV вв.
1. Общая характеристика эпохи
В освоении богатого культурного и научного наследия народов Востока важное место занимает изучение естественнонаучной и философской мысли раннего Средневековья. Научные, философские, художественные труды и исследования мыслителей, ученых и поэтов эпохи вошли в золотую сокровищницу мировой цивилизации.
В этот период, с VIII по XII столетие, на Востоке получают бурное развитие науки. Сначала развиваются такие науки, как тригонометрия, алгебра, позже оптика и психология, затем астрономия, химия, география, зоология, ботаника, медицина.
Многочисленные исследователи этого периода сравнивают историю раннего Восточного Средневековья с эпохой Ренессанса в Европе, эпохи бурного развития науки, культуры и философии в ряде стран Западной Европы в XIV – начале XVII вв., характеризовавшейся возрождением античного философского и научного наследия на новой, более высокой основе.
Однако это сравнение не совсем точно, ибо не Западный Ренессанс предшествовал Восточному, но наоборот – эпоха Восточного Возрождения (VII – XII вв.) определило в значительной степени становление и расцвет науки и культуры в Европе в XIV – начале XVII вв. Исследования таких известных узбекских ученых, как И.Муминов, М.Хайруллаев, Ю.Джумабаев и др. показали, что достижения науки, литературы, искусства и философии раннего Средневековья на Востоке являются необходимым звеном, яркой и богатой страницей в развитии общечеловеческой цивилизации, закономерно сравнимой с эпохой Ренессанса.[1] Мало того, Восточный Ренессанс охватывает на территории Центральной Азии более значительный отрезок истории, нежели Западный, в результате которого многие исследователи подразделяют его на Ранний (IX – XII вв.) и Поздний (XIV – XV вв.).[2]
В процессе изучения этого периода особенно важно иметь в виду, что исламская культура имела не только арабское происхождение. Арабские завоеватели вступили в тесный контакт с культурой покоренных народов, в результате которого происходило взаимное смешение и обогащение культур.
Следовательно, культура этого периода – культура не только арабов, но и других народов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Северной Индии, Северной Африки и других стран, сформировавшаяся под влиянием арабского языка и культуры.
В развитии средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока большая роль принадлежала древним научно-философским традициям народов, входивших в арабский халифат: отдельные идеи индийской математической и медицинской школы, а также индийской философии, имеющие стихийно-материалистические тенденции, древние астрономические учения собиев, народов Средней Азии, арабских стран, дуалистические идеи зороастризма о борьбе двух начал: добра и зла, тьмы и света и т. д.