Алишер Навои (1441 – 1501) – великий узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель, родился в Герате. В школе Навои учился вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой. В 1469 году в Герате на престол сел Хусейн Байкара, и Навои возвращается из Ирака в Герат. В 1472 году он назначается визиром. На этом посту он проявил себя как крупный общественный и государственный деятель.
Будучи состоятельным человеком, Навои свои богатства тратил на сооружение больниц, мостов, мечетей, медресе, ирригационных сооружений. Многое сделал и для развития науки и культуры, был покровителем поэтов, ученых.
Труды Алишера Навои посвящены литературе, философии, этике, лингвистике, эстетике, музыке, истории, поэзии и естественным наукам. Он написал более 30 произведений. Из них наиболее известны “Стена Искандера”, “Фархад и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Сабъаи сайер” (“Семь планет”), “Хайратул аброр” (“Смятение праведных”), “Суждение о двух языках”, “Возлюбленный сердец”, “Жизнеописание Хасана Ардашера”, “История пророков и мудрецов”, “Муншоат” (“Исток”) и др.
В формировании мировоззрения Навои большую роль сыграли философские и гуманистические воззрения древнегреческих философов, труды представителей Центральной Азии IX – XII веков, поэтов Фирдоуси, Низами, Саади Ширази, Хисрава Дехлеви и других, естественнонаучное и философское наследие аль-Хорезми, аль-Фергани, Фараби, Беруни, Ибн-Сины и др.
Философское мировоззрение Навои основано на идеях пантеизма и суфизма. В своем миропонимании он исходит из единства бога, природы и человека. Мыслитель убежден, что человек может приобрести счастье в земном мире, для этого он неустанно должен стремиться к познанию тайн природы, изучать ее и пользоваться ее благами.
Поэт возвышает и обожествляет человека. Бог, по его мысли, является творцом и источником Вселенной, в том числе и человека.
По мнению Навои, человек, желающий быть счастливым, должен всемерно проявлять интерес к земной жизни, использовать и подчинять себе силы природы, трудиться и заниматься самосовершенствованием. “Навои, - писал В. Ю. Захидов, - занимает первое место среди мыслителей-пантеистов, мировоззрение которых наполнялось реальным содержанием”.[3]Как известно, Навои придерживался суфийских взглядов. Накшбандизм служил для Навои средством выражения своих гуманистических идей.
В своих социально-политических воззрениях Навои большое значение придавал назначению государства, вопросам управления страной, делам и поступкам правителя, его отношению к подданным.
Во главе государства должен стоять просвещенный правитель, который справедливо относится к своим подданным, заботится об их благополучии, думает о процветании страны.
Навои воспевал истинную дружбу между людьми, противопоставляя ее вражде, обману, невежеству, лицемерию и прочим нравственным порокам. Главные герои в произведениях Навои – представители различных народов: Искандер (Александр) – грек, Меджнун – араб, Ширин – армянка, Шапур – иранец, Фархад – тюрк и т. д.
Идеи Навои о дружбе и братстве народов были направлены против насилия, жестокостей и раздоров. Он призывает людей жить в мире и дружбе, осуждает вражду и недоверие:
Нет, не дело вражда. В добром мире живите, народы,
Дружба – дело людей, славить дружбу строкой мое дело.[4]
Общественно-философские идеи Навои пронизаны глубоким рационализмом и гуманизмом и направлены на служение человеку, поиски справедливого и разумного устройства общественной жизни.
Великий мыслитель и гуманист Абдурахман Джами (1414 – 1492) родился в с. Харджирд в округе Джам, неподалеку от Герата. В детстве Джами изучал грамматику родного, а также арабского языка. По переезду в Самарканд Джами слушает лекции Казы-заде Руми и Ходжа Али Самарканди по геометрии, алгебре и астрономии. Отмечая незаурядный талант поэта, Казы-заде Руми говорил: “С тех пор, как существует Самарканд, через воды Амударьи на наш берег не переходил такой способный и умный молодой человек, как Джами”.[5]
В дальнейшем Джами становится учеником шейха Сааддина Кашгари (ум. 1456), также изучает накшбандия. Впоследствии он полностью принимает основные правила учения накшбандия и становится одним из видных теоретиков и деятелей ордена Накшбанди.
Джами был разносторонним, энциклопедически образованным мыслителем. Он хорошо знал геометрию, астрономию, космографию, математику, арабский язык, философию, этику, риторику. В формировании его поэтического творчества большую роль сыграло знакомство с Алишером Навои. Последний называл Джами своим учителем.
Джами, выражая пантеистический взгляд на мир, бога называет творцом, первопричиной всего сущего. Бог является вечным, остальное – преходящим и временным. Реальный и мнимый мир Джами называет формой, а бога – содержанием. Бог и мир не могут существовать друг без друга. Без бога мир превратился бы в хаос и беспорядок. Если бог был более чем один раз, разве существовал бы мир по этому закону? Тогда двери мира закрылись бы. Весь мир превратился бы в небытие, возможно даже не вышел бы из небытия, писал Джами.
В центре гуманистической концепции Джами стоял человек. Поэт утверждал познавательные возможности человека, свободу личности, справедливость, трудолюбие, щедрость, правдивость, скромность и другие человеческие качества.
Литература
1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон, 1997.
2. Каримов И. А. Узбекистан, устремленный в XXI век. - Т.: Узбекистон, 1999.
“История философии в кратком изложении”. – М.: Мысль, 1991.
3. Джумабаев Ю.Д. Из истории этической мысли в Средней Азии. – Т.: Фан.: 1975.
4. Муминов И. М. Амир Темурнинг Урта Осиё тарихида тутган урни ва роли. – Т.: ФАН, 1968.
5. Хайруллаев М.М. Уйгониш даври ва Шарк мутафаккири. – Т.: ФАН, 1971.
6. Темур ва Улугбек даври тарихи. – Т.: ФАН 1996.
7. Основы философии: Учебное пособие. Раз.2. – Т.: Узбекистон, 1976.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под Восточным Ренессансом?
2. Какова общая картина научного, философского и культурного возрождения эпохи раннего Восточного Ренессанса?
3. Каких выдающихся мыслителей того времени Вы знаете? Подробно расскажите об одном из них.
4. Какой период понимается под поздним Восточным Ренессансом?
5. Назовите наиболее выдающихся представителей этого периода.
6. Какой вклад внесли мыслители этого периода в мировую философию, науку и культуру?
Глава 6. Религиозная философия в Средней Азии (Тасаввуф)
1. Религия ислама, ее проникновение в Среднюю Азию
2. Религиозно-философское учение суфизма – тасаввуф и его роль в духовном развитии узбекского народа
Узловые понятия и выражения
Ислам (араб. - покорность) – одна из мировых религий, вероучение которого изложено в Коране.
Коран – священная книга мусульман, основа образа жизни и исламского законодательства.
Сунна – сборник хадисов (рассказов, преданий об изречениях и поступках Мухаммеда).
Суфизм (тасаввуф) – религиозно-философское учение в исламе, оказавшее огромное влияние на все области духовной жизни мусульман, в том числе и народов Средней Азии в IX – XVI вв.
Суры- главы Корана.
Тафсир - комментарии к главам Корана.
1. Религия ислама, ее проникновение в Среднюю Азию
Ислам (араб. - покорность) – одна из мировых религий. Возник в Аравии в начале VII века. Вероучение ислама изложено в Коране, который согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду (570 – 632).
История ислама - это прежде всего история религии, которая в отличие от остальных мировых религий прочно сохраняет свои позиции и сегодня в более чем сорока государствах мира и является влиятельной силой в международных отношениях и в мировой политике, насчитывая более одного миллиарда своих приверженцев. Сам факт устойчивого на протяжении тысячелетий существования исламской религии, свидетельствует о том, что “она имеет глубокие корни в человеческой природе, выполняет целый ряд присущих ей функций. Религия, являясь прежде всего сферой духовной жизни общества, группы, индивида, впитала в себя, отразила общечеловеческие нормы нравственности.., а порой являлась единственной формой сохранения и передачи из поколения в поколение общечеловеческих и духовных ценностей”.[6]
Известно, что Узбекистан по Конституции является светским государством. И в то же время, как и другие государства Центрально-азиатского региона, является “частью очень сложного и многогранного исламского мира”.[7] Приобщение народов Средней Азии к исламской религии относится к концу VII – началу VIII века, когда народы Мавераннахра оказались под властью Арабского халифата, несмотря на многочисленные выступления местных народов против арабского владычества эта власть утвердилась на огромных пространствах Центральной Азии в значительной мере благодаря демократическим основам и традициям. Арабский язык стал инструментам интеграции в арабо-язычную, а через нее мировую науку и культуру, инструментом общения образованных людей, принадлежащих к различным этническим группам.
Уже на рубеже VII – VIII веков появляются первые богословские кружки и школы, основными дискуссионными проблемами которых явились вопросы о боге и его атрибутах, философские споры о предопределении и свободе воли, о справедливости, источниках добра и зла и т. д. Среди этих учений можно выделить течение мутазилитов (VII – X вв., основоположник – Василь ибн Ата), религиозное учение которых тесно увязывалось с конкретными политическими проблемами того времени. Эта была первая оформившаяся богословская школа, основавшая свое учение на рационализме и использовании понятий и методов греческой логики и философии. Основными положениями (усул) мутазилитов являются единобожие и справедливость. Отрицая догмат об извечности Корана, мутазилиты рассматривали его как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении.