Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 14 из 53)

Другим крупным философско-богословским течением в исламской религии является учение мутакаллимов, представлявшую собой ортодоксальную философию ислама – калам (родоначальник аль-Ашари (873 –941)). Одним из важнейших критериев их учения является догмат о предопределении, согласно которому все существует по воле Аллаха. Выполняя волю Всевышнего перо (Калам) записало то, что было, есть и будет в истории человечества, и все это не дано изменить никому. Ашарииты, несмотря на внешнее противостояние мутазилитам, фактически продолжали их рационалистическую линию.

Весьма близким к ашариизму является учение так называемых матуридитов – последователей Абу Мансура аль-Матуриди (умер в 944), известного по имени Мутакаллима ас-Самарканди.

В последующие века калам разрабатывался многими исламскими теологами и богословами, который получил свое завершение в сочинениях известного ученого и философа XI – XII веков Абу Хамида аль-Газали (1059 – 1111). Газали (основные работы “Цели философов”, “Избавляющий от заблуждения” и др.) защищал учения ислама о божественном творении мира и человека, доказывал, что познание возможно лишь с помощью единственно верного исламского учения – суфизма (тасаввуф).

2. Религиозно-философское учение суфизма – тасаввуф и его роль в духовном развитии узбекского народа

Суфизм – одно из сложнейших и значительнейших явлений в духовной жизни народов Востока, в том числе и Средней Азии. Для него характерны призыв к аскетизму, проповедь отказа от мирских благ. Возник в VIII веке, был распространен от северо-запада Африки до западных окраин Китая. В целом для суфизма характерны: сочетание идеалистической метафизики (ирфан) с особой аскетической практикой; учение о постоянном приближении прозелита (шурид) через мистическую любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, “озарениям”, достигаемому путем особых ритуалов и “умерщвления плоти”.

Основы учения суфизма заложены в IX веке багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухассиби. В X – XI вв. суфистское учение приобретает законченную форму, но только в результате реформаторской деятельности Газали получает известное признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства.

Суфизм есть сложное явление и представляет собой не только мистико-религиозное учение, но и философию.

Одним из крупнейших представителей центрально-азиатского суфизма XIV века был Мухаммад аль-Бухари Накшбанд (1318 –1389). От его ремесла (Накшбанд – чеканщик) происходит название суфийского братства- Накшбандия. Встав во главе общины, Накшбанд заложил основы своего учения, которое укрепило суннитский ислам среди тюркских племен в Центральной Азии.

Духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная бедность, никаких контактов с властями – его основное требование. Суфий должен строго следовать сунне Пророка, его сподвижников и выполнять все предписания шариата.

Начиная с XV века, накшбандия постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство во всем мусульманском мире. Основные взгляды накшбандия оставались едиными для всех приверженцев этого учения в течение многих последующих веков, за исключением постулата отношения к властям. Считалось не только допустимым, но и обязательным контакт с властями, для того чтобы, “завоевать их души”, активно влиять на их политику.

Основное положение суфиев сводится к следующему: мир есть божественное творение. Первоначально существовал лишь абсолют, единый и единственный.

Отсюда следует, что бытие есть зеркальное отражение Божественной Истины (Бога, Аллаха). Аллах является единством бытия. В действительности бытие не множественно, а едино. Множественность и противоречивость, по идее суфиев относительны и преходящи. Вечностью обладает только создатель. Поэтому бытие понимается как эманация, т. е. изучение и распространение всего многообразия качества божества. Отсюда, существует Аллах, а бытие – его отражение. Как нет начала и конца абсолютного существа, так и для Истины нет рождения и смерти. Основная цель проявления духовного в природе – это Человек. Божественная забота и любовь обращены к человеку. Человек должен понимать, что он любимое творение Бога. Поэтому он, в свою очередь, с влюбленным изумлением созерцает буйство красок духовной Вселенной. Если определять собственными понятиями суфизма, божественная любовь подобна вину. Священный сосуд, в котором хранится это “вино”, есть сердце человека. Чем больше налито “вина” в “сосуде”, тем сильнее высшие духовные искания в человеке. Когда в одной из своих газелей, Мир Алишер Навои сказал:

“Не знаешь, ты, что есть вино другое

Не обойди вниманием отшельников, пьющих в этом кабаке …”

(Вольный перевод. Имелось в виду именно это “вино”.[8])

Главная и конечная цель суфиев – достичь божественного образа, соединиться с ним, достичь вечности, слиться с абсолютом. Для достижения его необходимо преодолеть ступени совершенства: закон, нравственность, знание и истину.

Шариат (закон) – значит следование установлениям сунны пророка Мухаммеда.

Тарикат (мораль) – т. е. “путь” нравственного совершенствования. В него входит изучение и усвоение мусульманских нравственных ценностей.

Маърифат (знание) – т. е. победа над плотскими желаниями и достижения божественного знания. На этой ступени человек полностью постигает сущность божества, достигает духовного и нравственного совершенства. Человек, достигший этого, называется ориф – мудрец.

Хакикат (истина) – ступень слияния с истиной, последняя ступень совершенствования. Влюбленный в божество суфий, отказавшись от самого себя, соединяется с Господом. В учении Тасаввуф Истина – внутренняя сущность веры, а шариат – внешнее ее проявление. Истинным разумом обладают люди, отвергнувшие качества человека и принявшие качества божества. Для них шариат – слово, трактат – путь, маърифат – любовь, хакикат – состояние. Это состояние по существу приравнивается смерти. В одном из хадисов сказано: “Умрите прежде смерти”.[9]

По идее суфиев страсти – это цели, привязывающие человека к земному миру. В одном из хадисов сказано: “Теперь мы переходим от малой борьбы, к борьбе великой”. Эта великая борьба – борьба со страстями. Поэтому надо быть не рабом страстей, а повелевать ими. Для победы над страстями необходимо объявить им священную войну “джихад”. В частности один из способов преодоления страстей – это поститься 40 дней, поменьше спать, воздерживаться и проводить время в продолжительных молитвах. Это в суфизме называется хилват – отшельничество. Для него необходимо, отрешившись от всего мирского и материального, с мыслями об изначальной любви к божеству, мужественно переносить все тяготы и страдания. Эта черта суфизма перекликается с индийской философией, в частности, с философией йога. А в проблеме разума чувствуется, наряду с индийскими, влияния неоплатонических идей. Суфии различают два вида разума.

1. Божественный (всеобщий) разум – чистая духовная сущность, соответствует платоновскому “мировому разуму”. Этот разум порожден непосредственно Аллахом, его еще называют “первоначальным разумом”. Суфии, кроме того, называли его “истиной Мухаммеда”. Из божественного разума происходит божественная душа, которая соответствует платоновской мировой душе.

2. Человеческий (единичный) разум – подразделяется на два подвида:

a) высший разум избранных – разум, воспитанный на вдохновении и вере; его функция напоминать и предупреждать человека о последнем дне и божьей каре;

б) повседневный разум – его функция познавать бытие и понимать жизнь.

“Высший разум” присущ только искренне верующим, а повседневный – всем. Платоновский эманационизм – общая основа развития философии мусульманского Востока как рационалистического (Фараби – Ибн-Сина), так и мистического направления.

Литература

1. Каримов И. А. Туркестан – наш общий дом. – Т.: УзбекистОн, 1995.

2. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: УзбекистОн, 1997.

3. Арипов М. К. Социальный идеал Ислама. – Т.: 1995.

4. Идрис Шох. Суфизм. – М.: МЫСЛЬ, 1993.

5. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1991.

6. Основы философии: Учебное пособие. Разд. 2, гл. 3. - Т.: УзбекистОн, 1998.

Контрольные вопросы

1. Когда и почему религия Ислама проникает в Среднюю Азию?

2. Какие основные религиозно -философские учения Вы знаете?

3. В чём сущность религиозно-философской концепции суфизма?

4. И.Каримов о роли исламской религии в духовной жизни народов Средней Азии.

Глава 7. Общественно – философские и просветительские идеи в Узбекистане в XVI - начале XX вв.

1. Общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии в XVI –первой половине XIX века.

2. Просветительство в Туркестане во второй половине XIХ - начале XX вв.

3. Джадидизм

Узловые понятия и выражения

Просветительство - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения новых общественных отношений.

Джадидизм - идейное и просветительское движение в Туркестане конца XIХ - начала XX вв.

1. Общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии в XVI –первой половины XIX века.

Вступление Центральной Азии в период позднего средневе­ковья ознаменовалось образованием трех ханств — сначала Бу­харского и Хивинского, а к концу XVIII века — Кокандского.