Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 15 из 53)

Центральная Азия — некогда экономически и культурно развитый регион - к началу XVI века начинает все более отста­вать, по сравнению с европейскими странами, где в недрах фе­одального общества развивается новый, капиталистический спо­соб производства. В то же время в Мавераннахре, как и прежде, продолжали развиваться литература и изобразитель­ное искусство, история и философия, архитектура и зодчество. Самарканд, Ташкент и, особенно, Бухара еще остаются в XVI веке центрами культурной деятельности. Здесь собираются лучшие умы Центральной Азии.

Литература XVI—XVII веков была представлена такими име­нами, как Турды, Машраб, Мавляно Вафои, Надир, Мулла Масти, Равнак, Раким, Андалиб, Нишати, Умар Баки, Ак-мал, которые оставили глубокий след в истории узбекской ли­тературы.

Многие поэты XVII века — выходцы из Центральной Азии — жили и творили за пределами своих родных мест. Шавкат Бухари (ум. 1695) объездил Индию, Афганистан, Иран, где написал три стихотворных дивана. Мулла Мулхам обучался в Самарканде и, хотя писал стихи на родном языке, прожил свою жизнь в Деккане в Индии. Мухаммад Салих Самарканди жил в Бухаре, Балхе, Индии, Лахоре.

Как свидетельствует Абдулкадыр Бадаюни — известный исто­рик Индии эпохи Бабуридов — в своем труде "Мунтахабут-таворих" ("Извлечения из истории"), индийские литераторы Гулуи, Кашмири, Камоли, Махсуми, Рамзи, Лахури, Кабули, Файзи Дуккани и другие бывали в городах Мавераннахра. Они привозили с собой произведения индийских поэтов, ученых, тем самым, способствуя обмену культурными ценностями.

В XVII—XVIII веках поэзия обретает еще одну особенность — сатирическую направленность. Возглавили это направление Ва­фои, Турды и Машраб.

Ряд исторических произведений, написанных на арабском, персидском языках были переведены на узбекский.

В XVI веке в особо сложном положении оказалась наука. В эту эпоху мы уже не видим таких выдающихся ученых, как Улугбек и его соратник Али Кушчи.

Одна из главных особенностей рассматриваемого периода в развитии философской мысли Мавераннахра состоит в том, что, начиная с XVI века, оно идет в двух главных направлениях:

первое направление развитие общественно-философской мысли в самом Мавераннахре. Здесь следует выделить два этапа:

XVI—XVII и XVIII — первая половина XIX века. Первый пред­ставлен такими крупными учеными-философами, как Мирзаджан Ширази, Юсуф Карабаги, Мухаммад Шариф Бухари и др. Ими со­здан целый ряд трудов по философии, истории, языковедению, богословско-юридические сочинения, а также множество ком­ментариев и примечаний философского характера;

второе направление развитие философской мысли мыс­лителями, выходцами из Центральной Азии, творившими в Индии в эпоху Бабуридов. Трехсотлетнее существование импе­рии Бабуридов оставило глубокий след не только в истории Индии, но и Центральной Азии и других сопредельных стран. Несмотря на отдаленное географическое расположение госу­дарства Бабура, его духовная жизнь всегда оставалась частью центрально-азиатской культуры, ибо он и его потомки всегда были сопричастны ей и продолжали развивать традиции этой культуры.

Духовная жизнь в конце XVI — начале XVII веков по своей напряженности не уступала предшествующим векам. Она охва­тывала самые различные идейные течения, но господствующим была идеология ислама — калам.

Этот процесс взаимодействия религии и философии был край­не сложным. Мировоззрение философов так или иначе исход­ным пунктом имело религиозную идеологию. Многие их дости­жения формировались в религиозном контексте. Конечно, не следует абсолютизировать данный факт, ибо наряду с этим определенные философские идеи расходились с различными аспектами исламской идеологии.

Особое значение в развитии общественно-философской мыс­ли этого периода имели такие особенности духовных интересов общества, как стремление осмыслить свои духовно-исторические истоки, различные аспекты своей духовно-культурной целостности, роль субъективного фактора в консолидационных процессах, формирование и развитие духовных основ этнонациональной общности и самостоятельности, стремление использовать религию как мощный духовно-консолидационный и регулятивный фактор.

Крупный представитель общественно-философской и научной мысли Центральной Азии конца XVI - первой половины XVII века Ибн Мухаммаджан Юсуф ал-Карабаги ал-Мухаммад Шахи является выходцем из Азербайджана.

Родился Карабаги в 1563 году. В 1579 году, в шестнадцатилетнем возрасте, он перебирается в Ширван, а затем в Шираз, где становится учеником Хабибуллы Мирзаджана Ширази ал-Бонави.

Под влиянием своего учителя, в значительной степени воспитанного на Даввани, Юсуф специализируется, главным образом, на философии и схоластическом богословии, и увлечение ими перенес и в Центральную Азию. Карабаги вначале преподает в Самарканде, в приходе мечети Джуазания. Вскоре он вступает в близкие отношения с дервишами ордена кубравия, занесенного сюда из Хорезма. Его духовным наставником в ордене становится шейх Халилуллах Бадахши ученик известного старца Хусейна Хоразми.

Мирза Абдукадыр Бедиль (1644 - 1721) родился в г. Азим-Абаде в Индии.

Бедиль с малых лет проявляет интерес к изучению различных наук. Он учился в медресе, затем поступил на военную службу, но вскоре оставил ее и в дальнейшем, переехав в Дели, до конца жизни занимался наукой и литературой. С раннего возраста начал писать стихи, изучать философию, искусство, литературу, историю и т. д.

Мирза Бедиль после себя оставил много трудов: "Чор унсур" ("Четыре элемента"), "Нукот" ("Остроты"), "Ирфон" ("Познание"), "Рубоиёт" ("Четверостишия"), "Газалиёт" ("Газели") и др.

Продолжая лучшие традиции восточных перипатетиков. Бедиль проводит мысль о вечности и изменчивости мира. По его мысли, материя не имеет ни начала, ни конца. Будучи пантеистом, придерживался позиции "вахдати мавжуд" — единства сущего, исходит из признания о единстве мира, о присутствии бога в нем, о вечном изменении предметов и вещей берет за основу мира воздух.

Интересные мысли высказывает Бедиль о познаватель­ных способностях человека. По его мнению, первая ступень позна­ния совершается при помощи внешних чувств. Разум, мышление являются более совершенной ступенью познания. Философ рас­сматривает чувственное и рациональное познание в единстве и вза­имосвязи. Большое значение он придавал познавательным способ­ностям разума: "Мышление поняло содержание тайны, суждение поняло происхождение и последствия дел. Никто не видел ничего, если его не открыл разум. Все, что не познано разумом, закрыто человеку"1. В рациональном постижении мира, большое значение играет овладение знанием, занятие наукой. Знание он называет жемчужиной человечества. Бедиль не мыслит развития без науки:

Пока не возьмешь перо науки в руку, Образа никакой вещи не нарисуешь. Все то, что начертано не наукой, Ничего, кроме глупости, не означает. Наука повсюду - порука за разумные меры, Победа - доказательство действия.

В постижении бытия, тайн природы важную роль играет фи­лософия. Философия — это премудрость, она раскрывает тайны науки, изучает отношение духа к вещам и предметам.

Бедиль касается и вопроса о свободе и необходимости. По его мнению, человек свободен в своих действиях. Он сам должен заботиться о себе, определить свои действия. Бедиль признает природную необходимость, закономерности природы. С другой стороны, он рассматривает необходимость как проявление бо­жественной воли.

Машраб (1657—1711) является выдающимся узбекским поэтом и мыслителем. Родил­ся в Намангане. В 15 лет становится учеником шейха Мулла Бозор Ахунда. За свой дерзкий характер, свободолюбие поэт был вы­нужден покинуть Наманган и переехать в Кашгар. Здесь он со­стоит на службе одного из крупнейших феодалов того времени Офака Хаджи. Машраб в своих стихах остро критикует суфиев, представителей духовенства, за что был изгнан со двора Офака Хаджи. С того времени начинается скитальческий образ жизни поэта. Он побы­вал в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Карши и других городах Центральной Азии, в Индии, на Ближнем Востоке.

В конце своей жизни Машраб переехал в г. Балх (в нынешнем Афганистане). В 1711 году был казнен правителем Балха Махмудханом за свое свободомыслие и критику правящих кругов. Его гробница находится в с. Ишкашим, на юге г. Ханабада (в Афга­нистане).

Машраб оставил большое творческое наследие. Ему принад­лежат множество рубай, газелей, мухаммасов, мусаддасов, ко­торые широко популярны среди народа. В последние годы уче­ные установили принадлежность его перу поэмы - "Мабдаи нур". 0н также автор труда "Девони Машраб".

Машраб, как и многие мыслители прошлого, не выступал против основ и догм ислама, а с недоверием относился к неко­торым из них. В своих стихах он высмеивает представителей су­физма, которые проповедовали идеи мистицизма и аскетизма. Он призывает людей не бояться потустороннего мира, ада и рая, а заниматься земными делами. Тем не менее, он придер­живается суфийского движения каландаров, тесно связанного, с накшбандизмом. Оно было использовано Машрабом для вы­ражения своих свободолюбивых идей, критики лицемерия, ханжества, алчности, высокомерия, насилия и жестокости:

Если хочешь избавиться от дурных людей,

Будь каландаром, будь каландаром.

Если хочешь уничтожить жалобы на угнетение и подлость,

Если хочешь доставить всем смех,

Будь каландаром, будь каландаром.

Если хочешь отречься от благочестия, разоблачить тайну аскетизма,

Если хочешь идти путем истины,

Будь каландаром, будь каландаром.

2. Просветительство в Туркестане во второй половине