В своих политических требованиях Бехбуди исходил из программы партии "Мусульманский союз", возникший в августе 1905 года. Эта партия близко стояла к кадетам, добивалась религиозной автономии, местного самоуправления мусульман. Ее представители обратились к Бехбуди с просьбой высказать свои соображения по Туркестану, с чем и пригласили в 1914 году в Петербург на заседание мусульманской фракции Государственной Думы.
Идеи Бехбуди стали программными для джадидов. И февральская революция 1917 года вселила надежду в возможность их осуществления. Бехбуди, Миновар-Кори и другие деятели джадидов стали активно создавать свои организации. В марте 1917 года была создана организация "Шурой Исламия". Уже на первом ее съезде в апреле 1917 года было сформулировано политическое кредо, а именно — идея создания национально-религиозной автономии, созыва Учредительного собрания, который установил бы особую форму управления в Туркестане в рамках Российской Федеративной Республики. Джадиды питали надежду, что Учредительное собрание даст Туркестану самоопределение. Они были активными участниками создания "Кокандской автономии". Принимавший участие на съезде, где была провозглашена "Кокандская автономия", Бехбуди писал: "Мы всей душой будем противостоять тем, кто хочет разделить наши земли и наше имущество. По существу автономия создается для сохранения земли, имущества и религии". Лидеры джадидов и после октябрьских событий в России отстаивали право Туркестана на самоопределение.
Бехбуди в 1919 году был убит агентами бухарского эмира за свою просветительскую и общественную деятельность, направленную против существующего строя и в поддержку младобухарского движения. Миновар-Кори Абдурашидханов был репрессирован в 1929 году и погиб.
Деятельность просветителей Центральной Азии представляет собой одну из ярких страниц истории общественной мысли. Их заслуга состоит в том, что в мрачный период феодальной отсталости и колониального гнета царизма они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости, формировали сознание национальной независимости.
Литература
1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т.: Узбекистон,1997.
2. Каримов И.А. Узбекистан, устремлённый в XXI век - Т.:Узбекистон, 1999.
3. Алимова Д. Джадидизм как историческая попытка обновления общества и символ молодежи. Из книги “Молодежь и демократия на пути определения политических и духовных ориентиров”. – Т.: ФАН, 1999
4. Основы философии: Учебное пособие. - Т:. Узбекистон, 1998.
5. Очерки истории общественно философской мысли в Узбекистане. - Т.: ФАН, 1997
6. Хидоятов Г.А. Моя родная история. - Т.: УКИТУВЧИ, 1992
7. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. – Т.: 1999.
Контрольные вопросы
1. Какова была общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии до колонизации её Россией?
2. В чём сущность и особенности просветительского движения в Туркестане?
3. Назовите наиболее известных просветителей – поэтов этого периода.
4. Что понимается под джадидизмом?
5. Какова роль джадидизма в просветительском и освободительном движении в Туркестане?
Раздел третий. Философия в Западной Европе. (краткий обзор)
Глава 8. Европейская философия (общий обзор)
1. Философия средних веков
2. Философия эпохи Возрождения и Нового Времени
3. Немецкая классическая философия
Узловые понятия и выражения
Схоластика - философско-религиозное учение, в центре которого стоит проблема соотношения веры и знания, религии и разума.
Номинализм - одно из главных учений средневековой религиозной философии, отвергавшее существование общих объектов и признававшее существование только одиночных вещей.
Реализм - общие понятия существуют независимо от единичных и предшествуют им.
Агностицизм - учение, отвергающее возможность познания мира и его законов.
“Вещь в себе” - учение Канта о невозможности познания сущности вещей.
1. Философия средних веков
С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство.
Первый этап средневековой христианской философии – патристика (учение 2-8 вв., утверждавшее несовместимость религиозной веры с античной философией), на основе которой в 9-12 вв. складывается схоластика, обосновавшая независимость религиозных догматов.
Развитие материального производства, развитие техники и естествознания потребовало освобождение науки от религиозного мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения (конец XIV – начало XVII вв.) – Коперник, Бруно, Галилей и др.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени (XVII- XVIII вв.). Прогресс опытного знания и науки приводит к замене схоластического метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождаются и развиваются принципы материализма и элементы диалектики, но в целом материализм продолжал оставаться механистическим и метафизическим.
Вторая половина XVIII века явилась эпохой резкого[AK1] обострения кризиса феодализма во Франции, важнейшую роль в котором сыграли философы-материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Характерная черта французского материализма – абсолютизация роли идей в развитии общества.
Важнейший этап истории западноевропейской философии – немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику.
Ниже даётся краткий анализ основных этапов развития философии в Западной Европе:
Средневековая философия
Схоластика. Средневековый период в истории Европы занимает почти целое тысячелетие (с момента распада Римской империи до эпохи Возрождения). Формирование европейских государств в результате падения Римской империи (V в., раннее средневековье) характеризуется становлением христианской догматики, а зрелое средневековье (с XI в.) — становлением и утверждением феодализма, который в качестве своего идеологического фундамента использовал христианское мировоззрение.
Вслед за апологетикой возникла патристика — сочинения христианских идеологов, которые внесли наибольший вклад в борьбу против еретиков, были провозглашены святыми и названы отцами церкви. Наиболее выдающимся из западных "отцов церкви" был Аврелий Августин (354—430). Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение, сделав бога центром философского мышления. Бог является высшей сущностью, наивысшим благом. Человек же соединяет в себе природу материальных тел — растений и животных — и обладает разумной душой и свободной волей. Душа близка к богу, нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях. Основой духовной жизни является воля, но не разум. Целью и смыслом жизни является счастье, которое можно достигнуть в боге, познав его и испытав душу. События человеческой и божественной истории протекают в единстве и противоположности, они воплотились в столкновении двух царств (градов) — божьего и земного. В божий град вошла меньшая часть человечества, т. е. те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у бога спасения и милосердия, в земном граде, напротив, остаются люди самолюбивые, алчные, эгоисты, которые забывают о боге. Главным залогом принадлежности к граду божьему служат смирение и покорность, как перед богом, так и перед церковью. Таким образом, философия Августина основана на доверии к силам воли, веры, любви и милости, но, ни при каких обстоятельствах, не к силам разума.
Подавляющее большинство философских систем средневековья имело откровенно идеалистическую ориентацию, которая диктовалась основными догматами христианской религии. Среди этих догматов важнейшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого бога-творца, который категорически отвергал атомистические доктрины античности, а также догмат о творении богом мира "из ничего" (т. н. креационизм). Этот догмат не только устанавливал жесткую и непроходимую границу между идеальным миром бога-творца и материальным миром земной жизни, зависимость материального мира от идеальной воли абсолютно верховной личности, но и ограничивал также мир во времени (т. н. начало и конец света).
Такая философия получила название “схоластика” (лат. — школьный или ученый). Предполагалось, что истина уже дана априори в библейских текстах, и чтобы обосновать ее, выведя всю полноту логических следствий, необходимо использовать систему правильно построенных силлогизмов. Решая данную задачу, схоластика опиралась на античное наследие, особенно на логическое учение Аристотеля.
Содержание и выводы схоластических споров не оказали серьезного влияния на дальнейшее развитие философии, но благодаря технике рассуждений схоластика внесла определенный вклад в дальнейшее развитие логики.
Существенный вклад в систематизацию ортодоксальной схоластики внес монах, представитель Ордена доминиканцев Фома Аквинский (1225—1274). Он ставил своей целью отработку положений христианского вероучения в формах здравого смысла. Аристотель был тем фундаментом, опираясь на который, Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы (т. н. принципа порядка) с колеблющимся и не вполне установившимся принципом материи (т. н. слабейшим видом бытия). Мир индивидуальных явлений, с точки зрения Фомы Аквинского, рождается слиянием первопринципа формы и материи. Душа же человека, являясь формообразующим принципом, свое индивидуальное воплощение получает только при соединении с телом.