Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 2 из 53)

Если в такой обстановке человек не будет обладать собственным мнением, твердыми убеждениями, накопленными жизненным опытом, сформировавшимся мировоззрением и крепкой волей, он несможет противостоять влиянию чуждых идей и взглядов.

Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости сформирования в нашей стране своей национальной идеологии, национальной идеи, поскольку с чуждой “идеей можно бороться, спорить только вооруженным идеей, с мыслью - только мыслью, с невежеством - только просвещением.”1

Для достижения этих целей необходима выработка широких философских обобщений и верной методологии, которые помогут нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить общие закономерности и особенности социально-экономического, культурного и духовного развития, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.

Формирующиеся сегодня новые формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться на достижения национальной и мировой культуры. И важнейший элемент последней – философия.

Раздел первый. Становление философии и основные этапы её развития

1. Философия, ее предмет и роль в общественном развитии

Узловые понятия и выражения

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. “Новейший философский словарь”. Минск, 1999.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, отношение человека к этому миру, обществу и самому себе.

Культура – исторически развивающаяся совокупность, единство материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством.

Цивилизация - наиболее яркое выражение совокупности всех форм и видов преобразующей деятельности какого-либо народа.

Если открыть любую энциклопедию или философский словарь, то можно прочитать, что философия в переводе с греческого означает “любовь к мудрости”.

Еще в глубокой древности, задолго до изобретения письменности, людям для решения задач, проблем и вопросов необходимы были разнообразные знания. Они касались поведения животных, признаков съедобных и не- съедобных растений, правил личного и общественного поведения, охотничьих и воинских приемов, сведений о мореплавании, климате, небесных светилах, врачевании, религиозных обрядах, колдовских заклинаниях, погребальных обычаях и многого другого. Чем дольше жил человек, чем лучшей памятью, наблюдательностью и способностью передавать эти сведения он обладал, тем больше он знал и тем большим влиянием он мог пользоваться в своем ремесле, роде, общине или племени. Тот, кто превосходил подобными способностями и знаниями всех остальных, оказы1 вался советником, учителем или наставником жизни. Таких людей, как правило, называли мудрецами. Один из современных исследователей заметил даже, что смерть мудреца для его соплеменников была

тяжким ударом, подобным по своему значению гибели от пожара крупной национальной библиотеки. Мудрецы не только хранили накопленный опыт, но и передавали его следующим поколениям, стремясь выделить и закрепить всё наиболее ценное, важное для выживания своих сородичей и соплеменников.

Однако традиционная мудрость по сути своей была консервативной. Она была итогом тысячелетиями накапливавшегося опыта и практических представлений. Ее изменения были столь же медленными, как и изменения в традиционном образе жизни древнего человека. Но уже во время великого исторического перелома, вызванного аграрно-ремесленной революцией, переходом к оседлости, созданием городов и изобретением письменности, события стали развиваться настолько стремительно, что прежней традиционной мудрости оказалось недостаточно. Люди, которые раньше были потребителями природных благ, начали все больше становиться творцами условий своего существования. Отношение человека к миру изменилось, изменилось и воздействие мира на человека. Все требовало глубокого понимания, нового осмысления, нового подхода к самой деятельности человека, его духовному миру, его сознанию. Старая мудрость оказалась непригодной в новых условиях. Обществу потребовалось новое отношение к мудрости, новое отношение к миру. Это и вызвало появление мыслителей нового типа – философов.

Прежняя философия чаще всего рассматривалась, к примеру, марксизмом как наука о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе, мышлении. Такое понимание, на наш взгляд, неточно. Оно вызывало возражение со стороны ряда философов уже в перестроечное время. Так, профессор А.И. Ракитов отмечает, что многие философские школы и учения понимали и понимают философию иначе и не претендуют на открытие наиболее общих законов природы, общества и мышления, поскольку последнее явно несет на себе отпечаток натурфилософской трактовки философии как “науки наук1 ”. В античном мире, подчеркивает далее автор, когда философия и наука еще не размежевались, а философы одновременно, как правило, были и учеными, занимавшимися математикой, географией, астрономией, закономерностями познания и т. д., эти претензии еще были как-то обосно- ваны. В средние века, когда философия, бывшая, по существу служанкой богословия, претендовала также на роль судьи, выносившего окончательный приговор по всем проблемам мироздания, для этого тоже имелись какие-то основания. Но в современное время очень бурного развития и расцвета науки и техники и продолжающейся дальнейшей специализации различных наук

философия просто не в состоянии охватить все научные знания и соревноваться с учеными специалистами.

Каждая наука рассматривает не мир в целом, а лишь определенный его фрагмент, определенную сторону, ограниченный образ, пользуется специальными методами, недоступными никому, кроме ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблюдения, пользуется приборами и т. д. Ничего подобного нет в сфере философии и философского познания, здесь используются иные формы и методы, приближенные к таким сферам деятельности как искусство, политика, религия и т. д., которые, не будучи наукой, заслуживают самого пристального внимания и оказывают огромное влияние на развитие общества, формирование его сознания и культуры.

С другой стороны, нельзя отрицать связи философии с наукой и наличия у ряда философских школ четко выраженных признаков научности. Как и всякое научное знание, философское знание является системным, последовательным, как и наука, философское знание организованно, и одни его положения должны следовать из других в соответствии с правилами логики. Как и научные знания, философские знания доказательны. Они опираются не на веру, не на мистическое откровение, не на настроение или эмоции, а на обоснованные аргументы. Как наука, философия, прежде всего, стремится к истине. Она вырабатывает знания, объективные и не зависящие от субъективного произвола, дающие нам информацию об особых реальных процессах и отношениях. Но этим сходство с наукой исчерпывается. Перед философией стоят особые задачи, которые не решает и не может решить ни одна наука. Философия только тогда и в той мере может быть полезна ученым, политикам, экономистам, педагогам, деятелям искусства, в какой она решает свои собственные задачи. Во всех сферах деятельности и особенно познания неизбежно возникают философские проблемы, от решения которых во многом зависят их состояние и развитие.

Так, к примеру, вопрос о месте Земли во Вселенной имеет гигантское мировоззренческое значение. Если Земля не является центром Солнечной системы и Вселенной, если она – лишь один из многочисленных островов жизни, а человек не уникален, то мера ответственности за человеческое бытие, за судьбу культуры и цивилизации относительно невелика. Если Земля действительно “особое”, “выделенное” космическое образование и жизнь человека уникальна, а смена космических концепций фиксирует положение не только нашей планеты в ряду других, но и определенные мировоззренческие притязания, то вопрос о судьбах человечества и ответственность за сохранение жизни на Земле в условиях экологического кризиса, технической возможности создания искусственного интеллекта и угрозы демографического взрыва приобретают поистине космологическое, универсально-философское значение. В этих условиях и проблема искусственного интеллекта утрачивает чисто технический, математический или психологический характер. Она перестает быть специально научной проблемой и становится проблемой философской, ибо вопрос о разуме, как специфическом признаке человека, перерастает в вопрос о возможности создания нечеловеческих разумных систем, способных к автономному существованию во Вселенной. Положительное решение этого вопроса может радикально изменить историческую судьбу человечества.

Следовательно, что за самыми разнообразными, чисто научными вопросами, фактами и проблемами скрываются и серьезные философские проблемы, без понимания которых невозможно точно уяснить значение тех или иных научных результатов, концепций и теорий. Важность обсуждений и исследований философских проблем обнаруживается и тогда, когда мы сталкиваемся с механизмом формирования и действия мировоззрения, необходимостью оценить его роль в функционировании культуры.

Для решения каждой частной задачи человеку необходимо знать ее место в системе данного целого, или, как говорят, в системном контексте. Чтобы правильно оценить перспективы своей деятельности, выбрать реальные, посильные цели, прогнозировать поведение других людей и социальных групп, оценить важность тех или иных технических или научных достижений, человеку необходимо иметь представление об окружающей природной или социальной среде, о мире в целом. Иными словами, он должен обладать определенным мировоззрением. Каждая наука вырабатывает знания об определенной стороне мира, но ни одна своими собственными средствами не в состоянии выработать мировоззрение. Разумеется, каждая эпоха вырабатывает свое мировоззрение, зависящее от уровня развития знаний и характера культуры, от исторического опыта данного народа, данного общества. Если мировоззрение можно определить как систему взглядов, концепций, теорий и представлений, дающих нам информацию о мире, то состояние мировоззрения в определенном временном интервале в рамках данной эпохи обычно называют картиной мира. В деятельности определенных социальных групп и индивидов данной эпохи она выполняет примерно ту же функцию, которую выполняет для пешехода, идущего по определенному адресу, общий план города. Но картину мира не следует представлять в виде рисунка или живописного полотна. Она очень сложна по своему строению и складывается из совокупности разнородных знаний и представлений.