Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 22 из 53)

Если с этим легко было примириться обывателю, то для естествоиспытателей проблема предмета физики поднялась на философский уровень: что мы изучаем и как мы изучаем. Отвечая на эти вопросы, философия и явила к жизни теории махизма, конвенционализма и имманентности, вместе нареченные эмпириокритицизмом. В эту эпоху материалисты усмотрели в этом не более чем плагиат с берклианства и юмизма с целью хоть как-то реанимировать идеи первичности духа.

Если изыскания Маха имели определенную эвристическую ценность для физики (их высоко оценил Эйнштейн), то для систематического развития естественнонаучной теории в целом было необходимо найти компромисс между многочисленными воззрениями на один и тот же предмет – природу. Другими словами, нужно было ответить на вопрос: “Как мы познаем мир?”. Ответ на этот вопрос вызвал к жизни традицию конвенционализма. Его основатель математик Анри Пуанкаре на пять лет определил А. Эйнштейна в предсказании пространственно-временных изменений при достижении светового порога скорости. Но в историю философии Пуанкаре вошел как человек, утвердивший традицию конвенционального принятия научных понятий и теорий. Другими словами, явления и закономерности, обнаруживаемые разными исследователями, вначале нарекаются разными именами. Но для того, чтобы они вошли в мировой научный обиход, нужно чтобы все исследователи приняли единый термин. Это является “научной конвенцией” по Пуанкаре. Конвенционализм впоследствии послужит одной из генетических предпосылок для аналитической философии и лингвистического позитивизма.

2. Философия ХХ века

ХХ век застал философию четко разделившейся на канонические направления. Британские школы (“островная философия”) жестко стояли на принципах позитивизма, а континентальная Европа бурно развивала идеи философии жизни и экзистенциализма.

Оба направления западноевропейской философии унаследовали от прежней эпохи одну и ту же проблему – соотношение языковых конструкторов и их содержания.

В островной философии развиваются две традиции. Философский логицизм Б. Рассела (1872 – 1970), пытающийся все языковое многообразие теорий свести к логическим силлогизмам, но с тем, чтобы в суждениях не присутствовало ни одного понятия, не наделенного конкретным эмпирическим содержанием. Лингвистическая философия Дж. Мура, наоборот, стремится в анализе существующих языковых конструкторов достичь полного осмысления реальности.

Оба этих смежных направления объединяются в единую традицию аналитической философии, крупнейшим представителем и подвижником которой становится Л. Витгенштейн (1889 – 1951), само направление получает название “линия Витгенштейна”.

Л. Витгенштейн своими трактатами вдохновляет группу философов “Венского кружка”. Последние, в свою очередь, разрабатывает ряд важных методологических принципов, имеющих большое прикладное значение для развития науки.

Первый – принцип верификации (проверки теории на соответствие реальности) состоит в том, чтобы строго прослеживать наполненность терминов и высказываний теории эмпирическим содержанием. Выдвижение этого принципа породило надежду на то, что в скором времени удастся добиться полного освобождения естественнонаучных теорий от умозрительности и произвольных толкований, вводящих в заблуждение.

По иронии судьбы, второй принцип положил конец энтузиазму в отношении первого. Его автор К. Гегель (1905 – 1978) назвал свой принцип теоремами о неполноте. Согласно этому принципу, любое высказывание является принципиально неполным, т. е. в принципе невозможно построить высказывание, трактуемое совершенно однозначно. Следовательно, невозможное и абсолютное применение принципа верификации.

Феноменологическая философия и экзистенциализм или “линия Хайдеггера”

Параллельно неопозитивизму проблема адекватности языковых конструкторов реальности решается в континентальной философии. Впервые здесь вопрос ставится немецким философом Э. Гуссерлем (1859 – 1938) в его концепции феноменологической философии. В отличие от позитивистов, стремящихся очистить теорию от умозрения, Гуссерль стремится очистить суждение о реальности от всего, что в него привнесено искаженным восприятием и опытом индивида. Гуссерль стремится вычленить в суждении чистый смысл, составляющий истину. То, что остается в сознании после такого очищения, называется феноменом.

Феноменология Гуссерля далека от ожидания естествознания. К наукам о культуре она близка и даже привлекательна для них, но ее трудно применить в изначальном виде. Пытаясь адаптировать ее к нуждам социального познания и практики, младший последователь Гуссерля М. Хайдеггер (1889 – 1976) обнаруживает, что феноменология является недостающим элементом, способным объединить в теоретическое целое спонтанно развивающуюся традицию экзистенциализма. Хайдеггер привносит в экзистенциализм феноменологическую методологию и становится во главе философского направления, пронизывающего все области культурологии. Таким образом, в Европе надолго утверждается вторая философская “линия Хайдеггера”, параллельная “линии Витгенштейна”.

Одним из мощных течений, развивающихся в рамках данной философской линии, является философский экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Экзистенциализм ищет ответ на вопрос об истинном существовании человека. Но, начав с философского поиска чистого смысла существования, пройдя через теологический и светский нравственный поиск, испытав возможности феноменологического осмысления, он утрачивает иллюзию о возможности достижения истинного существования в реальности и превращается в идейную основу литературы, драматургии и литературной критики (Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Основные философские направления во второй половине ХХ века

Вторая эпоха в философии ХХ века обусловлена кризисом, как по “линии Витгенштейна”, так и по “линии Хайдеггера”.

На фоне этого кризиса появляются попытки создать интегративные концепции на посылках альтернативных тем, что известно о человеке, философский структурализм, пытающийся вычленить реликтовые структуры в современной общественной жизни через поиск элементов мифологического сознания в современном европейском обществе.

В 40 – 50-е годы ХХ века поднимается на философский уровень психоанализ, создав собственную социально-философскую концепцию (А. Адлер и К. Юнг).

Фундаментальная теория австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), которая явилась основой психоанализа, сформировалась на рубеже XIX – ХХ вв. первоначально как чисто медицинская. Однако в силу того, что Фрейд построил свою концепцию на широкий обществоведческой основе, это учение быстро достигло высот социально-философской проблематики.

Схема Фрейда объясняет человека, исходя из взаимодействия двух крупных факторов:

- Бессознательного комплекса чисто биологических влечений, главным из которых является сексуальное, наряду с агрессивностью и чувством самосохранения (Ид, Либидо, Оно);

- Комплекса социальных предписаний, табу, составляющих содержание бытующей в обществе морали и права (Супер – Эго, Сверх – Я).

На пересечении двух этих комплексов и формируется, по Фрейду, человеческая личность (Эго, Я).

Сам Фрейд в позднюю эпоху своего творчества дал общий очерк философской проблематики, вытекающей из его теории. Его последователи Карл Юнг и Альфред Адлер, развивая теорию своего учителя, заложили основу фрейдистской, или психоаналитической социальной философии.

Карл Юнг, делая акцент на первом компоненте фрейдовской модели, создал “теорию архитипов”. По данной теории, в обществе можно выделить и классифицировать типичные бессознательные комплексы, однозначно соотносящиеся с этносами, социумами и даже нациями. Таким образом, Юнг предпринял попытку привнести психологические подходы в понимании истории и общества. Адлер, исходя из социального компонента фрейдовской модели (Сверх – Я) создал концепцию типичного поведения человека в коллективе. Из этой концепции следовала типология стилей лидерства и поведения в группе вообще.

Учение Юнга и Адлера были широко востребованы в области теории управления, социальной психологии в послевоенный период в США и Западной Европе.

Младший современник Адлера и Юнга Эрих Фромм получил известность как классик неофрейдизма. Однако неофрейдизм развивается, тяготея к параллельным социально - философским течениям - экзистенциализму, социальной антропологии – и носит эклектический характер.

В 60–70-е годы ХХ века стержневые “линии Хайдеггера и Витгенштейна” сходятся на новом, общем для обеих, проблемном поле – толковании суждений (философская герменевтика). Этот синтез произошел в герменевтике Х.Г. Гадамера.

Термин “герменевтика” имеет происхождение из научной филологии и лингвистики конца XIX века. В ту эпоху в филологии стала проблема создания научных основ толкования древних литературных источников. Систематическое учение о толковании, предложенное Шлейрмахером, было названо “герменевтикой”, но ограничивалось рамками исторической филологии и лингвистики.

В конце ХХ века поиск в области формирования понятий и истолкования смыслов, присущий обеим ветвям западной философии, приводит их к обращению к герменевтике уже не на узко филологическом, а на философском уровне. Разумеется, это обращение стало возможным в силу сформировавшихся к тому времени теории игр, экзистенционального анализа, психоанализа.

Философские проблемы конца ХХ века

Третья эпоха философии ХХ века ознаменовалась попыткой выйти на принципиально новое поле идей. Неофрейдизм –в поиске новой гармонизации человеческой натуры; постпозитивизм Т.Куна и П. Фейерабенда – в поиске новых толкований человеческого познания и истины; в целом философские отделения университетов – в поиске новых решений проблемы смысла человеческого бытия объединяющиеся в стремлении создать новую философию и, быть может, новую религию.