Отвечая на вопрос, в чём особенность времени, в котором мы живём, И. Каримов указал на своеобразный парадокс конца ХХ столетия, в котором век научно-технического прогресса стал одновременно “временем ренессанса религиозных ценностей”, временем так называемого “исламского бума” в мировом сообществе.1 Это своеобразный симбиоз блестящих научных открытий и религиозного возрождения в определённой степени характеризует своеобразие общественной и социально-философской мысли современности.
Литература
1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге ХХI века. - Т.: Узбекистон, 1997.
2. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. - Т.: УзбекистОн, 1999.
3. Авдеев Р. Философия информационной цивилизации. – М.: НАУКА, 1994.
4. Новейший философский словарь. – Минск.: Наука. 1999.
5. Основы философии: Учебное пособие. - Т.: Узбекистон, 1998. Раз. 2, гл. 5.
6. Современная западная философия. Словарь. – М.: Наука. 1991.
7. Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону. Феникс,1991.
8. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука 1998.
Контрольные вопросы
1. Каково основное содержание европейской философии ХIХ века?
2. Какие основные философские учения ХIХ века Вы знаете?
3. Какую философскую идею обосновывает О. Конт?
4. Какие философские течения ХХ века получили наиболее широкое распространение?
5. В чём причина краха социально-философского учения Маркса об обществе в конце ХХ столетия?
6. В чём Вы видите необходимость формирования нового философского мышления?
7. Каковы перспективы развития философии в ХХI веке?
Раздел 4. Проблема метода в философии
Глава 10. Природа и специфика философского знания:
метод и методология
1. Природа и специфика философского знания: метод и методология
2. Некоторые основные методы в философии ХХ века
Узловые понятия и выражения
Теория – форма обобщенного отражения действительности в мышлении.
Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на достижение поставленной цели.
Мышление – высшая форма познания, логическое отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Методология – философское учение о методах и формах познания.
1. Природа и специфика философского знания: метод и методология
Стремление систематизировать процесс познания и практического освоения реальности является необходимым качеством человеческого образа жизни, целенаправленного изменения окружающей действительности. В отличие от животного, которое осуществляет свои действия инстинктивно, на основе безусловных рефлексов, познавательная и практическая деятельность человека предполагает знание определенных путей, способов осуществления действий, ведущих к реализации поставленной цели. В свою очередь, это знание может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Стихийно способы познания и практических действий формируются в быту, обыденной жизни. В данном случае человек, изучая и осваивая необходимые в повседневной практике предметы и явления, не всегда отдает себе отчет в том, как он это делает. Однако, овладевая какой-либо профессией, приступая к научным исследованиям, человек, так или иначе, целенаправленно систематизирует способы практической деятельности, а также восприятия и познания окружающего мира. Совокупность способов познания и практического освоения объективной реальности и форм ее восприятия называется методом.
Методы существуют в каждой профессии или области науки. Однако, для того чтобы они эффективно развивались и совершенствовались, необходимо не только овладение ими в конкретных областях познания и практики, но и исследований наиболее общих приемов их формирования. Учение о приемах исследования и систематизации существующих методов называется методологией.
2. Некоторые основные методы в философии XX века
Методология разделяет существующие методы на следующие основные группы:
1. Методы практической деятельности, которые вырабатываются и изучаются в рамках определенных профессий.
2. Методы научного познания. Эти методы, как и методы практики, формируются целенаправленно, однако они используются не для изменения окружающего мира, а для его исследования. Эти методы специфичны для каждой конкретной науки, а также для каждого этапа научного познания. Существуют методы постановки цели, разработки гипотезы, сбора эмпирических фактов, их теоретического осмысления и практической проверки результатов.
В структуре научных методов существуют методы непосредственно изучения объективной реальности, методы систематизации способов изучения объективной реальности, а также методы осмысления основных закономерностей развития объективной реальности и познания, к ним также относятся философские методы.
С помощью этой группы методов человек стремится выявить основные, универсальные закономерности развития мироздания и формы их познания. Человек стремился осмыслить явления окружающего мира и ответить на вопрос о возможности его познания значительно раньше, чем возникла наука. Сами по себе формы познания конкретных явлений материального мира сформировались под воздействием необходимости познания мира как целого. И поскольку развивались конкретные науки и методы обобщения их результатов, постольку, с учетом развития этих наук, менялись и формы осмысления их выводов.
Если развитие методов познания в конкретных науках основывалось на том багаже знаний и методов, который был накоплен в прошлом, то в философии дело обстояло иначе. Каждая философская школа практически заново формировала методы осмысления действительности. Например, если в физике квантовая механика и ее методы не отрицают классическую механику, то в философии Аристотель отрицал основополагающие выводы, сделанные Платоном, позднее Фейербах совершенно иначе отвечал на основной вопрос философии, чем Гегель и т.д.
Почему это происходило?
Философия и философские методы по сути своей интегративны, т.е. они служат для ответов на вопросы о самой природе бытия: 1) возможно ли обнаружение первоосновы мира? 2) познаваем ли мир? и т.д.
Каждое философское направление по-разному отвечало на эти вопросы и соответственно разрабатывало методы, направленные на решение этих проблем. Так, если диалектический метод был направлен на поиск первоосновы, первопричины развития мироздания и социального процесса, то конвенционалистский метод рассматривал принципы взаимосвязи фундаментальных научных теорий и исходил из невозможности познания мира как целого. Однако оба этих метода в той или иной форме отвечали на вопрос о возможности познания фундаментальных закономерностей бытия.
Кроме методов познания и осмысления основных закономерностей окружающего мира, существуют формы, в которых человек определенным образом выражает свое отношение к окружающему миру и внутреннему личности. Это такие формы общественного сознания, как искусство, религия, мораль и т.д. Когда художник создает картину, композитор пишет музыку, они не столько стремятся к объективному отражению тех или иных явлений природы и общества, а также внутреннего мира человека, сколько выражают свое личное отношение к тому, что их волнует.
Известно, что одной из центральных проблем философии является раскрытие и осмысление природы и специфики познания мира, его процессов и явлений. Фактически этими проблемами занимаются почти все разделы философии: и онтология, и гносеология, и аксиология. Однако, рассмотрение их специфичны: каждое философское учение обладает своими, присущими ему познавательными методами и вместе с тем обладает общей методологией, общими принципами познания.
Принципиальная особенность философских проблем в том, что они носят двойственный характер: с одной стороны, они обусловлены конкретно-историческими формами, с другой - они являются как бы вечными, но в то же время формы философских проблем в каждую эпоху наполняются новым содержанием.
Основным средством (методом) философии является теоретическое мышление, поскольку философия зародилась и развивалась еще задолго до появления наук и не располагала фактологической и экспериментальной базой, основным способом теоретического рассуждения столо умозрение, которое основывалось на логических построениях, как правило, не связанных с научным экспериментом.
Другими формами философского познания являются: мысленный эксперимент, интеллектуальная интуиция, философская интерпретация.
Вместе с тем следует иметь в виду, что философские направления имеют существенные различия как в решении основного вопроса философии, так и по методу, по предметным основаниям. Если взять основной вопрос философии в его онтологической форме: “ Что первично: дух или природа?”, то философские направления делятся на материализм и идеализм; первый исходит из первичности материальной субстанции, второй - из первичности идеального начала (объективного или субъективного). Кроме того, в вопросе о природе начала философские направления подразделяются на монизм, дуализм, плюрализм.
По методу философские направления подразделяются на эмпиризм (чувственная форма познания), рационализм (логическое познание) и иррационализм (религиозное откровение или мистическая интуиция).
И, наконец, особо принципиальное значение имеет различение философских методов в подходе к проблеме развития мира, его связей и обусловленностей. В этом направлении в философии принято различать два главных метода: диалектику и метафизику.
Философская методология и природные процессы. В ходе исторического развития человечество выработало большое количество разнообразных методов практической деятельности и познания природы и общества. Однако в процессе социально-экономического развития росло количество противоречий в рамках общества как целостной системы, а также между природой и обществом. Одним из результатов это явился экологический кризис.