Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 25 из 53)

Диалектика, в переводе с греческого, означает “искусство вести беседу”, “искусство спора”. В древнегреческой культуре ведение диалога очень ценилось, а это требовало большой подготовки и мастерства. Умение сталкивать различные точки зрения, доказывать правоту своих суждений наиболее ярко проявилось у Сократа и Платона. Они подчеркивали, что диалог помогает рождению истины как чего-то того, что отсутствовало в начале спора, но появилось в процессе обсуждения. Такой подход называют эвристическим (греч. - позволяющий что-то открывать). Этим подчеркивается творческое начало диалога. Развитие мысли происходит в столкновении альтернативных взглядов, в выявлении общего в противоположном, в установлении определенных согласий разноречивых мнений. Примеры такого столкновения мнений мы находим в диалогах Сократа, которые описаны Платоном (в сочинениях “Парменид”, “Гиппий Большой”, “Государство” Сократ спорит о понятиях “благоразумного”, “прекрасного”, “справедливости”).

Но почему творческое мышление человека диалектично? Именно потому, что само бытие находится в постоянном изменении и развитии, люди часто спорят о нем. Противоречивость бытия находит свое отражение в противоречивости мнений о бытии.

Философское осмысление мира как сложного, развивающегося, издавна сталкивается с трудностями взаимосвязи изменчивости и сохранения. Так, долгое время считалось, что мир неизменен. Но есть и другой подход. Вспомним философию Древнего Китая, Индии, Древней Греции. Всем известны слова Гераклита, что в одну реку нельзя войти дважды. Известно утверждения Кратила, что нельзя войти в одну и ту же реку даже единожды. Кто же из философов прав? Те, кто утверждает, что мир неизменен, или же те, кто настаивает на его изменчивости? Здравый рассудок подсказывает нам, что в мире есть и изменчивость, и устойчивость. Но оказывается, что отразить их противоречивое единство на языке понятий совсем непросто. С такой проблемой столкнулся древнегреческий философ Зенон, попытавшийся понять суть движения. В итоге своих логических рассуждений он приходит к прямо противоположному заключению - движение невозможно. Эти логические парадоксы получили название апорий. Поэтому, прежде чем раскрыть сущность диалектики, необходимо понять противоположную диалектике способ мышления, получившая название

Метафизика

Широко распространено мнение о том, что противоположностью диалектики выступает метафизика. Но что же такое метафизика и как ее понимать? Несколько слов о понятии “метафизика”. Изначально смысл термина был несколько иным, нежели сейчас. В 1 веке до н.э. Андронник из Родоса, издавший заново рукописи Аристотеля, поместил, вслед за группой трактатов Аристотеля о физике, его сочинения, которые сам Аристотель называл “первой философией”. Это были сочинения об умозрительном познании высших, первоначальных принципов бытия и познания. Они и получили у Андронника название “метафизика” (букв.: то, что идет вслед за физикой). Согласно этой традиции, и в последующие времена под термином “метафизика” понимали философские исследования о высших началах бытия и познания (Например, схоластики, Кампанелла, Гассенди и др.). От Канта начинается новая трактовка понятия метафизики. Свою философию он называет критической метафизикой, поскольку подвергает критическому рассмотрению все предшествующие философские знания о границах познания. Вся философия у Канта делится на критическую (т.е. его философию) и докритическую, догматическую метафизику.

Выдающийся немецкий философ, основатель научной диалектики, Гегель (1770-1831) полностью отвергает старую систему философского знания - метафизику. Он разработал свой метод построения философского знания, и старая метафизика с ее методами познания чужда ему. Все методы старой философии (метафизики) он называет метафизическими и противопоставляет им диалектику. С Гегеля ведет свой отсчет разграничение двух противоположных методов философского познания - метафизического и диалектического.

Соотношение метафизики и диалектики. Говоря об альтернативе диалектики и метафизики, необходимо иметь в виду то, что противопоставлять метафизику диалектике мы можем только в ограниченных пределах, а именно в пределах познавательных принципов, познавательных концепций.

Если говорить о конкретных методах, приемах познания, то диалектика органически включает в себя метафизические методы и способы познавательной деятельности.

Но как мы видели, их соотношения более сложно. Исторически сначала формировались метафизические методы исследования, а затем диалектика включила в арсенал своих методов и метафизические, ограничив их определенной сферой применения. В проблеме альтернатив диалектике существует еще один вопрос: а существуют ли альтернативы объективной диалектике, т.е. той диалектике, которая существует в самой объективной реальности? И здесь ответ однозначен - нет. Ведь метафизическое, догматическое мышление - это абсолютизация какой-то стороны, грани, свойства окружающего человека мира и его мышления. Такое мышление слабо учитывает связи и взаимодействия явлений, ему присуща абсолютизация разграничения и фиксации отдельных элементов и свойств предметов. Теряя из виду связи, взаимодействия и переходы, метафизическое мышление лишает себя возможности раскрыть все богатство многообразия сторон и единства мира. Если диалектика предстает, как учение о связях, то метафизика стремится их игнорировать. Наиболее сложной, непосильной для догматического мышления является связь противоположностей. Догматики всегда стремились исключить противоположности из своих рассуждений. Их мышление можно отождествить с мышлением по типу: или черное, или белое - без переходов, оттенков, многообразия связей.

Опыт осмысления связей, вплоть до единства противоположностей - это постижение диалектики. Мы можем сказать, что диалектика - это такое понимание мира и такой способ его осмысленного освоения, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, во взаимодействии противоположных сил и тенденции.

2. Категории и закономерности диалектики.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Сам факт связи вещей, событий заметить нетрудно: жизнь ежечасно, ежеминутно дает тому массу примеров. Труднее понять, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, "всего со всем". Человечество шло к этой идее долгим и сложным путем.

В поле внимания диалектики издавна попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема "единого и многого". Она не утратила своего значения и по сей день. Различия стран, народов, людей и общечеловеческие ценности, интересы - вот одно из современных' проявлений этой "вечной" проблемы. В веках она приобретала все новые обличья: связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т. д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

Философское мышление открывает всеобщие черты, отношения, присущие не каким-либо отдельным видам явлений, процессов, а всему бытию. Знания такого рода выражаются в универсальных формах человеческого мышления - категориях. Философские понятия, в которых универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной, гибкой, противоречивой динамике, образуют группу категорий диалектики. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы разумения, исследования.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений "причина - следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность" и других выражаются в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочетании, взаимодополнении категорий диалектики образуют подвижную сеть универсальных понятий, способных отражать живую подвижность, переходы, противоречия бытия. В жестких формах мышления этого сделать нельзя. Хорошо разработанный аппарат диалектических понятий - показатель зрелости философской мысли, миропонимания.

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия . углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон.

По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Языки различных народов - носители человеческой интеллектуальности. Их основу составляют категориальный "каркас"-система категорий , отражающая схему универсальных связей бытия и выступающая как своего рода "грамматика" миропонимания. Такие понятийные схемы формируются и действуют в мышлении различных эпох. Философская же мысль делает их предметом специального внимания. Философский анализ выявляет (эксплицирует) категориальные схемы из реальных структур мышления (текстов и т.д.) , осмысливает связи категорий, дает им более четкое выражение. В результате категориальный аппарат из стихийно работающего превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.