Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 27 из 53)

Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т. д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо было бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство-и-борьба противоположностей".

Признание наличия противоположностей и даже их борьбы еще не означает, однако собственно диалектических позиций в их трактовке. Надо заметить, что критика учения о диалектическом противоречии со стороны противников марксистской философии сплошь да рядом указывает на банальность положений о существовании в предметах, явлениях, процессах противостоящих, противодействующих друг другу полярных факторов.

Учение диалектики, создававшееся великими мыслителями прошлого, формирует мудрое и зрелое отношение к противоречивости бытия и его духовного постижения. Противоборству идейных позиций в понимании бытия мира и бытия человека соответствует вечная "пульсация" объективных полярностей: материального и духовного, многообразия и единства, индивидуально-личностного и общественно-исторического и многих других. Такие полярности неустранимы и потому рождают спор противоборствующих, но так и не побеждающих друг друга позиций. Людям суждено жить в таких полярностях, так или иначе соразмеряя с ними свою жизнь. Диалектическая мудрость учит тому, что, имея дело с диалектическими противоречиями, неуместно проявлять нетерпение, пытаться решить спор непримиримой "лобовой атакой", острой конфронтацией.

Реальные результаты, нормальная жизнь в конкретных исторических условиях достигаются лишь созидательной работой, формированием необходимых связей, структур, опосредований, способных "вместить" противоречия, дать им нормальное развертывание, развитие, исключить гибельные столкновения, катастрофы. И в этой связи сегодня весьма актуально высказывание И. Каримова, особо подчеркнувшего, что "мы категорически против всяких революционных методов преобразования. Мы выступаем за эволюционный путь реформирования".1

Литература

1. Каримов И.А. Узбекистан, устремлённый в XX I век. -Т.: Узбекистон, 1999.

2. Алексеев П. Панин А. Теория познания и диалектика.- М.: МЫСЛЬ, 1991

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. - М.: ФАИР ПРЕСС, 1999.

4. Основы философии: Учебник. Под ред. Попова С. В. - М.: Наука, 1997

5. Основы философии: Учебное пособие.- Т.: Узбекистон. 1998, разд. 7

6. Новейший философский словарь. -М.: Наука, 1999.

7. Философский энциклопедический словарь.- М.: Наука,1998.

Контрольные вопросы

1. Что такое диалектика?

2. В чём принципиальное отличие диалектики от метафизики?

3. Когда и где зародилось учение о диалектике?

4. Что такое диалектический закон и закономерность?

5. Что понимается под философскими категориями?

6. Какие законы диалектики Вы знаете?

7. Какой вклад в разработку диалектического учения внёс Гегель?

Раздел 5. Структура философского знания

Глава 12. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия (онтология)

1. Философское понятие бытия. Основные формы бытия

2. Формирование философского понятия “материя”

3. Способ и формы существования материи

Узловые понятия и выражения

Бытие – совокупность объективной и субъективной реальности.

Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.

Движение – способ существования материи.

Пространство и время – формы существования материи.

1. Философское понятие бытия

Понятие бытия по-разному понимается и трактуется в различных концепциях и на разных уровнях мышления. В одних под бытием понимают конкретное, вещественное, материальное бытиё. В других под ним понимают бытие духовного или же идеального порядка. Вокруг понятия бытия философы всегда проводили острые дискуссии, споры, и они продолжаются до сих пор, т. к. “бытие” – наиболее обобщенное понятие в философии.

Бытие охватывает в себе все то, что существовало, существует и будет существовать, т.е. объективную и субъективную реальности. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию, образуют целостное, единое бытие.

Часто бытие определяется как бесконечное Бытие, существующее в пространстве и во времени как объективная реальность, природа существующее независимо от нашего сознания. Ограниченность данного определения заключается в том, что в нем охвачено лишь природное бытие, идеальные, виртуальные и духовные формы которого остались вне рамок данного определения. На самом же деле бытие – более широкое и предельно обобщенное понятие, нежели природное, или материальное, бытие. В Философском энциклопедическом словаре имеется следующее определение: “Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека”. Здесь бытие отождествляется с понятием объективной реальности. На самом же деле категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д. Она отражает не только предметы, не только объективную реальность, но и явления духа, субъективную реальность.

Основными сферами бытия являются: природа, общество и сознание. Для этих сфер бытия общим является факт их существования. Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существуют как духовная реальность. В материалистических концепциях утверждается, что “дух и материя имеют, по крайней мере, то общее, что они существуют” (Д. Дицген). Но они, естественно, и различаются друг от друга.

Для того чтобы иметь более четкое представление о бытии, необходимо сопоставить понятие “бытие” с понятием “существование” и “реальность”. Среди этих понятий наиболее общим является понятие бытия. Антиномией бытия выступает понятие небытия. Несуществующая часть бытия является небытием. Но при этом сопоставлении "существование" будет более общим, чем "бытие", так как оно охватывает и небытие. Есть понятие "не- существование", которое иногда применяется как потенциальное бытие, а иногда как прошедшее и будущее состояния бытия. Здесь видно, что "бытие" во временном разрезе шире, чем "существование". Есть понятие "реальность", которое охватывает содержание существующей части бытия. Реальность по своему содержанию разделяется на виды, например, реальность физическая (охватывающая физическое событие), химическая, биологическая, социальная, духовная и т. п. Реальность охватывает и группы сосуществующих явлений, находящихся, по отношению к будущему, в потенциальной реальности или же реальной возможности.

Субстрат и субстанция

Чтобы различать формы бытия, обычно обращаются к их основе, к их сущности. Философы имеют дело с категорией субстанция (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе), которая обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которое субстанция существует. В основе материального бытия лежат непосредственно материя и материальные взаимодействия, а в основе духовного бытия лежат духовные отношения. В философских трактовках субстанции имеются два направления: онтологическое и гносеологическое. Ф. Бэкон рассматривает субстанцию как предельное основание бытия и отождествляет субстанцию с формой конкретных вещей. Р. Декарт считал, что в основе бытия лежат две самостоятельные субстанции: материальная и духовная. Материальная субстанция определяется протяженностью и количественной изменяемостью, духовная субстанция определяется мышлением. Спиноза считал, что мышление и протяженность – не две самостоятельные субстанции, а два атрибута единой субстанции. Лейбниц считает, что в основе мироздания лежит множество самостоятельных субстанций (монады). Согласно гносеологическому направлению, субстанция является условной идеей, которая лежит в основе мира (Локк). Беркли отвергает и материальную, и духовную субстанции, считая субстанцию гипотетической ассоциацией восприятия мира. По И. Канту, субстанция – условие возможности всякого синтетического единства восприятия, т. е. опыта.