Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 37 из 53)

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: “птицы имеют клюв”, “люди смертны” и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Существует две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преувеличивает значения устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание (в науке, в философии, в искусстве и т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой только в десятичной системе исчисления. Положение о том, что “сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского - Римана.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные “сорта” истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных (“там, где начинается чувственность, кончается всякий спор”). Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают: видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.

Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Литература

1. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в ХХI век. Т.: Узбекистон, 1999.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектики, М.: Наука,1991.

3. Загадки человеческого понимания. М.: МЫСЛЬ, 1991.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Наука, 1991 .

5. Основы философии: Учебное пособие. Т.: Узбекистон 1998.

6. Познание в социальном контексте. М.: Наука, 1994.

7. Современные теории познания. М.: Наука,1992.

8. Философия. Учебник для вузов. Р/Д.: Феникс 1998

Контрольные вопросы

1. Что такое знание и познание?

2. Что понимается под предметом и методом гносеологии?

3. Как соотносятся познание и практика?

4. Что означает понятие "сенсуализм" и "рационализм"?

5. Как понимается практика в процессе познания?

6. Что такое истина?

7. Что и почему является критерием истины?

Глава 15. Философия ценностей (аксиология)

1. Понятие и типы ценностей

2. Ценности системы и ориентации

3. Ценностные ориентации Независимого Узбекистана

Узловые понятия и выражения

Аксиология – философское учение о ценностях.

Ценность – философская категория для обозначения значимости чего-либо.

Формационный подход - подход, основанный на качественно определенных способах производства.

Цивилизационный подход – подход, основанный на ориентации общечеловеческих ценностей.

1. Понятие и типы ценностей

Первоначально понятие ценности ассоциировалось с практической полезностью вещи. Затем статус ценности стал признаваться и за духовными явлениями.

Уже в древних литературных источниках встречается описание ценности. Исторически проблема ценности как проблема философии была поставлена Сократом путем вопроса: “Что есть благо?” Этот вопрос возник как закономерное следствие кризиса афинской демократии. Ответ на него должен был помочь в поисках новых социальных идеалов. И в дальнейшем проблема ценности получила наибольшую актуализацию в кризисные эпохи, когда обесценивались традиционные культурные ценности, подвергались дискриминации социальные устои общества.

Выделение аксиологии в самостоятельную дисциплину произошло во второй половине XIX века. До этого времени в философии понятие “бытие” и “ценность” не разделялись. Аксиология возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на 2 компонента:

· Существование нечто

· Его значение

Иными словами, при взаимодействии объекта и субъекта, для последнего в объекте открывается нечто такое, что не может быть сведено к самому существованию объекта, т.е. лежит за пределами этого существования и обладает для него несомненной значимостью. Такое понимание взаимодействия объекта и субъекта и стало основой для формирования понятия ценности, как элемента категориального аппарата философии.

Ценность – философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом.

Категория “ценности” широко используется не только в философии, но и в психологии, социологии и политологии. В этих дисциплинах данная категория используется в определенных формах.

В философской литературе выделяются различные типы ценностей:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью.В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

- внешние ценности;

- внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

2. Ценности системы и ориентации