Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 4 из 53)

Таким образом, философия всегда движется как бы между двумя полюсами: на одном она тесно соприкасается с реалиями современной ей жизни, на другом – выходит за их рамки и создает своеобразные проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры. В этом смысле философия одновременно выступает и квинтэссенцией современной культуры, и смысловым ядром культуры будущего, своеобразной наукой о “возможных человеческих мирах”. Утрата любого из этих измерений в философии приводит к ее вырождению либо в оторванные от жизни бессодержательные теоретические упражнения.

Литература

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т. : Узбекистан, 1997.

2. Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. Т-7. Т.: Узбекистан, 1999.

3. Каримов И.А. Узбекистан, устремленный в XXI век. - Т.: Узбекистан, 1999.

4. Барулин В.С. Социальная философия. Учебник М. ФАИР - ПРЕСС, 1999.

5. Левитин Леонид. Узбекистан на историческом повороте. Критические заметки сторонника Президента Ислама Каримова. М.: Вагриус- 2001.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: 1994.

7. Ортега и - Гассет. Что такое философия?. - М.: 1991.

8. Основы философии. Учебное пособие. - Т. : Узбекистан, 1998.

9. Скирбекк Г., Гильё Н. История философии. М.: ВЛАДОС, 2000.

10. Философия. Основные идеи и принципы: попул. Очерк \ Под общ. Ред. А.И.Ракитова. -М.: Политиздат, 1990.

11. Философия. Учебник для вузов. - Ростов -на - Дону: Феникс, 1996.

12. 8. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1998.

Контрольные вопросы

1. Что такое мировоззрение? Каковы их исторические этапы?

2. Что понимается под философией?

3. Какова философская и научная картина современного мира?

4. Сводима ли философия к науке?

5. Что понимается под новым мышлением?

6. И. Каримов о содержании и сущности современного мира.

7. Что означают понятия “двуполярного” и “многополярного” мира?

Глава 2. Зарождение философии и основные этапы ее развития, (историко-философский обзор)

1. Генезис философии

2. Критерии типологизации

3. Основные этапы развития мировой философии (временной разрез)

Узловые понятия и выражения

Космоцентризм - учение о космической гармонии Вселенной и человека в философии Древнего мира

Теоцентризм - полное подчинение философии идее бога, соединение философии с богословием

Антропоцентризм - философское учение эпохи Возрождения, в центре которого человек - высшее и совершеннейшее произведение природы

Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности.

Созерцательность - рассмотрение философских мировоззренческих проблем в единстве природы, богов, человека.

Стоицизм - философско-этическое учение (IV-I вв. до н. э.) о слиянии человека и природы.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.

1. Генезис философии

Возникновение философии относится к глубокой древности. Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются еще в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Египте, Китае, Индии, Центральной Азии, в наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна.

На протяжении многих тысячелетий в сознании древнего человека господствовали различные формы первобытной мифологии и религии: культ предков, вера в одушевленность окружающих предметов, в многочисленных богов, управляющих силами природы и т. п.

С образованием первых цивилизаций, с появлением социально-классового размежевания и государства, с развитием земледелия, ремесел, торговли и т.д. происходит накопление различных сведений и знаний, составляющих как бы предпосылки будущей науки и приходящих в противоречие с мифологически-религиозным мировоззрением. В первую очередь это касается математических, астрономических и других знаний, которые становятся несовместимыми с бессистемностью мифов и божественным произволом, а переход от родоплеменного строя к рабовладению повлек за собой разрушение старых взглядов на мир и, следовательно, мифов, стимулировал поиск новых форм объяснения мира.

Важнейшей основой этих процессов было развитие самого способа производства и связанного с этим изменений в социально-экономических отношениях, а также образа жизни людей. Рабовладельческий строй позволил осуществлять огромные строительные работы, содействовал развитию нового общественного строя, изменению всей культуры общества. Развитие земледелия, ремесел и мореплавания способствовали накоплению большого объема новых знаний, что также было несовместимо с прежним мифологическим и в значительной степени религиозным мировоззрением.

Именно поэтому как система мировоззрения философия сложилась в рабовладельческом обществе. Хронологически этот процесс протекал в разных странах в разное время. Раньше всего формирование рабовладельческого общественного строя, как уже указывалось, происходило в странах Востока: Египте, Индии, Китае, Вавилоне, а затем уже в странах Европы, прежде всего в Греции.

Формирование зачатков мировоззрения восходит к родовому обществу. Когда человек находился на стадии становления, его отношение к реальному миру носило чисто “потребительский” характер. Предметы могли его интересовать лишь в той мере, в какой они служили удовлетворению его естественных потребностей. Когда же человек достиг сравнительно высокого уровня производительных сил, приобрел способность к отвлеченному мышлению, то изменились и его потребности. Наряду с материальными потребностями развивались и духовные, которые изменили отношение человека к реальному миру. У человека начинает формироваться более глубокие запросы к вещам, жизни и самому себе. Само познание вещей начинает выступать как сознательная цель человеческой деятельности, которая сама по себе лежит вне природных потребностей человека и связана с ними лишь опосредованным путем. Так или иначе, удовлетворяя эти возникшие в ходе жизни потребности, люди стихийно вырабатывали свое мировоззрение.

Наряду с правильными представлениями об окружающем мире у человека складывались и ложные представления. Начальной формой наивного мировоззрения было олицетворение: человек рассматривал предметы и явления природы по аналогии с собой и животными как живые существа. На основе все более развивающейся способности к абстракции и возникновения представлений о душе как особом вещественном начале олицетворение приобрело характер фетишизма. В дальнейшем сложилась мифология. Теснейшим образом переплетаясь с зачатками науки и искусства, мифология выражалась в виде систем фантастических рассказов и преданий, повествующих главным образом о происхождении мира в целом, человека, животных, предметов и явлений природы, богов и их жизни и т. п.

В связи с развитием производительных сил общества, увеличением власти человека над силами природы и формированием классового общества начался процесс разложения мифологии. Крушение мифологии - это длительный процесс, который протекал в направлении как прямой ее критики, так и превращения мифологических образов в аллегорические образы художественного мышления и в отвлеченные категории теоретического мышления. С другой стороны, мифология переросла в религию. Уступив свое место философии и науке, мифология, однако, еще долго продолжала жить в сознании людей, незаметно или открыто проникая и в философские системы, и в науку, и в искусство.

Таким образом, естественное стремление человека осмыслить и обобщить природные явления, сложные отношения между человеком и природой, между самими людьми было бы невозможно без выработки определенной системы наиболее общих взглядов на природу, общество, человека.

Так возникает философия — первое в истории человечества мировоззрение, основанное на знаниях, в том числе и научных, выражающее определенное отношение человека к миру, природе, обществу, определенная интерпретация места в нем человека, способ его социальной и нравственной ориентации.

2. Критерии типологизации

Реальный процесс возникновения, развития и смены философских этапов и идей изучает особая наука - история философии.

Первоначально история философии была чисто описательным видом знания, пересказывая и делая популярными философские и этические идеи в процессе изучения прошлого. В средние века и в Европе, и на Востоке историко-философская литература приняла форму комментариев к сочинениям великих мыслителей античного мира, в основном Платона и Аристотеля. И только на рубеже XVIII и XIX столетий происходит систематизация и упорядочение философских учений и концепций. Эта величайшая заслуга принадлежит великому немецкому философу Гегелю, который в своих знаменитых “Лекциях по истории философии” первым постиг историю философии в целом. Каждому крупному философу и каждой его идее он нашел свое, строго определенное место. За каждым из них - эпоха, соотнесенная с общим мировым ходом истории. Философия, по Гегелю, и есть “эпоха, схваченная в мысли”. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т. е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Великие философы, согласно Гегелю, выстраиваются в один ряд, но в то же время творческий процесс на этом не завершается, ибо он одновременно включает в себя множество возможных продолжений. Философские учения, системы и направления связаны множеством линий как “по горизонтали” (т. е. на равных), так и “по вертикали” (т. е. временном). Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили задачу типологизации философских учений, которые могут быть рассмотрены по следующим основаниям: