Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 44 из 53)

Глава 18. Общество, его философский анализ

1. Общество и его философский смысл. Понятие общества

2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни

3. Социальная структура и политическая система общества

Узловые понятия и выражения

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Классы (обществ) – исторически сложившиеся большие группы людей, различающиеся по их месту в определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства и их роли в общественной организации труда.

Политическая система – совокупность элементов политической власти: государственный аппарат, политические партии, профсоюзные и другие общественные организации, союзы и др.

Социальная структура – совокупность общественных классов, социальных групп, слоев и прослоек на том или ином этапе социально-исторического развития общества.

Социальная философия – наука об обществе как целостной системе и его структуре.

Правовое государство – государство, основанное на строгом соблюдении закона.

Общественное бытие – материальная жизнь общества и отношения людей, складывающиеся в процессе общественного производства.

Общественное сознание – совокупность форм духовной жизни общества, осознанное бытие.

Вся жизнь мироздания оказывается чрезвычайно короткой, если сопоставлять время существования Метагалактики со временем существования ее составляющих (например, Солнца). История эволюции Космоса измеряется жизнью всего двух поколений “населения” Метагалактики. Эволюция самой земли и органической природы оказывается также быстрой и короткой. За время существования Земли она вместе с Солнцем сделала всего 23 оборота вокруг центра галактики, а вместе с человеком, ею была пройдена 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что земля существует 24 часа, то время существования человека составит около 1 минуты, а история человека современного типа займет одну секунду.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле людей не существовало. Но с появлением людей появилось и человеческое общество. Люди вне общества существовать не могут. Еще Аристотель(4 до н.э.) называл человека политическим животным, т.е. живущем в государстве (политике), в обществе.

А. Фергюсон в труде “Очерк истории гражданского общества” (1767 г.) писал, что “Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека – лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом и каждое исследование, относящиеся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не от дельных людей”.

Совместная жизнь людей – сложное системное образование. Общество относится к числу саморазвивающихся, динамичных систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояние. Общество представляет собой общественное бытие людей, объективную реальность, своего рода социальную материю, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках более широкой целостности – развивающейся Вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в качестве обязательного условия функционирования и развития духовную жизнь. Благодаря деятельности людей предметы, которые охвачены практической деятельностью людей, становятся частью социального мира.

Общество – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создать необходимые условия существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей.

1. Общество и его философский смысл. Понятие общества

Одна из наиболее системных объектов философского анализа – общество. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Общество не является простой совокупностью этих элементов и подсистем, а представляет собой динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой обновляются в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Осмыслив внешний мир, люди издавна стремились понять и объяснить общественные явления, смысл общественной организации. Так, в буддизме – одной из древнейших из мировых религий – утверждалось, будто после второго “золотого века” наступил период неравенства людей, обманов и несправедливости, поэтому люди избрали царя, который должен был уничтожить вражду между людьми. Древнегреческий философ Платон создал учение об идеальном государстве. Великий мыслитель Центральной Азии аль-Фараби – о добродетельном государстве. Много интересных мыслей о строительстве государства и общества мы находим в “Уложениях Тимура”.

В эпоху нового времени известные мыслители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо (17-18 вв.) выдвинули идею об общественном договоре. В этот же период А. Смит выдвинул идею “трудового общества”, где труд выступает главным источником общественного богатства. Великий немецкий философ Г. Гегель разработал учение о “государственном обществе”, которую определял как “систему всеобщей зависимости”. В первой половине XIX века французский философ О. Конт (1798-1875) ввел понятие “социология” - учение об обществе как целостной системе.

Развитие социологии в XIX веке связано также с именем английского философа и социолога Г. Спенсера, разделявшего идею О. Конта об эволюции общество как целостного организма.

В середине XIX века возник марксизм, который также разработал учение об обществе как целостной системе, раскрыв при этом сложную систему элементов, из которой складывается общество, выделив главные системообразующие связи, обеспечивающие целостность всей общественной системы и возможности ее функционирования.

Однако, выдвинув эту идею, марксизм отбросил как “ненаучные”, “вредные” и “реакционные” все другие учения об обществе, в том числе теорию цивилизационного развития, которая сегодня наряду с новейшими учениями (учение о “смешанном обществе” Дж. Гилберта, “теория стадий экономического роста” У. Ростоу, “теория исторического круговорота” А Тойнби, идея О. Тоффлера о развитии человеческой цивилизации) получила широкое распространение.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что общество в наиболее широком значении представляет совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, динамическую систему, различные подсистемы и элементы которой постоянно обновляются и находятся в изменяющихся взаимодействиях.

В узком смысле – общество есть совокупность людей, находящихся на определенной ступени социально-экономического развития. Оно выражает не сумму образующих его связей, а сложную социальную систему, в которой поведение каждого его члена определяется, прежде всего, отношениями, взаимосвязями, процессами, базирующимися на определенном способе производства.

Общество многолико, оно может рассматриваться и как конкретное (первобытное, феодальное и др.), и как региональное (американское, азиатское), и как национальное (российское, французское) и т.д.

Первым необходимым элементом социальной деятельности общества являются человеческие индивидуумы-субъекты деятельности, с которыми связаны ее пусковые и регулярные механизмы. Не смотря на то, что человек представляет собой целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. ее простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделит на два класса:

- Вещи, “орудия”, с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаются к среде путем ее вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования;

- Символы, знаки (книги, картины, иконы и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством ее хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это лишь в том случае, если обретут некоторую “телесную оболочку”, становясь материальным и проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.

Механический набор людей, вещей и символов не создает целостное системное образование – общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Элементы общества

Человек - субъект деятельности

Социальные предметы

Класс вещей

Класс символов

Предметы труда

Орудия труда

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми, называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения между владельцами земли, станков и пр. и людьми, лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно – экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.