Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 48 из 53)

6. Трасов Б. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: НАУКА 1990.

7. Ерыгин А. Восток - Запад - Россия. Становление цивилизациного подхода в исторических исследованиях. Ростов на Дону. ФЕНИКС.: 1993.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: МЫСЛЬ, 1991.

9. Философия: Учебник для Вузов. Ростов-на-Дону. Феникс, 1966. Гл. VIII. 1X. XIV.

10. История философии в кратком изложении. М.: Мысль 1991. Стр. 133-142, 242-247.

11. Основы философии: Учебное пособие. Т., УзбекистОн 1998.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под культурой?

2. Каково место цивилизации в системе культуры?

3. Западная и Восточная цивилизации, их единство и различие.

4. Каковы проблемы становления современной цивилизации?

5. Каково место Узбекистана в современной мировой цивилизации?

Глава 20. Духовная жизнь общества

1. Категория духовности, ее основные идеи и принципы

2. Независимость – важнейшее условие возрождения духовности

3. Формирование национальной идеи и идеологии независимости

Узловые понятия и выражения

Духовность – выражение нравственных интересов, сущностное сознание человека.

Манъавият – эквивалент духовности, но имеющее более емкое и многогранное значение, которое характеризует внутреннюю сущность человека (народа), все уровни и стороны его бытия и сознания и проявляющееся, как правило, на национально-этнической основе.

Идеология – концентрированное выражение коренных интересов общественного класса (классов), народа, нации.

Национальная идеология – система общенациональных идей и взглядов, выражающая коренные интересы нации и направленная на консолидацию, единение всех народов и этнических групп Узбекистана в их движении к демократическому и правовому гражданскому обществу.

1. Категория духовности, ее основные идеи и принципы

Среди наиболее важных приоритетов развития Узбекистана на ближайшую перспективу И. Каримов особо выделили проблему дальнейшего духовного обновления общества. “Мы все, - подчеркнул президент, - должны четко осознавать, что от духовного возрождения народа, сохранения традиций, развития культуры и искусства зависит положение дел в других сферах, зависит насколько результативными будут проводимые реформы”

Поэтому проблема духовности, проблема духовного и нравственного воспитания приобретает сегодня особенно важное значение.

Духовность – понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множеств конкретных ценностей. Естественно не все они равнозначны, но каждое по-своему служит потребностям людей, влияет на общество и общественное развитие.

В обыденной жизни духовность чаще употребляется для обозначения продуктов умственной деятельности человека и общества (т. н. духовной культуры), непосредственно не связанных с материальным производством, кроме того, они используются также для обозначения нравственных, религиозных норм, взглядов, убеждений, регуляции обыденной практики.

Здесь следует обратить внимание на одну важную деталь. Если слово “духовность” буквально перевести на узбекский язык, то оно прозвучит как “рухият” или “рухоният”. В другом значении это же понятие обозначается как “маънавият” – скорее всего эквивалент, но не калька духовности. В русском языке, как и в других западных языках, слово “духовность” имеет единый корень – “дух”, который согласно иудейским и христианским традициям имеет следующие значения: 1)бессмертие, вечная жизнь; 2) дыхание (Божье). Поэтому в русском и западном понимании “духовность” – это “искра Божья” в человеке, а так же свойства, дарованные ему Богом, и которые отсутствуют у животных: сознание, мышление, вера, надежда, нравственность, любовь.

Несколько иначе шло формирование понятия “маънавият” (духовность) в центрально-азиатском регионе, которое, находясь под влиянием несколько иных факторов, нежели в иудейско-христианской среде, вышло за пределы своей узко религиозной основы, в то время как на Западе “духовность” и сегодня употребляется преимущественно в религиозном значении. И здесь нельзя не согласится с известным философом Э. Юсуповым, считающим, что “не всякая форма сознательной деятельности человека, возможностей мышления может считаться духовностью. Только те качества внутреннего “душевного мира человека”, которые имеют определенное положительное значение, называются “духовностью”. Эту же мысль отстаивает и сам А. Эркаев, подчеркивая, что “в процессе усвоения ценностей у человека формируются положительные человеческие качества”.

И в этом плане, пожалуй, в какой-то мере можно вывести положение о том, что духовность формирует не отдельная, даже выдающаяся личность, а этническая группа, народ. Отдельный же человек проявляет свои те или иные качества только постольку, поскольку он включается в деятельный процесс данного общества, а именно:

- включается в процесс общения с другими людьми;

- вовлекается в различные виды человеческой деятельности и осмысливает их содержание и значение;

- усваивает сущность их материальной и духовной культуры прошлых и современных ему поколений и использует их в соответствии с их социальными назначениями.

Отсюда духовность (и другие формы общественного сознания) есть единство, совокупность индивидуального (единичного), особенного и общего (общественного). Только в таком взаимообусловленном и противоречивом единстве возможно уяснить становление и развитие духовности как важнейшего условия существования людей.

Следовательно, духовность – это не только нравственность или даже совокупность нравственных норм, а особый духовно-нравственный закон, которому подчинены в человеке и исторические, и социальные, и биологические, и нравственные, и национальные стороны жизни. Это та высшая цель, которая впитывается с молоком матери, определяет всю дальнейшую жизнь человека и которая проявляется только на национально-этнической основе.

Вместе с тем, обосновывая этно-национальный характер духовности, необходимо отметить, что она не должна замыкаться в национальной оболочке, ибо последнее может привести к национализму, патологической ненависти ко всему “не нашему”.

Поэтому, говоря о национальной сущности духовности, нужно иметь в виду ее органическую связь с условиями современной человеку политической и экономической жизни, его взаимообусловленность со всеми формами общественного сознания, т. к. духовность, “материализуясь” в культуру конкретного народа, аккумулирует в себе его образ жизни и образ мыслей и передает их из поколения в поколение, тем самым определяя и сохраняя национальную самобытность того или иного народа, этнической группы, нации.

Отсюда следует, что духовность в ее самой общей форме есть выражение особого внутреннего мира человека (народа, нации), воплощающего в себя все уровни и стороны его бытия в их единстве и взаимообусловленности и проявляющегося на национально-этнической основе.

2. Независимость – важнейшее условие возрождения духовности

Обретение государственного суверенитета и рождение 1 сентября 1991 года независимой Республики Узбекистан явилось важнейшей датой в истории узбекского народа, всех народов узбекской земли. Именно с обретением независимости, суверенитета и самостоятельности народ Узбекистана получил возможность восстановить свою подлинную великую историю, свои всемирно признанные богатейшие культурные и духовные ценности, свои гуманные обычаи и традиции.

“Независимость для нас, - подчеркивает И. Каримов, - это укрепление нашей государственности, строительство фундамента нашего великого будущего, рост национального самосознания и гордости, это достойное место среди народов мирового сообщества”.[10]

Раскрывая перспективы развития Узбекистана в новом тысячелетии, Президент также указал на необходимость дальнейшего духовного обновления нашего общества, поставил задачу “сформулировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и, вместе с тем, гармонично сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа”[11]

И здесь огромную роль играет более глубокое познание исторических корней народа, восстановление национальных традиций того огромного духовного наследия, которое оставили наши великие предки. Необходимо последовательно продолжать начатые в годы независимости таких благородных дел, как глубокое познание самих себя, формирование национальной идеи, восстановление всех духовных и нравственных ценностей народа. Высшая цель этой нашей работы, - отметил И. Каримов,- выступая с докладом на сессии Олий Мажлиса, - это формирование духовно богатый и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности”[12]

Духовность связана с утвердившимися в качестве ведущих идеями, а также мировоззрением и убеждениями людей. Действительно, духовность не может быть чем-то случайным, второстепенным и временным в сознании. Она, превратившись в стойкие убеждения, поднявшись до уровня ценностей, играет решающую роль в определении общественных отношений и человеческого поведения. Без убеждений не бывает духовности.

Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национального самосознания.