Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 49 из 53)

Для укрепления независимости в политическом отношении одновременно с совершенствованием системы государственной власти и принятием новых законов необходимо было сформировать у широких слоев населения новое правовое сознание и вообще новую политическую культуру. Эта политическая культура, с одной стороны, должна опираться на высокую духовность, мораль, патриотизм, передовые национальные и современные общечеловеческие традиции, гражданскую сознательность, а с другой – на приоритетность демократических законов и правовых норм, на их одинаковую обязательность для всех.

Экономическая независимость обуславливает новое экономическое мышление, новое понимание правовых и нравственных норм, возрождение духовных и культурных ценностей прошлого, причастных к рыночным отношениям.

Одним словом, сегодня независимость должна иметь новые мировоззренческие и духовные основы.

Понятие “духовные основы” шире понятия “духовность”, ибо оно охватывает кроме самой духовности более или менее крупные явления общественной психологии. Когда речь идет о духовных основах независимости, то имеются в виду все факторы, как относящиеся, так и не относящиеся к материальному, но влияющие на развитие духовной жизни, в том числе и концептуальная теоретическая сторона государственной политики в области образования, культуры, идеологии.

Таким образом, духовные основы независимости имеют сложную структуру, элементы которой разнообразны по форме, содержанию и функциям.

Если по своей сущности духовные основы представляют систему национальных чувств, идей, взглядов, принципов, теорий, социальных установок и идеалов, служащих установлению, укреплению и дальнейшему развитию независимости, то по своему явлению – их “материализация” проявляется в культурном наследии, современной литературе и искусстве, интеллектуальной и эмоциональной среде общества, национальной воле, идейно-воспитательной политике государства и деятельности общественных институтов.

Духовные основы – это, прежде всего отношения личности и общества к действительности: природе, человеку, общественным явлениям. Эти отношения должны основываться на рациональной продуктивной вере, убеждении, высокой духовности.

Отсюда, духовные основы – это, прежде всего, активное отношение к действительности, стремление к конкретной цели, идеалам, организация своей деятельности сообразно им.

Как известно – духовные основы базируются на четырех устоях:

a) приверженность к общечеловеческим ценностям;

b) укрепление и развитие духовного наследия народа;

c) свободной самореализации человеком своего потенциала;

d) патриотизме.

Приверженность к общечеловеческим ценностям – это социальная установка нового формирующегося гражданского общества, содержание и цель духовной политики государства. Ибо, для того, чтобы построить независимое государство с великим будущим, гражданское общество с высокоразвитой экономикой и культурой, необходимо усвоить самые передовые достижения мирового сообщества во всех сферах общественной жизни, обогатить национальное общечеловеческим. Изучение и возрождение незаслуженно забытой части здорового духовного наследия, приобщение к нему широких масс выступают опорой, интеллектуальным и эмоциональным фактором в воссоздании нового Узбекистана и вступлении его вместе с мировым сообществом в новую цивилизацию ХХI века.

Познание духовного наследия служит также укреплению и развитию национального самосознания, национальной гордости, национального своеобразия в положительном смысле, четкому определению своего места в процессе общемирового прогресса.

Сохранение и совершенствование национального облика достигаются не за счет изоляционизма, автаркии, а за счет усвоения передовых достижений и традиций современного мира с одновременным развитием национальной культуры, языка, науки, литературы и искусства.

Любовь к своей Родине, гордость за нее, готовность к самопожертвованию ради ее свободы, забота о ее процветании – важнейшие составляющие патриотизма, которые считаются одной из духовных основ независимости.

Воспитание чувства патриотизма – это, прежде всего, воспитание положительного эмоционального отношения к укреплению независимости и свободе Родины. Однако патриотизм не состоит из одного лишь чувства. Одновременно он, как убеждение, включает в себя и такие понятия, как политические взгляды, идеи, идеалы.

Правильно понимаемый, свободный от национализма и национальной ограниченности патриотизм – это еще и социальный ориентир, духовная установка – та путеводная звезда, надежный компас, который указывает путь преобразованиям, не дает отклониться от намеченной цели.

Умение гармонизировать национальные интересы с требованиями современности также относится к духовным основам укрепления независимости. Одним словом, духовные основы – это такой уровень интеллектуальной зрелости нации, который осознанно ставит высокие и прогрессивные цели, а волю, знания и вековой опыт направляет на их достижение.

Духовные основы – это также соответствие национальной воли требованиям независимого развития. Если народ не побоится на пути к самоопределению внутренних экономических трудностей, потерь, внешних угроз и провокаций, то он приобретет необходимую решительность, стойкость, твердость, сумеет воспитать своих сынов, готовых к самопожертвованию ради независимости, поставит выше временных, мнимых выгод свою национальную честь, гордость. Только тогда национальная воля сможет стать духовной основой свободного прогресса.

Для укрепления независимости требуется также определенная оптимальная духовная среда, которая, прежде всего, формирует в людях положительное интеллектуальное и эмоциональное отношение к независимости, придает им высокий дух, творческий энтузиазм.

Оптимальный общественный дух, вера в завтрашний день побуждает людей к перестройке экономической и культурной жизни, обновлению, неудовлетворенности достигнутым, и ориентирует их на более высокие цели и самосовершенствование. В такой среде человек переустраивает и общество, и самого себя. Имеющиеся созидательные и творческие возможности превращаются в действительность, реализуются на практике.

Социальный пессимизм, безверие никогда не служили обновлению общества, напротив, становились причиной его упадка, кризиса. Поэтому интеллектуальная и эмоциональная среда выступает одной из важнейших духовных основ укрепления независимости Узбекистана.

Соответственно формам общественного сознания выделяются нравственные, правовые, эстетические, политико-идеологические, общефилософские и другие конкретные духовные основы независимости. В свою очередь, каждая из этих установок состоит из таких многогранных понятий и норм, как добро, гуманизм, патриотизм, справедливость, совесть, долг. Они органически взаимосвязаны между собой и включают в себя более узкие, но не менее важные понятия – честность и правдивость, доброжелательность и отзывчивость, стыдливость, взаимопомощь и коллективизм.

Говоря о правовых основах независимости, следует подчеркнуть необходимость продолжения усилий на создание новых законов, соответствующих Конституции, проведению глубокой правовой реформы. При этом большое значение приобретает соблюдение в законотворческой практике принципов, обеспечивающих приоритет прав человека над правом государственным, права международного над национальным.

Научно-философские основы независимости прежде всего подразумевают новое мировоззрение, его концептуальные принципы и общесоциологическую теорию.

Сегодня возникла большая практическая потребность:

-во-первых, в общесоциологической теории, которая должна обосновать независимое политическое, экономическое, социальное, культурное развитие Узбекистана, моделировать результаты такого развития;

-во-вторых, в идеологии национальной независимости, которая призвана объединить, консолидировать, мобилизовать общество на ее укрепление и развитие.

Важное значение в консолидации народа, в укреплении независимости имеет духовная культура, которая помимо своей идеальной формы отражения в сознании людей, существует и в объективизированной форме, в произведениях литературы, искусства и науки, а также в формах, отраженных в общественном сознании достижений современной культуры и наследия прошлого.

В систему духовных основ современности входят три большие группы понятий.

В первой группе следует особо выделить философское сознание, веру, убеждение, мораль, эстетическое сознание, правовое сознание, религиозное сознание, новое мировоззрение, идеологию национальной независимости.

Ко второй группе относятся различные формы духовной культуры, в т. ч. конкретные виды искусства – художественная литература, театр, музыка, живопись и др.

В третью группу входят народное образование, система научных исследований, творческие союзы, печать, полиграфия, средства массовой информации, различные учреждения и организации, занимающиеся идеологической и воспитательной работой.

Культурное наследие, будучи мощнейшим средством формирования национального самосознания, национальной гордости, является и универсальной духовной основой укрепления независимости. В нем сосредоточены и мораль, и право, и обычаи, и традиции, и литература, и уроки истории – все и вся.

К духовным основам, укрепляющим независимость Узбекистана, относятся также наука и интеллектуальный потенциал народа.

Таким образом, все вышесказанные духовные основы, формирующие новое мышление, являются важнейшими условиями воспитания нового человека и его воли, направленной на защиту, укрепление независимости и суверенитета своей страны.

3. Формирование национальной идеи и идеологии независимости

С распадом СССР и обретением государственной независимости, наступил новый этап в развитии Узбекистана. Возникли объективные (внутренние и внешние) условия и субъективные факторы для реального подлинного государственного суверенитета, построения развитого демократического и независимого общества. Для реализации этой цели необходимо использовать накопленный в мире позитивный опыт, одновременно учитывая свои национальные особенности, исторические корни, уклад жизни, традиции, менталитет народов Узбекистана, на основе которых вырабатывать свой путь политического и социально-экономического развития.