Первое из них - гносеологическое. Материализм или идеализм? Как бы ни были связаны общими историческими судьбами эти два основных направления в философии, у каждого из них своя собственная судьба, свои истоки и традиции. И материалистическая и идеалистическая философия знают своих великих творцов, и то и другое направление представлены своими историческими школами. И в то же время они объединены, и в своем единстве выражают основной вопрос философии. Гносеологический рубеж проходит и в понимании истоков мира, выражаемых понятиями “монизм” и “дуализм”, т. е. представлений о едином или двойном начале мира.
Второе основание типологизации философских систем (тоже гносеологическое) касается принципиальных взглядов философа на роль и значение основных форм и видов познания, в их соотношении друг с другом: познания чувственного и рационального (разумного). Это привело к появлению и развитию в философии двух противоположных способов познания сенсуализма (чувственное познание) и рационализма (логическое мышление).
Третье основание раскрывает противоположность понятия “рационализм” “иррационализму”, т. е. учению ограничивающему или даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира.
Четвертое основание типологизации различает философские построения и по методу, поскольку как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: метафизической или диалектической.
И, наконец, в-пятых, типологизация философских учений может иметь и другие критерии. В частности, они могут быть религиозно-идеалистическими или атеистическими, сциентистскими или антисциентистскими (критерий различения - отношение к науке), оптимистическими и пессимистическими и т.д.
Кроме того, каждая историческая эпоха знает свой тип философствования (и свой характерный тип философа). Так в античности сложился созерцательный тип философствования, что вполне отвечало тем условиям жизни и духовного производства.
Близким к созерцательному является умозрительный тип философствования, ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания, что особенно характерно для религиозной и религиозно-мистической философии.
Середина XIX века знаменует собой становление и утверждение социально-преобразовательного, деятельного типа философствования. Однако и он в конце XX столетия показал свой преходящий характер.
Новейший социально-экологический тип философствования присущ современности и постепенно начинает проникать в широкое общественное сознание. Современное человечество вошло в такой этап истории, когда уже не изменение, а сохранение мира, всей земной цивилизации становится важнейшей жизненной задачей и требует утверждения нового мышления, в первую очередь направленного на исключение войн и междоусобиц из жизни людей, а также сохранения естественной, природной среды обитания, экологического равновесия, правильного решения демографической проблемы.
3. Основные этапы развития мировой философии
(временной разрез)
Условно можно выделить следующие этапы в развитии мировой философии:
1. Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция) - космоцентризм.
2. Философская и научная мысль эпохи Восточного Ренессанса (IX - XV вв.).
3. Средневековая Западная философия - теоцентризм.
4. Философия эпохи Возрождения - антропоцентризм.
5. Философия Нового времени.
6. Немецкая классическая философия.
7. Философия второй половины XIX и XX веков.
В связи с тем, что практически все вышеуказанные этапы весьма подробно будут рассмотрены в последующих специальных разделах, в настоящей теме эти этапы философии (за некоторым исключением) рассматриваются в основном с позиций их значения и места в истории философии.
Философия Древнего мира
Первые сведения о философии Древнего мира восходят к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. к государствам Ближнего Востока - Вавилону и Египту. Зарождение философской мысли в этих государствах было тесно связано с возникновением первооснов научных знаний в области астрономии, математики, космологии, медицины. Именно древне-вавилонские и египетские ученые создали лунно-солнечный календарь, установили периодичность затмений. Делаются попытки философского осмысления явлений природы. И хотя в Древнем Египте и Вавилоне философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако их достижения оказали немалое влияние, в частности, на культуру Эллады.
В дальнейшем развитие философской мысли перекочевывает на Восток (Индия, Китай, Центральная Азия, Иран) и на север - в Древнюю Грецию. Рассмотрим некоторые из них.
В Древней Индии зачатки философского мышления относятся к глубокой древности (2500 - 2000 до н. э.). Они содержатся в Ведах, в которых зафиксированы такие обобщенные представления и понятия, как бытие, пространство, время, первовещество, причина и т. п. в ведах в мифической форме выражена идея бытия как безразличимого единства, заключающего в себе понятие становления, перехода от неразличимой водной бездны к качественному разнообразию мира.
Эти исходные принципы послужили основой последующих философских систем: чарвака (локайята), джайнизм, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, которые сложились в период VII - II вв. до н. э.
Брихаспати, Вардхамана, Готама, Будда, Канада, Капила, Патанджали, Джаймини и Бадарайна, считающиеся основателями этих философских школ, оставили после себя так называемые сутры, в которых изложена суть их учения. Вплоть до современности эти сутры являются предметом комментариев, дополнений и обновлений в соответствии с потребностями исторических условий.
В духовной истории Индии важную роль играл материализм, элементы которого присущи почти всем индийским философским системам. Даже буддизму не чужды материалистические взгляды. Характерными чертами развития индийской философии являлись наличие ярко выраженной тенденции к диалектической трактовке явлений реального мира и широкое распространение идей атомизма. На почве атомистики стояли санкхья, ньяя, вайшешика и др.
Больших успехов индийская философия добилась в разработке вопросов логики, диалектики и теории познания. Наиболее распространенной из материалистических школ принято считать школу чарваков (локайятов), которые учили, что первоосновой всего являются четыре элемента: огонь, вода, земля и воздух; сознание связано только с живым телом, со смертью тела умирает и сознание. Рассудок целиком зависит от внешних восприятий: он знает только то, что говорят ему глаза и уши. Чарваки подвергали острой критике жрецов, обвиняя их в мошенничестве и стяжательстве.
Идеалистические системы индийской философии во многом сходны между собой: все они признают, что природа совершает непрерывный цикл движения, не имеющий ни начала, ни конца, и исходят из принципа возрождения души, согласно которому жизнь и смерть суть лишь две фазы единого цикла развития. Все признают карму как вечный нравственный закон мира; признают, что “свобода” (у буддистов - нирвана} может быть достигнута человеком путем преодоления невежества, т. е. через познание окружающей его природы и самого себя.
Древнекитайская философия складывалась в тесной связи с зачатками научных знаний, зарождение которых относится к XVIII -XII вв. до н. э. Древние книги “Го юй” и “Цзю чжуань” свидетельствуют о том, что философская мысль в Древнем Китае развивалась в направлении уяснения первооснов мира, которыми признавались такие элементы, как: вода, огонь, древо, металл и земля. Предание гласит, что первым крупным философом Древнего Китая был Лао-Цзы (VI - V вв. до н. э.), учение которого носит атеистический характер и проникнуто элементами наивной диалектики. Лао-Цзы считал, что жизнь развивается по естественному пути - Дао, который мыслился как универсальная закономерность, вместе с первовеществом ци и составляющая основу мира. Вещь, достигнув в своем развитии определенного уровня, превращается в свою противоположность. Само развитие совершается по кругу. Это учение, впервые сформулировавшее логическую категорию закономерности, носило, однако, созерцательный характер: оно утверждало, что люди способны только понимать вещи, но не распоряжаться ими; усердие людей бесполезно, поскольку оно приводит к результатам, противоположным замыслу. Находить удовлетворение в спокойствии - вот принцип разумного поведения. Учение Лао-Цзы в последствии получило название даосизма.
Последователь Лао-Цзы Ян Чжу (около 395 - 335гг до н. э.), проповедуя принципы Лао-Цзы, учил, что душа неотделима от тела и исчезает вместе со смертью последнего.
Родоначальником систематизированного нравственного нравоучения и идеалистического направления в философии был Конфуций (551 - 479гг до н. э.). Основной этической категорией его учения является “гуманность” - нравственный принцип, согласно которому должны определяться отношения между людьми в обществе и семье: уважение и любовь к старшим по возрасту и положению, действие в соответствии со своим общественным положением, взаимное великодушие, соблюдение культа предков, нравственное и умственное самосовершенствование.
Конфуцианство заимствовало из древней религии понятие неба как верховного божества, являющегося первопричиной, диктующей свою волю человеку.
Все последующее развитие китайской философии характеризуется борьбой между основными направлениями в китайской философии - конфуцианством, даосизмом и буддизмом.
Древнегреческая философия возникла в VI веке до н. э., и формировалась в неразрывной связи с зачатками научных знаний, искусством и мифологией. Первые античные мыслители - представители милетской или ионической школы - Фалес (624-547 гг. до н. э.), Анаксимандр (около 610 - 546гг до н. э.) и Анаксимен (около 588 - 525гг до н. э.), обобщая эмпирические знания того времени, искали естественные основы бытия.