Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 51 из 53)

Сам термин “глобальные проблемы”, впервые введенный в широкое употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба.

Хотя термин “глобальные проблемы” ныне общепринят, социологи и фи­лософы вкладывают в него различное социально-экономическое, политическое и идейное содержание. Если одни из них умаляют социально-экономическую природу глобальных проблем, то другие исходят из того, что эти проблемы по­рождены не только колоссально возросшими техническими средствами воз­действия общества на природу (включая самого человека) и огромными мас­штабами его хозяйственной деятельности (ставшими ныне сравнимыми с гео­логическими и другими естественными планетарными процессами). Они поро­ждены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, на­следием колониализма и неравноправными экономическими отношениями ме­жду развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных кор­пораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интере­сам всего общества. Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их “повсеместности” и тем более не из “биологической природы человека”, как утверждают многие социологи, а из того обстоятельства, что вследствие воз­растающей интернационализации всей общественной деятельности на земном шаре они прямо либо косвенно затрагивают человечество в целом.

2. Происхождение глобальных проблем

Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей со­временной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания происхождения, сущности и воз­можности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать буквально и поверхностно, рассмат­ривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до плане­тарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо ре­гиональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результа­том (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития челове­чества, глобальные проблемы выступают как следствие и крайнее порождение именно современной эпохи, как следствие крайне обострившейся неравномер­ности социально-экономического, политического, научно-технического, демо­графического, экологического и культурного развития в условиях совершенно новой, своеобразной исторической ситуации.

Речь идет не только и даже не столько о неравномерности развития от­дельных стран, но и о неравномерности развития различных сфер жизни и дея­тельности внутри этих стран, неравномерности в развитии различных сторон жизнедеятельности человека, которые в процессе своей жизни, в своем поведении и сознании могут, образно говоря, одновременно пребывать в различных исторических эпохах, разделенных между собой десятилетиями и столетиями. В сравнении с прошлыми историческими эпохами неизмеримо выросли как общепланетарное единство человечества, спаянного общей судьбой, так и его беспрецедентное многообразие.

Шесть миллиардов людей, живущих ныне на нашей планете, будучи со­временниками друг другу, сопряженные экономической взаимозависимостью и почти мгновенно воспринимающие все события в мире благодаря новейшим средствам массовой коммуникации и информации, вместе с тем живут не толь­ко в поле зрения достигнутого ими уровня развития, но в то же время обитают как бы в различных исторических эпохах: нередко на одном континенте и даже в одной стране полуизолированные от внешнего мира родоплеменные общины, едва вышедшие из неолита (в бассейне Амазонки, в Тропических лесах Африки или Новой Гвинеи), находятся на расстоянии всего одного-двух часов полета на реактивном лайнере от экономических и интеллектуальных центров современ­ной цивилизации.

Несмотря на разительные социальные, экономические, политические и культурные контрасты, правомерно, тем не менее, говорить о становлении еди­ной цивилизации на нашей планете. Однако ее утверждение и развитие не­мыслимо без всеобщего признания таких фундаментальных принципов, как свобода выбора народами своего будущего, возрастающая многовариантность и многополюсность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов над бесчисленными центробежными силами. История неумолимо поставила на повестку дня переход от политической конфронтации к диалогу, от идеологического и религиозного фанатизма к деидеологизации между госу­дарствами, к совместной эволюции на основе взаимной военной, экологиче­ской, экономической безопасности для всех стран и народов.

Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло уро­вень общественной организации; политическое мышление отстало от полити­ческой действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладаю­щей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

Историческое своеобразие и социальная уникальность глобальной си­туации, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, властно требует от челове­чества нового политического мышления, высокой моральной ответственности и беспрецедентных практических действий как во внутренней политике отдель­ных стран, так и в международных отношениях, как во взаимодействии обще­ства с природой, так и во взаимоотношениях между самими людьми. Совре­менная глобальная ситуация сплела все противоречия нашей эпохи в единый, нерасторжимый “тугой узел”, развязать который в состоянии лишь социальное и духовное обновление человеческого общества, новое мышление в соединении с новой практической деятельностью. “На рубеже веков человечество, население нашей страны, - замечает И.Каримов, - оказалось перед лицом глобальной экологической угрозы. Не замечать этого, бездействовать - значит обречь себя на вымирание”. (1, с, 107, 108)

3. Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных

проблем современности

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невоз­можно. Обеспечение дальнейшего экономического развития человечества при­родными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего за­грязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с опреде­ленным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь эту экологическую проблему можно решить лишь на пути нового типа экономического развития, плодотворно используя потенциал научно-технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. О том, какие перспективы в этом отношении открывает научно-технический прогресс, свидетельствуют теоретические расчеты, согласно которым, даже по сравнению с лучшими мировыми показателями, затраты энергии на производство стали могут быть снижены в 4 раза, алюминия - в 5, переработка нефти - в 9, производство бумаги - в 125 раз. Еще больше воз­можностей для экономии природных ресурсов содержится в прекращении их расточительного использования, когда до 90-95% из них составляют отходы конечного потребления человеком.

Тесная связь с очевидностью выявляется также между экономической от­сталостью и стремительным ростом населения в развивающихся странах, чис­ленность которого с 1950 по 1987 год увеличилась с 1,6 до 3,8 миллиарда чело­век (а к 2000 году их доля в мировом населении достигла почти 80%). Так, если в середине XX века разрыв в уровне национального дохода на душу населения между развитыми и развивающимися странами составил 10:1, то только за последние четыре десятилетия этот разрыв увеличился до 12:1. Статистические расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся странах был бы таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени до 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако, сам этот “демографический взрыв” в развивающихся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества разрешить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на воз­можность решения всех остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообу­словленность глобальных проблем образуют некий “порочный круг” неразре­шимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экономического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождает­ся различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества. В 70-80е годы на Западе было опубликовано немало мрачных про­рочеств, основанных на убеждении в неспособности человечества разрешить глобальные проблемы. Автор одного из них, американский социолог Р.Л. Хейлбронер, предрекая под влиянием первых докладов Римскому клубу о впа­дении человечества в новое варварство на опустошенной планете, пессимисти­чески заявил: “И если под вопросом: “Есть ли надежда у человека?” - мы под­разумеваем возможность справиться с вызовами, которые бросает нам будущее без чудовищной расплаты, то напрашивается ответ: “Такой надежды нет””1 .