Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 6 из 53)

Крупным мыслителем, способствовавшим возникновению объективного идеализма, был Сократ (469-399гг до н. э.). Направив мысль на духовный мир человека, Сократ дал мощный толчок развитию логики и диалектики, которые получили свое наиболее полное развитие у Платона (около 427 - 347гг до н. э.); последний впервые отделил философию - диалектику - от физики и этики.

Философская мысль Древней Греции достигла своего высшего подъема у Аристотеля (384 - 322гг до н. э.), который осуществил систематизацию философских и научных знаний своего времени.

Философия средних веков

В средние века рабовладельческое общество сменилось новой общественно-экономической формацией - феодализмом, господствующей идеологией которого была религия. После превращения христианства в господствующую религию “отцами церкви” были сделаны попытки сформулировать философские основы христианства. Господствующей формой философского знания являлась схоластика.

Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской философии и философии Средней Азии.

Одной из главных философских проблем средневековья была проблема реальности или нереальности общих родов бытия, или универсалий. Происходила борьба между реалистами и номиналистами.

Философия эпохи Возрождения и западноевропейская философия XV-XVIII вв.

Эпоха Возрождения и последующие XV - XVIII вв. являются периодом мощного подъема в развитии науки и философии, который был вызван, в конечном счете, ростом производительных сил и материальными потребностями общества. В социальном отношении этот период характеризуется разложением феодализма и формированием новой общественно-экономической формации.

Философия начала искать начало мира в самом мире, а не в боге. В тесном союзе с естествознанием, искусством и литературой, которые спускались с заоблачных небес на землю, философия вновь засверкала яркими красками материализма. И чем решительнее освобождалась буржуазия от оков феодализма, тем острее был разрыв между философией и теологией. Первый и уже непоправимый удар феодальной идеологии нанесли мыслители эпохи Возрождения: Николай Кузанский (1401 - 1464гг), Б. Телезио (1509 - 1588гг), Джордано Бруно (1548 - 1600гг), Т. Кампанелла (1568 -1639гг) и др. они закладывали фундамент научного мировоззрения, основывая свои теоретические построения на данных естествознания.

Философия Нового времени

Основоположниками философии Нового времени являются английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626гг) и французский философ, ученый Р. Декарт (1596 - 1650гг).

Взгляды Бэкона и Декарта оказали большое влияние на английских философов Т. Гоббса (1588 - 1679гг) и Дж. Локка (1632 -1704гг). Гоббс стремился обосновать значение для наук математического способа мышления и механической причинности в объяснении природы.

Важнейшим этапом в развитии философской мысли рассматриваемого периода является французский материализм XVIII века, который решительно боролся как с религией и идеализмом, так и с социально-политическим строем тогдашней Франции. Ранними представителями французского просвещения были Ш. Л. Монтескье (1689 - 1755гг) и Вольтер (1694 - 1778гг). Крупнейшими представителями материалистического направления французского просвещения XVIII века были Ж. О. Ламетри (1709 1751гг), К. А. Гельвеций (1715 - 1771гг), Д. Дидро (1713 - 1784гг) и П. А. Гольбах (1723 - 1789гг). Французские материалисты впервые в истории философии сделали из материализма атеистические и социально-политические выводы, направленные против феодального мировоззрения и существующего общественного строя.

Немецкая классическая философия

Одним из весьма заметных этапов в развитии Западной философии второй половины XVIII вв. является зарождение и развитие немецкой классической философии, она представлена такими видными мыслителями как И. Кант (1724-1804гг), И. Г. Фихте (1762-1814гг), Ф. Шеллинг (1775-1854гг) и наконец, выдающимся диалектиком Г. Гегелем (1770-1831гг).

Их философия явилась концентрированным отражением изменений в политическом и социальном развитии Европы того периода, а также разительных достижений в области естественных наук и технических открытий. Всё это, в конечном счете, привело к разработке идеи развития (диалектики) как теории и метода познания действительности.

Постклассическая философия и философия XX века

Дальнейшее развитие философской мысли в Европе представлено зарождением и развитием ряда крупных философских учений постклассического периода (философии марксизма, классический позитивизм О. Конта, эмпириокритицизм Маха и Авенариуса, философия жизни Ницше и другие), многие из которых (кроме философии марксизма) трансформировались в такие влиятельные философские течения и направления как неопозитивизм (Рассел, Карнап), экзистенциализм (Сартр, Камю), неотомизм (Маритен, Жильсон), философская антропология (Плеснер, Гелен), структурализм (Лакан, Фуко), фрейдизм и неофрейдизм (Фрейд, Фромм) и др. Широкое распространение, особенно во второй половине XX столетия приобрели многочисленные философско-социологические учения и концепции.

Литература

1. История философии в кратком изложении - М.: Мысль, 1991.

2. Новейший философский словарь - Минск, 1999.

3. Философский энциклопедический словарь. - М.: 1998.

4. Философия: Учебник. - Ростов на Дону: Феникс, 1996, гл. 2

5. Основы философии: Учебное пособие. -Т.: Узбекистан, 1998, разд. 2.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.

Контрольные вопросы

1. На какие этапы развития делится история философии?

2. Чем определяется исторический тип философствования?

3. Что означает понятие "космоцентризм"?

4. Какова сущность философии средневековья?

5. В чём новизна и особенности философии Нового времени?

6. Каково место классической философии в истории философии?

Глава 3. Античная философия (космоцентризм)

1. Становление и развитие древнегреческой философии

2. Доклассический период (натурфилософия – Милетская школа, Гераклит, Демокрит)

3. Классический период – Сократ, Платон, Аристотель

Узловые понятия и выражения

Античная философия – совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до н. э. И до начала VI века н. э.

Классический период – единый, относительно самостоятельный этап развития философии, в котором все используемые системы как бы логически вытекают одна из другой.

Космоцентризм – термин для обозначения мира как структурно-организованного и упорядоченного целого; основа философских учений древнегреческих мыслителей о единстве, космической гармонии Вселенной и Человека.

Милетская школа – древнейшая материалистическая философская школа в Греции (VI век до н. э.). Ее представителям принадлежат не только выдающийся вклад в развитие философии, но и научные открытия в области математики, географии, астрономии.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности.

1. Становление и развитие древнегреческой философии

Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.

Уже в V веке до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основы воззрения, сколько образного средства выражения мысли.

В VI веке и даже в V веке до н.э. философия и знание о природе еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Это многообразие и уровень разработки сделали Античную философию школой философского мышления для последующих эпох.

Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, при всех различиях между ними, полагали, что все вещи произошли от какого-то одного, и притом, вещественного начала. Однако внутри этой наивно-материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Зародыши раскола на материалистическое и идеалистическое направления проявились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти зародыши превратились во второй половине V и в первой половине IV веках до н. э. в противоположные учения: материализм и идеализм.

Не менее ясно выступает в Античной философии и противоположность диалектического и метафизического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были стихийными диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений.

За тысячу с лишним лет развития Античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреческой философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счете, диалектику развития античного общества.

Материализм в Античной философии развивали Фалес, Эмпедокл, Анаксагор, Гераклит, Левкипп, Демокрит. В учениях Сократа и особенно Платона сложилось учение философского идеализма, противопоставившего себя в первую очередь материализму атомистов. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм. Колебавшийся между материализмом и идеализмом Аристотель также излагал свои идеи в полемике с предшествующими и современными ему учениями. Особенно энергична и остроумна аристотелевская критика в платоновской теории “мира идей”.