Смекни!
smekni.com

Государственный экономический университет Философия (курс лекций) Ташкент 2001 (стр. 1 из 53)

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

Ташкентский государственный экономический университет

Ф и л о с о ф и я

(курс лекций)

Ташкент – 2001

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Раздел первый. Становление философии и основные этапы её развития 4

1. Философия, ее предмет и роль в общественном развитии 4

Глава 2. Зарождение философии и основные этапы ее развития, (историко-философский обзор) 12

1. Генезис философии 13

2. Критерии типологизации 15

3. Основные этапы развития мировой философии (временной разрез) 17

Философия Древнего мира 18

Философия средних веков 21

Философия эпохи Возрождения и западноевропейская философия XV-XVIII вв. 21

Философия Нового времени 22

Немецкая классическая философия 22

Постклассическая философия и философия XX века 22

Глава 3. Античная философия (космоцентризм) 23

1. Становление и развитие древнегреческой философии 24

2. Доклассический период (натурфилософия – милетская школа, Гераклит, Демокрит) 26

3. Классический период – Сократ, Платон, Аристотель 28

Раздел второй. Формирование и развитие философской и научной мысли в Центральной Азии 34

Глава 4. Формирование философского мировоззрения в Центральной Азии в древнейший период (зороастризм) 34

1. У истоков зарождения религиозно-философской и этической мысли в Центральной Азии 34

2. Зороастризм о зарождении и строении мира 35

3. Религиозно-философские учения послеавестовского периода: манихейство и маздакизм 38

Глава 5. Философская и естественнонаучная мысль в Центральной Азии эпохи раннего Средневековья 41

1. Общая характеристика эпохи 42

2. Общественно-философская и научная мысль раннего Восточного Ренессанса (IX – XII вв.) 44

3. Поздний Восточный Ренессанс в Средней Азии (XIV – XV вв.) 51

Глава 6. Религиозная философия в Средней Азии (Тасаввуф) 55

1. Религия ислама, ее проникновение в Среднюю Азию 55

2. Религиозно-философское учение суфизма – тасаввуф и его роль в духовном развитии узбекского народа 57

Глава 7. Общественно – философские и просветительские идеи в Узбекистане в XVI - начале XX вв. 61

1. Общественно-политическая и культурная жизнь в Средней Азии в XVI –первой половины XIX века. 61

2. Просветительство в Туркестане во второй половине XIХ - начале XX вв. 65

3. Джадидизм 67

Раздел третий. Философия в Западной Европе. (краткий обзор) 71

Глава 8. Европейская философия (общий обзор) 71

1. Философия средних веков 72

Средневековая философия 73

Реализм и номинализм 74

2. Философия эпохи Возрождения 75

Европейская философия XVII — первой трети XIX веков 76

Французская философия XVIII века. 81

Немецкая классическая философия 82

Глава 8. Постклассическая философия и философия XX века 86

1.Основные этапы развития западноевропейской философии. 86

Философия XIX века 87

Классический позитивизм. 88

Западная философия конца XIX – начала ХХ веков 90

Философия эмпириокритицизма 91

2. Философия ХХ века 92

Феноменологическая философия и экзистенциализм или “линия Хайдеггера” 93

Основные философские направления во второй половине ХХ века 94

Философские проблемы конца ХХ века 95

Раздел 4. Проблема метода в философии 97

Глава 10. Природа и специфика философского знания: метод и методология 97

1. Природа и специфика философского знания: метод и методология 98

2. Некоторые основные методы в философии XX века 99

Философская методология и социальные процессы 101

Метод понимания 102

Метод интуиции 102

Прагматический метод 103

Реалистический метод 104

Глава 11. Философия развития. Основные категории и закономерности диалектики 106

1. Диалектика и метафизика - как основополагающие методы в философии 106

Диалектика 106

Метафизика 107

2. Категории и закономерности диалектики. 109

Раздел 5. Структура философского знания 117

Глава 12. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия (онтология) 117

1. Философское понятие бытия 117

Субстрат и субстанция 119

Основные концепции бытия 121

Виды бытия. 122

Материальное и идеальное бытие. 122

Актуальное и потенциальное бытие 122

Реальное и виртуальное бытие 122

Природное и общественное бытие 123

2. Философское понимание материи 123

3. Способ и формы существования материи 128

Движение и его основные формы 128

Пространство и время 130

Глава 13. Проблема сознания в философии 133

1. Сознание как объект философского анализа 134

Понятие сознания 134

Проблема сознания в философии 135

2. Сознание как отражение 137

Понятие отражения 137

Отражение в неживой природе 138

Отражение в живой природе 138

3. Сознание как система 139

Ощущения 140

Восприятие 140

Представление 140

Эмоции, воля, мышление 140

Сознание и подсознание 141

Формы и типы сознания 142

Сознание и самосознание 143

Глава 14. Познание как предмет философского анализа (гносеология) 145

1. Теория познания как философская дисциплина 146

Познание и практика 151

2. Многообразие форм знания и познавательной деятельности 153

3. Проблема истины в философии 156

Глава 15. Философия ценностей (аксиология) 161

1. Понятие и типы ценностей 161

2. Ценности системы и ориентации 163

Ценностные ориентации в истории общества. 163

3. Ценностные ориентации Независимого Узбекистана 164

Раздел шестой. Природа, человек. 167

Глава 16. Природа как объект философского познания 167

1. Проблема природы в современных философских концепциях 167

2. Природа и общество, их взаимосвязь 170

3. Экологический кризис: поиск выхода 174

Глава 17. Проблема человека в философии (антропология). 177

1. Человек как объект философского анализа 177

2. Человек в истории философской мысли 179

3. Проблема антропосоциогенеза 183

Раздел седьмой. Общество и цивилизация 189

Глава 18. Общество, его философский анализ 189

1. Общество и его философский смысл. Понятие общества 191

2. Подсистемы общества, сферы общественной жизни 193

3. Социальная структура и политическая система общества 196

Глава 19. Культура и цивилизация 199

1. Цивилизация, её место и роль в системе общечеловеческой культуры 200

2. Проблемы становления и формирования мировой цивилизации 203

3. Узбекистан в системе мировой цивилизации 204

Глава 20. Духовная жизнь общества 208

1. Категория духовности, ее основные идеи и принципы 208

2. Независимость – важнейшее условие возрождения духовности 210

3. Формирование национальной идеи и идеологии независимости 216

Раздел восьмой. Философский анализ концепции национальной независимости в Узбекистане 220

Глава 21. Глобальные проблемы и их отражение в социально–экономическом развитии Узбекистана 220

1. Понятие глобальных проблем, их философский анализ 220

2. Происхождение глобальных проблем 222

3. Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных проблем современности 224

4. И. Каримов о путях решения экологических проблем в Узбекистане 227

В в е д е н и е

Современный мир – сложная целостная динамическая система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, раскрыть единство всех ее законов и противоречий, определить место человека в современном мире, смысл его жизни и другие сложные проблемы современности. Отсюда философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой является насущной потребностью наших дней.

В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе необходимо не только отказаться от устаревших стереотипов, но и выработать умение мыслить и действовать по-новому, конструктивно, практически, творчески, созидательно. Необходимо выработать новое мышление, в том числе и философское, в котором особое место занимает освоение всего богатства мировой культуры и философии.

В условиях глобализации идеологических процессов в мире особое место приобретает проблема осмысления сущности развития современности. В этой связи И. Каримов особо подчеркнул, что в новом тысячелетии главное – “добиться, чтобы люди могли отказаться от стереотипов прошлого мышления, что “дух новизны”, который все полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, помогает не на словах, а на деле понять, что переход от одной к другой, абсолютно новой системе в человеческой истории никогда не проходил гладко, без издержек и определенной социальной цены 1 …”.

Особенно острые формы в борьбе между новым и старым этот процесс приобретает в сфере идеологии. Не минул он и нашу страну. Став равноправным субъектом мирового сообщества, вовлеченный в водоворот мировых событий, независимый Узбекистан также испытывает на себе влияние этого процесса, основная цель которого - “завоевание сердец людей, прежде всего молодёжи, оказание влияние на сознание нации или народа определённой страны или региона, подчинение его своей идеологии, подавление его в духовном отношении”2

Хотя в наше время мир перестал быть биполярным, тем не менее разнообразные, подчас весьма противоположные взгляды и мировозрение выходят за рамки дискуссий и становятся причиной не только острых идеологических споров, но и ареной политических противостояний, а иногда и кровавых столкновений между разного рода национальных, реигиозных и иных течений, движений и групп.