Федеральное агентство по образованию
Пермский государственный технический университет
Кафедра естественных дисциплин
ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л. ГУМИЛЕВА
Реферат
Проверил Факультет: Гуманитарный
Преподаватель Специальность: Прикладная
доцент к. физ.-мат. наук информатика в экономике
Кирчанов В.С. Группа: ИЭ-06-С
Пермь 2006
Оглавление
1. Введение...................................................................................................... 3
2. Понятие этноса........................................................................................... 4
3. Этническая иерархия................................................................................ 4
4. Этногенез...................................................................................................... 4
5. Фазы этногенеза......................................................................................... 5
6. Заключение.................................................................................................. 6
7. Список использованной литературы.................................................... 7
Введение
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – этносов. Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), – не просто ученый, доктор географических и доктор исторических наук, но один из интересных авторов, повествующий о малоизвестном прошлом народов нашей Земли. В начале 90-х годов. Л.Н. Гумилев создал новую науку этнологию. Его теория долгое время замалчивалась и искажалась официальной наукой.
Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов (древние тюрки, хунну, монголы, хазары). В реферате
дается общий обзор ее основ.
1. Понятие этноса.
Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности (подсознательной взаимной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов, определяющей деление на «своих» и «чужих»), и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени.
Этносы образуются разными способами: сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства, швейцарцы – вследствие войны с австрийскими феодалами. Задача теории Л.Н. Гумилева уловить в этом общую закономерность.
В реальном историческом процессе имеют место этнические контакты:
2. Этническая иерархия.
Крупнейшей единицей после человечества в целом является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе в результате одного пассионарного толчка, взаимосвязанных политически, идеологически, экономически, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов
Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.
3. Этногенез.
Начало этногенеза напрямую связано с внезапным изменением генофонда живых существ, с мутагенезом. Это происходит в определенном месте, в определенное время в результате внешнего воздействия.
Генетическим признаком новой популяции является повышенная активность ее членов к действию. Избыток биохимической энергии живого вещества биосферы, которым они наделены, позволяет им применить эту энергию в качестве организаторов и исполнителей. Этот генетический признак у Л.Н. Гумилева назван пассионарностью. Это новый параметр этнической истории. Пассионарность проявляется в непреоборимом стремлении действовать, изменять окружающее. Они сражаются с захватчиками, организуют походы с покорением народов, сражаются за отвлеченные идеалы, жертвуя жизнями.
Пассионарность – наследственный признак, видимо рецессивный, потому что он передается, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Это объясняет возможность этносов к регенерации.
Процесс прохождения суперэтносом всех стадий своего развития (фаз этногенеза), протекающий от момента возникновения этнической системы, в результате пассионарного толчка, до ее перехода в этнический гомеостаз или исчезновения называется этногенезом.
4. Фазы этногенеза.
Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, характеризуемых определенным уровнем пассионарного напряжения и соответствующим ему стереотипом поведения.
Фаза подъема – период повышения уровня пассионарного напряжения, вследствие пассионарного толчка. В данной фазе выделяются два периода: скрытый или инкубационный (от момента пассионарного толчка до появления этноса как новой системы) и явный, связанный с политическим оформлением нового этноса и усложнением его структуры (увеличение числа субэтносов). Стереотип поведения: «Будь тем, кем ты должен быть», как способ утверждения прав нового этноса среди соседей. Фаза продолжается около 300 лет.
Фаза акматическая – наибольший подъем пассионарности. В течение этой фазы пассионарные перегревы сменяются временными спадами. Люди перестают работать на общее дело и начинают бороться каждый сам за себя. Императив поведения: «Будь самим собой!». Обычно эта фаза сопровождается внутренним соперничеством и резней. Фаза длится около 300 лет.
Фаза перегрева – избыток пассионарного напряжения, приводящий к внутренним катаклизмам и снижению резистентности системы (т.е. способности сопротивляться внешним воздействиям), продолжается около 300 лет.
Фаза надлома – характеризуется резким снижением пассионарного напряжения и увеличением доли субпассионариев (это человеческие особи, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения.). Императив: «Мы устали от великих». Надлом сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Это самая болезненная фаза, начинающаяся на заключительном участке демографического взрыва и заканчивающаяся демографическим спадом. Продолжается 150 – 200 лет
Фаза инерционная – плавное снижение пассионарного напряжения, которое приводит к стабилизации этноса после надлома. Это период расцвета цивилизации, наступает эпоха накопления культурных ценностей. Стереотип поведения в этой фазе: «Будь таким как я». Фаза длится около 300 лет
Фаза обскурации – снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза (статического состояния, равновесия с окружающей средой), старение и исчезновение этноса как системы или превращение в реликт. Заметную роль начинают играть субпассионарии. Их стереотип поведения: «Будь таким, как мы» – становится стереотипом этноса в целом. Этнос теряет устойчивость, способность к самозащите почти равна нулю, и, поэтому, не каждому этносу дано эту фазу пережить. Продолжается около 100 лет.
Фаза регенерации — возможное восстановление этнической системы после фазы обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Однако эта фаза лишь короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза.
Фаза мемориальная – от этноса остаётся реликт, состоящий из гармоничных особей, которые, в отличие от пассионариев, ничего не стремятся менять, и являются носителями статического состояния, этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.
Несмотря на то, что этногенезы происходят в совершенно разных условиях, в разное время и в разных точках земной поверхности, тем не менее, путем эмпирических обобщений Л. Гумилеву удалось установить идеализированную кривую этногенеза (зависимость пассионарности этноса от времени)
Заключение
Теория Л.Н. Гумилева имеет большое значение для понимания исторических судеб народов и, прежде всего, Российского суперэтноса. Выводы могут быть сделаны как на глобальном уровне при принятии политических решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим окружением.
Теория Л.Н. Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия.
Благодаря данной теории существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.
Список использованной литературы
Гумилев Л.Н. Внутренняя закономерность этногенеза (Ландшафт и этнос: XIV). - «Вестник ЛГУ», 1973, № 6, вып. 1.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометео-издат, 1990.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.