с Алкмеонидами". Все это были владельцы крупных земельных участков, составлявших
значительную часть территории Аттики. По афинским законам, земли изгнанных
конфисковывались; вероятно, Писистрат разделил их как государственную землю
между беднейшими крестьянами на тех же основаниях, что и территорию Саламина, т.
е. с запрещением продавать, закладывать и сдавать в аренду
ПИСИСТРАТ
33
Писистрат считал себя завоевателем и абсолютным владыкой Аттики. В основном он
прибегал к двум мерам, разоружению граждан и обложению налогом доходов с земли
Сюда же относились и силовые меры предосторожности, направленные против его
врагов: сыновей аристократов, чтобы держать их семьи в страхе, Писистрат велел
взять в заложники и отправить на остров Наксос.
Некоторые из аристократических родов остались в Аттике, подчиняясь и угождая
Писистрату. Это была не торговая знать, не Алкмеониды, а знать старого
землевладельческого типа - прежде всего род Филаидов
Писистрату не составило труда разорить и обессилить земельную аристократию, но,
даже изгнав Алкмеонидов, он не мог нанести чувствительного удара по торговой
партии. Единственным эффективным способом борьбы с ними было открытие новых,
более выгодных рынков. Впоследствии Писистрату удалось захватить ключ к хлебу -
Сигей на Геллеспонте.
Как представитель партии диакриев Писистрат в первую голову занялся реформой
мелкого крестьянства Он значительно расширил крестьянский земельный фонд,
наделив крестьян участками (клерами) из конфискованных земель Это были земли
аристократии в самой Аттике, а также на Саламине, на Лемносе, а вероятно, и в
других владениях Афин (на фракийском Херсоне-се, в Сигее, в Рэкеле и т д.).
Чтобы эти меры принесли результаты, он щедро выдает вновь наделяемым крестьянам
из казенных сумм ссуды и пособия на покупку скота, орудий, инвентаря и
необходимые расходы.
Далее, одной из причин быстрого разорения крестьянства в досолоновс-кую эпоху
было то, что суды находились в городе, в самом гнезде аристократии, и состояли
из аристократов, тогда как крестьянина, ничего в законах и судах не понимавшего,
легко было обмануть и обобрать Писистрат переносит суды (разбиравшие, вероятно,
чаще всего земельные споры, возникавшие на почве переделов последних лет) в
деревню и назначает разъездных судей из верных адептов крестьянской партии. Он
лично объезжает крестьянские хозяйства. Писистрат превращает в важнейший
государственный праздник крестьянский праздник Диониса и официально предписывает
крестьянам носить их старинный национальный костюм - "катонаку". В то же время,
пытаясь остановить стихийный процесс переселения разоренных крестьян в город, он
велит наказывать крестьян, слоняющихся по городу в поисках заработка (по
сельской одежде крестьян легко было распознать в толпе)
Геродот считает, что основной опорой его тирании, кроме наемников, были доходы,
поступавшие частью из Аттики, частью с Пангейских рудников Аристотель же четко
называет "десятину" от урожая, то есть регулярно выплачиваемый прямой налог в
размере 10 процентов Ежегодное повышение земельного налога в пользу тирана
коснулось всех землевладельцев, и крупных, и мелких. Без сомнения, властитель
повышал налоги в свою пользу, а не в пользу общины Афин, которая ни до, ни после
тирании не знала таких больших налогов Еще один источник дохода тирана -
серебряные копи в Лав-рийских горах. Добываемый там драгоценный металл вместе с
тем, что давали Пангейские рудники, позволял ему чеканить монету и тем самым
оплачивать наемное войско, а также расходы на строительство, празднества в честь
богов и содержание собственного двора
Писистрат стремился лишь к тому, чтобы на высших выборных должностях по
возможности находились члены его семьи или, по крайней мере, сговорчивые люди,
поскольку же бывшие архонты заседали в ареопаге пожизненно, он мог оказывать тем
самым решающее влияние на его состав. Такую
34
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
тактику мог бы осуществлять любой влиятельный гражданин, и некоторые аристократы
до Писистрата так и пытались действовать, но за ними не стояли сторонники в
городе, постоянно готовые к действию, и не было той военной силы, которая делала
пожелания Писистрата непререкаемыми Писистрат силой покорил родной город и
навязал ему свою волю Даже если он затем формально соблюдал законность,
фактически это была монархическая власть, опиравшаяся на наемные войска и
обложившая граждан налогами в свою пользу При ней, как отмечал Аристотель,
законы Солона стали "невидимыми", дух его законов больше не ощущался
Во внешней политике Писистрата можно назвать предшественником Фе-мистокла и
деятелей Афинского морского союза Он направил свое внимание прежде всего на
Делос, религиозный центр всех ионян Он всячески хотел (как и Солон) подчеркнуть,
что Афины (жители которых несколько отличались по языку от ионийцев, хотя и были
близки к ним) не только ионийский город, но и столица всех ионян
Писистрат высадился с войском на Наксосе и овладел городом, посадив здесь
тираном Лигдамида, оказавшего ему помощь в походе на Афины Таким образом, Наксос
оказался в фактической зависимости от Афин Благодаря Лигдамиду власть на Самосе
удалось захватить Поликрату, очевидно, и с ним Писистрат поддерживал
дружественные отношения
Но наибольшую важность для Писистрата имело обеспечение пути к хлебу, идущему из
Северного Причерноморья Аттический крестьянин быстро переходил от хлебных
культур к более выгодным культурам оливы и винограда, поэтому он стал нуждаться
в привозном зерне Нуждался Писистрат и в новых колониях, куда можно было
переселить часть населения Кроме того, расширение торговли было выгодно
населению Афин
Огромное количество аттических ваз эпохи Писистрата, а также монет и
металлических предметов, найденных в Северном Причерноморье, особенно в Ольвии,
показывают, насколько оживленным был товарообмен с Аттикой в это время Эти
товары шли далеко вверх по Днепру, откуда, вероятно, в обмен на них получдли
янтарь Но этим не ограничивались торговые связи Писистрата художественную посуду
эпохи Писистрата находят в Египте (в Навкра-тисе) и в Этрурии (Италия) С этим
вполне согласуется то, что, по свидетельству одного из источников, египетский
фараон Амасис присылал в Афины корабли с хлебом
Культурная деятельность Писистрата в известном смысле была частью его
международной политики, так как, между прочим, имела целью привлечь к Афинам
внимание иностранцев Писистрат построил ряд прекрасных храмов и статуй,
например, храм Афины Паллады и Зевса Олимпийского, соорудил водопровод Писистрат
приглашает в Афины рапсодов (исполнителей Гомера) и заставляет их по порядку
декламировать "Илиаду" и "Одиссею", а писцам записать эти поэмы Возможно, что
при этом были сделаны небольшие вставки в текст в интересах Афин Далее,
Писистрат и его сын Гиппарх приглашают в Афины самых выдающихся поэтов своего
времени Анакреонта из Теоса, Ласа из Гермионы, Симонида из Кеоса
Писистрат настолько укрепил свою власть, что в 527 году, после его смерти,
власть без всяких потрясений перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппар-ху,
продолжавшим править в том же духе, что и их отец Фактическим руководителем
государства был Гиппий, интересы Гиппарха лежали, главным образом, в области
литературы и искусства
ПОЛИКРАТ
35
В Афинах тирания была более устойчива, чем в других местах, так как она до 513
года обходилась без террора и превратила Афины в богатейшее и влиятельнейшее
государство Греции Недаром тиранию называли "золотым веком", "веком бога
Кроноса" Очевидно, для возникновения сильной оппозиции должны были существовать
особые причины недовольства
ПОЛИКРАТ
(?-522 или 523 до Р. X.)
Тиран (правитель) на острове Самос (приблизительно с 540 года). Осуществил
государственную чеканку монеты, создал военный и торговый флот и армию, боролся
с городами Малой Азии и островов Эгейского моря за торговые пути.
Наиболее блестящим из тиранов и притом опиравшимся, по-видимому, на торгово-
ремесленный класс, был Поликрат с острова Самос
К концу VI века Самос достиг расцвета, об этом можно судить по дошедшим до нас
остаткам керамики, живописи и скульптуры Самосскую керамику находят при
раскопках в различных частях Греции (исключая лишь район Черного моря и Хал-
кидики, куда самосцев не пускали милетяне и коринфяне) - именно на Родосе,
Кипре, в Египте, Сицилии, Италии и Карфагене Это свидетельствует о наличии
широких торговых связей и сильного флота
Аяакес, отец Поликрата, скорее всего не был тираном такой вывод можно сделать по
тому, как Поликрат пришел к власти Он собрал в гетерию представителей своего
сословия, посулив им щедрое вознаграждение, и вместе с ними и родными братьями
Пантагностом и Сило-соном силой захватил Самос (537-538) Произошло это во время
большого праздника Геры, когда жители города отправились в святилище,
находившееся в полутора часах ходьбы, и там сложили оружие Поликрат напал на
них, затем захватил важнейшие центры города, в том числе акрополь Поликрат
запросил военной помощи у Лигдама, тирана острова Наксос, и тот послал ему
войска
До 532 года братья правили совместно, затем Поликрат приказал убить Пан-
тагноста, а высланный Силосон нашел убежище при дворе персидского царя
Среди противников режима были прежде всего гаморы и другие состоятельные люди
Многие из них добровольно покинули остров, не желая ми-риться с тиранией В