кардинальных преобразований буржуазного типа Его дважды арестовывали, чтобы
заставить замолчать, но тщетно Расправу предотвратило решение высшего
духовенства возвести его в ранг "великого аятоллы", который носили менее десяти
шиитских религиозных деятелей и который обеспечивал свободу от юрисдикции
шахского режима Новый духовный сан давал Хомейни возможность претендовать на
роль руководителя шиитской общины Ирана Выйдя на свободу, он после полугодового
молчания публично осудил мошенничества на парламентских выборах, за что
подвергся 8-месячному домашнему аресту
В 1964 году Хомейни выступил против предоставления американским военным
советникам в Иране статуса дипломатической неприкосновенности и вскоре был
выслан в Турцию Спустя 11 месяцев он переехал в Ирак
Хомейни нашел убежище в священном для шиитов городе Неджефе, где рассчитывал
обрести благоприятные условия для религиозно-политической деятельности Он читал
лекции в религиозном учебном заведении и продолжил разработку своей концепции
"подлинного толкования" ислама и роли исламского лидера Ислам, по мнению
аятоллы, должен был возродиться в качестве идеологии "исламской революции" "Вера
- это форма убежденности, заставляющей действовать", "я действую - значит я
верую", - любил повторять Хомейни Следовательно, главный смысл человеческой
жизни - нести в себе веру, быть готовым защищать ее и даже умереть за нее
Много внимания Хомейни уделял и разработке концепции нового, "исламского
правления" Хомейни исходил из того, что абсолютная власть шахского режима - это
порождение сатаны, способствующее только разложению, разврату и коррупции, это
форма идолопоклонничества, греховное отрицание идеи божественного единства -
единства мнения, единства слово-выражения, единства действия Никакие компромиссы
с этим режимом невозможны единственный выход - замена монархии "исламской
республикой" Главное в такой республике - верховная власть священного Закона,
предписанного Кораном, пророком Мохаммедом и имамом Али Верховным же
толкователем священного Закона, высшим координатором деятельности всех органов
управления, духовным вождем, осуществляющим практическую власть, является
правитель из числа самых авторитетных религиозных деятелей - факих
Неджефский изгнанник, он тайно переправлял в Иран свои послания, которые
переписывались и распространялись в мечетях В одной из особенно зажигательных
проповедей аятолла критиковал шаха за устроенные осенью 1971 года пышные
торжества по случаю 2500-летия иранской монархии, обошед-
510
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
ХОМЕЙНИ РУХОЛЛА МУСАВИ
511
шиеся стране в миллионы долларов. Хомейни гневно обличал "императорский пир" над
"грудой истлевших костей" древнеперсидских царей и призывал к восстанию против
деспота. В 1977 году он призвал иранскую армию избавить родину от "шахской
чумы". Это послание было размножено в сотнях тысяч экземпляров и широко
распространено.
Мохаммед Реза-шах продолжал тем временем развивать идеи "белой революции":
совершить при жизни одного поколения "прыжок через столетия", перевести Иран "из
средневековья в ядерный век". Но упоенный амбициозными планами, монарх не
замечал как шаг за шагом подрывает основы своей власти.
Опубликованная 7 января 1978 года официозной газетой "Эттелаат" статья о
Хомейни, которую шиитское духовенство сочло вредной и клеветнической, стала
искрой, вызвавшей в Иране взрыв антишахского и антиимпериалистического движения,
принявшего к осени всенародный характер Безуспешно испробовав самые разные
средства борьбы с революцией, Мохаммед Реза в октябре разрешил Хомейни вернуться
на родину, но тот отказался возвращаться до тех пор, пока шах остается у власти.
Хомейни переезжает в пригород Парижа Нофль-ле-Шато Магнитофонные кассеты с
записью посланий аятоллы прокручиваются в десятках тысяч мечетей и на
бесчисленных городских базарах Ирана. Массы верующих в мечетях требуют прямого
вмешательства в управление государством духовенства, в котором видели
единственную силу, способную сохранить контакт с народом и действовать во имя
его интересов. Все это не могло не прибавить адептам религии уверенности в том,
что именно они способны осуществить чаяния народа.
Идолу "белой революции" и миражам "великой цивилизации" Хомейни противопоставил
свой идеал доисламского общества, в котором все слои населения станут жить как
братья, единой мусульманской общиной. "Не будь угнетателем, не будь угнетенным"
- вот девиз, которым будут руководствоваться все ее члены.
Политическое кредо Хомейни сводилось к двум главным целям: создание "исламского
государства" и уничтожение влияния западной буржуазной культуры. Достижение этих
целей, считал он, само собой приведет к "исламскому бесклассовому обществу",
"обществу всеобщей исламской справедливости". Для этого необходимо нравственное
усовершенствование людей путем восстановления в отношениях между ними исламских
моральных норм.
Вокруг Хомейни на общей идейной платформе объединились десятки миллионов людей
из самых различных социальных слоев. Выдвинутый им лозунг "справедливого
исламского строя" был привлекателен всеобъемлющим характером, благодаря чему
каждый мог видеть в нем воплощение собственных представлений об обществе
равенства и справедливости.
Превратившись к концу 1978 года из бесплотного символа революции в ее реального
вождя, Хомейни молчаливо согласился на то, чтобы его величали имамом -
беспрецедентный случай в истории иранского шиизма.
Ближайшее окружение Хомейни в эмиграции составляли относительно молодые
представители "исламской интеллигенции", получившие образование на Западе и
долгое время готовившие себя там к участию в будущем "исламском государственном
правлении". Они многое сделали для придания аятолле вполне респектабельного
облика в глазах мировой общественности.
Могучее, беспрецедентное по охвату широких слоев населения, ежедневному накалу и
самопожертвованию общедемократическое движение заставило шаха уже 16 января 1979
года покинуть пределы Ирана - как оказалось, навсегда. А спустя две недели
Хомейни с триумфом вернулся в страну.
Хомейни санкционировал негласные контакты и переговоры с эмиссарами президента
США, руководством иранской армии и премьер-министром шахского правительства
Бахтияром. Главная цель состояла в том, чтобы методами политического давления
обеспечить мирный переход власти, в связи с чем представителям США были даны
"клятвенные заверения" относительно безопасности американского военного и
гражданского персонала в стране и секретной военной техники, а начальнику
генштаба вооруженных сил Ирана генералу Аббасу Карабаги - "гарантии
неприкосновенности" высшего офицерства и "заверения" в сохранении целостности
армии.
В день с 9 на 10 февраля в столице неожиданно для Хомейни и его штаба началось
вооруженное восстание, вызванное нападением шахской гвардии "бессмертных" на
учебную базу военно-воздушных сил. 10 февраля трудящиеся Тегерана вместе с
боевыми отрядами левых организаций нанесли тяжелое поражение "бессмертным". С
утра 11 февраля восстание охватило все население города. Повстанцы захватили
главные управления полиции и жандармерии, тюрьмы, здания меджлиса, радио и
телевидение, шахские дворцы. Положение на улицах города полностью вышло из-под
контроля имама, представители' которого даже в это время продолжали переговоры с
Бахтияром и военным командованием.
События 11 февраля с еще большей силой выявили способности Хомейни обращать себе
на пользу свои же упущения. Утром того же дня Высший военный совет Ирана принял
решение о "нейтралитете" вооруженных сил в происходящих событиях, о поддержке
"требований народа" и отводе войск в казармы. Тем временем новый премьер-министр
Базарган, назначенный аятоллой еще 5 февраля, начал устанавливать контроль над
важнейшими органами государственной власти. Сам имам выступил с двумя
обращениями к народу, призвав его сохранять готовность к возможной защите от
"смутьянов", соблюдать "спокойствие в порядок".
Утром 12 февраля Хомейни и его сподвижники уже держали в своих руках все рычаги
управления. Новый премьер объявил о первых и наиболее важных назначениях в
правительстве, в которое не вошел ни один представитель левых сил, ни один
трудящийся. Хомейни, ставший фактическим правителем Ирана с широчайшими
полномочиями, одержал полную и окончательную победу над своим заклятым врагом -
шахом Мохаммедом Реза Пехлеви.
С 1 марта 1979 года, с трудом добившись некоторого успокоения в Тегеране, имам
покинул столицу и переехал в Кум. Здесь, в небольшом полутораэ-тажном доме, в
комнате, лишенной всякой мебели (лишь постель на полу и книги), которая станет и
жилищем и канцелярией, сидя на ковре в окружении ближайших советников, в
основном родственников, имам будет принимать посетителей, в том числе
официальные иностранные делегации. Жизнь его будет так же проста и скромна, как
у пророка: первая молитва до рассвета, чтение Корана, скудный завтрак, работа,
дневной сон и т. д.
Отныне все дороги должны вести в Кум, место пребывания фактического правителя
страны. Сюда каждый четверг будут ездить премьер-министр с члена-
512
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
ми кабинета, а в остальные дни - другие официальные и неофициальные (но главные)
лица.
Хомейни провозгласил начало "правления аллаха" в Иране, а страна получила