главнокомандующего. Спустя десять дней имам позволил клерикалам поставить в
меджлисе вопрос о "политической компетентности" Банисадра Обвиненный в развале
экономики, просчетах в ведении военных действий и вообще в отходе от "курса
имама", президент был смещен со своего поста Вскоре он тайно бежал из страны.
СОМЕЙНИ РУХОЛЛА МУСАВИ
515
Волна террора, захлестнувшего страну в результате противоборства режима и
леворадикальной оппозицией, унесла жизнь многих близких имаму деятелей - аятоллы
Бехешти, премьер-министра Раджаи и других. Но недостатка в людях, готовых
содействовать переходу к прямому правлению духовенства, не было. В сентябре 1981
года президентом Исламской Республики стал представитель среднего звена духовных
лидеров - ходжат-оль-эслам Али Хо-сейни-Хаменеи. Все другие руководящие посты
также заняли либо религиозные, либо преданные им светские деятели. Впервые взяв
на себя непосредственное руководство государственным управлением, духовенство
тем самым поставило себя в положение, в котором ранее находились Базарган и
Бани-
садр.
В поисках новых приемов мобилизации масс для борьбы с вооруженной оппозицией
Хомейни поставил вопрос о превращении всего населения страны в добровольных
осведомителей органов безопасности. Из его тщательно охраняемой резиденции,
окруженной зенитными орудиями и средствами наземной защиты, периодически
раздавались призывы к созданию по всей стране сети взаимной слежки и всеобщей
подозрительности. Доносы родителей на детей, детей - на родителей, братьев и
сестер, а всех вместе - на знакомых, соседей, друзей возводились в ранг
национального и религиозного долга. С течением времени имам смог решить главную
свою задачу: вооруженной оппозиции не удалось перейти от политических убийств к
уличным боям, и к концу 1982 года размах и результативность ее деятельности
значительно ослабли.
Это позволило Хомейни и руководимым им исламским властям с начала 1983 года
развернуть наступление на левые силы, в основном на коммунистов в лице Народной
партии Ирана и близкие к ней организации. В стране практически не осталось
организованных политических сил, способных составить реальную альтернативу
исламскому режиму. С политической арены были устранены не только бывшие союзники
по антишахской коалиции, но и многие ближайшие сподвижники и доверенные лица
Хомейни. В сентябре 1982 года был казнен Готбзаде, еще недавно являвшийся правой
рукой Хомейни. Репрессиям подверглось и большое число религиозных деятелей
среднего звена, считавших установившиеся в стране формы тоталитарного режима
противоречащими демократическим традициям шиизма. Да и имам постепенно перестал
апеллировать к народу. Место трудящихся масс, ранее периодически выводимых на
городские площади и улицы на "демонстрации единства народа и имама", заняли
созданные духовенством военизированные организации и подкармливаемые в мечетях
"профессионалы манифестаций" из "партии Аллаха".
В последующие годы Хомейни, согласно все шире распространявшимся слухам, из-за
состояния здоровья посвящал государственным делам не более одного-двух часов в
день, а время от времени позволял себе длившиеся до трех недель (а иногда и
месяц) "периоды затворничества". Отрезанный от народа волной репрессий (по
данным оппозиции, насчитывалось 50 000 казненных и 140 000 политзаключенных),
имам был озабочен главным образом проблемой обеспечения преемственности власти.
С декабря 1982 года имам стал открыто говорить о начале периода "стабильности и
строительства", "мира и безопасности", о необходимости положить конец
"произвольным арестам и незаконным конфискациям", строго
516
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРО1
БАТИСТА-И-САЛЬДИВАР РУБЕН ФУЛЬХЕНСИО
517
соблюдать "священный принцип" частной собственности и другие "свободь личности".
За этими словами, как правило, следовали и реальные меры noi удовлетворению
требований крупного капитала С течением времени с согла-| сия имама многие из
национализированных ранее промышленных и других! предприятий, а также земельных
владений были возвращены прежним их соб-[ ственникам.
Вместе с тем Хомейни бдительно следил за осуществлением социально-
благотворительных программ помощи в виде безвозмездных пособий и услуг низшим
слоям населения.
Хомейни удалось, хотя и с большим трудом, добиться признания своим преемником
аятоллы Хосейна Монтазери, религиозного деятеля, не обладавшего и долей той
популярности, которой пользовался имам Однако назначение Монтазери, состоявшееся
в ноябре 1985 года и получившее подтверждение в июле следующего года, не мешало
ни Хомейни, ни близко стоящему к нему председателю меджлиса ходжат-оль-эсламу
Али Акбару Хашеми-Раф-санджани постоянно "подрезать крылья" преемнику имама,
чтобы крепче держать его в руках
В области внешней политики уже с конца 1981 года политика "блестящей изоляции"
стала нарушаться систематически и целенаправленно, а спустя три года Иран
приступил к планомерному установлению и расширению своих связей с внешним миром,
используя тактику нажима и переговоров При этом тайный ввоз оружия из таких
стран, как Израиль и США, с которыми Иран не имел дипломатических отношений,
осуществлялся под прикрытием проклятий в адрес "империализма" и "сионизма", с
которыми выступали деятели исламского режима
Подчинив внутреннюю и внешнюю политику страны потребностям и нуждам войны с
Ираком, Хомейни изо дня вдень призывал население быть готовым вести ее в течение
десятилетий
В июле 1988 года Хомейни удивил не только иранцев, но и весь мир; выступив с
заявлением, в котором без всяких предварительных условий высказался за
прекращение военных действий и начало переговоров с Ираком Принять это решение,
сказал он, было гораздо тягостнее, чем проглотить яд
Война обострила и без того острые разногласия в правящих кругах страны, часть их
опасалась, чтобы прорывающееся иногда наружу недовольство отдельных групп
населения продолжением военных действий и вызванными ими тяготами не переросло в
массовый взрыв В конце марта 1989 года Хомейни вынудил уйти в отставку своего
официального преемника, неоднократно призывавшего положить конец "тысячам
казней" и изменить представление об Иране как "стране убийц". За несколько дней
до этого Хомейни поставил в упрек Хашеми-Рафсанджани чрезмерное внимание к
проблемам инфляции и безработицы. Экономические вопросы не должны отвлекать
государственных деятелей от их основной задачи - создания "всемирного исламского
государства", а народ готов заплатить за это лишениями, заявил имам Возрождение
"идеалов революции" теперь ему виделось в продолжении спора с Ираком в ходе
мирных переговоров, которые велись с августа 1988 года под эгидой ООН, и в таких
кампаниях, как дело британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди,
осужденного имамом в феврале 1989 года на смерть за "оскорбление" ислама в
"Сатанинских стихах"
В условиях искусственно форсируемой шахом капиталистической индустриализации
страны по западным образцам ближайшая насущная задача рево-
люционной антишахской борьбы состояла в смягчении, амортизации последствий
несбалансированного буржуазного развития. Эту задачу политика Хомейни решила по-
своему разрушения, причиненные одной только войной с Ираком, по некоторым
данным, достигли астрономической суммы в 700 миллиардов долларов Сразу после
прекращения военных действий западный деловой мир не без поощрения местных
властей начал активно готовиться к "восстановительному периоду" в Иране
В январе 1988 года Хомейни предельно откровенно раскрыл свое отношение к этому
вопросу В противовес всем прежним представлениям и даже некоторым из собственных
высказываний он заявил, чю власть государства не может быть ограничена рамками
божественных предписаний Государственное управление превыше всех других
религиозных обязанностей, включая молитвы, пост, паломничество Если выполнение
этих обязанностей придет в противоречие с "интересами ислама", государство может
наложить на них запрет, поскольку власть правительства важнее "исламского
закона"
Хомейни умер 3 июня 1989 года, когда ему было далеко за восемьдесят
БАТИСТА-И-САЛЬДИВАР РУБЕН ФУЛЬХЕНСИО
(1901-1973)
Диктатор Кубы в 1934-1944 и 1952-1958 годах, официально занимал пост президента
в 1940-1944 и 1954-1958 годах. Свергнут в ходе Кубинской революции. Умер в
эмиграции.
Рубен Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар родился 16 января 1901 года в местечке
Вегитас, муниципии Банес, на севере кубинской провинции Ори-енте По
происхождению мулат (с примесью китайской крови по деду), выходец из бедной
крестьянской семьи Шести лет пошел в начальную школу, потом учился в вечернем
классе квакерской школы С раннего детства трудился на плантации сахарного
тростника, помогая семье зарабатывать на жизнь В 14 лет устроился учетчиком,
затем работал тормозным кондуктором на железной дороге
В 1921 году Фульхенсио попадает в казармы
4-го пехотного полка на окраине Гаваны Армия Кубы в то время была наемной, и
скромное жалованье солдата обеспечивало безбедное существование В середине
двадцатых годов Батиста служил в сельской гвардии, выполнявшей полицейские
функции, затем был переведен в столичные форты Атарес и Кастильо-де-ла-Фуэрса
Его служебное рвение было замечено начальством, оценившим также его знания
стенографии Батиста был прикомандирован к генеральному инспектору армии,