переведена в швейцарские банки, а на аэродроме военного городка Колумбия второй
месяц стоял наготове самолет "дакота".
Между тем отряды повстанцев подходили к столице. В ночь под Новый 1959 год
Батиста с женой и ближайшими приспешниками улетел в Доминиканскую Республику,
бросив почти все личные вещи. Утром Нового года несколько самолетов из Кубы
приземлились также в Новом Орлеане и во Флориде. В них находилось несколько сот
высокопоставленных беженцев из Гаваны, включая старшего сына диктатора. 2 января
передовые части Повстанческой армии вступили в Гавану.
У хозяина Доминиканской Республики Р. Трухильо вместе с Батистой укрылись более
ста его приспешников. Затем он перебрался в Португалию, под защиту диктаторов
Салазара, и с сентября 1959 года жил на острова Мадейра, а затем - близ
Лиссабона. Конец жизни он провел в Испании. Награбленное у страны богатство
позволило не знать забот. Батиста после бегства с острова поселился в Испании,
где его приютил диктатор Франсиско Франко Умер он 6 августа 1973 года.
СУКАРНО
527
СУКАРНО
(1901-1970)
Президент Индонезии в 1945-1967 годах. Один из основателей Национальной партии
Индонезии (1927) и затем ее председатель.
Сукарно родился на восходе солнца в 1901 году в городе Сурабае, в семье
мусульманина и индуистки, и был наречен Кусно. По яванскому поверью, появившийся
на свет в год Быка да еще на восходе солнца - избранник судьбы, которого ожидает
героическое будущее. Но "избранник" рос слабым и болезненным ребенком, и отец,
свято веря, что все болезни сына проистекают из-за неудачного имени, дал ему
другое - Карно, имя героя-воина древнеиндийского эпоса Махабхараты. И чтобы он
как можно лучше мог исполнить свое предназначение, прибавил к нему еще префикс
превосходной степени "Су", буквально означающий "лучший".
Сукарно стал заложником своего имени. Мальчик бредил подвигами, победой добра
над злом, которую может одержать сильная личность, герой-спаситель. О завете
быть "вторым Карно" отец напомнил юноше, когда он покинул семью, чтобы
продолжить образование в одной из лучших школ Восточной Явы.
Пройдя через "очаг национализма" - так называли дом лидера "Сарекат ислама"
("Союз ислама") Чокроаминото, в котором несколько лет прожил Сукарно, - он из
мальчика превратился в мужа В прямом и переносном смысле: женился на Утари, 14-
летней дочери учителя, и стал политическим бойцом.
Он первым догадался объединить три основных течения - национализм, исламизм и
марксизм, на которые распадалось освободительное движение. "Корабль, который
приведет нас к свободной Индонезии, - это корабль единства", - провозгласил он в
1926 году. Уже тогда честолюбивый молодой политик видел капитаном этого корабля
только себя. Сукарно удалось соединить несоединимое и, кроме того, создать
собственную партию - Национальную партию Индонезии - для завоевания власти. НПИ
сразу же заявила, что представляет интересы мархаэнов - большинства простого
народа. Его постоянно преследовала полиция. В 1929-1931 и 1933-1942 годах он
находился в тюрьмах или ссылках за участие в борьбе против голландского
колониального господства в Индонезии.
Но он не сдавался. Сукарно без устали ездил по всей стране, используя любую
площадку для своих зажигательных речей. Блестящий психолог, он прекрасно
чувствовал настроение аудитории и говорил то, что от него хотели услышать.
Наделенный актерским талантом, он разыгрывал перед собравшимися театр одного
актера. И все чаще и чаще его называют не иначе как Бунг-Карно, он становится
признанным вождем индонезийского народа.
Сукарно насаждал дух национализма во всех слоях общества и частях страны. Он
разрушил стену, которая отделяла различные народы Индонезии друг от друга.
Простые и знатные люди - все считали его своим лидером. Для них
I
528
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
он был Бунг-Карно - брат Карно. Они видели в нем пророка независимости Он был
объединяющей точкой, в которой сходились все чувства и помыслы, биение сердец.
На протяжении трех столетий индонезийцы безуспешно пытались сбросить с себя
голландский колониальный ошейник. Стране удалось вернуть независимость лишь в
середине XX века, когда во главе национально-освободительного движения стал
Сукарно.
Японцы вытеснили голландцев с архипелага в 1942 году Сукарно пошел на
сотрудничество с новыми властями. Это был компромисс, но во имя цели, к которой
он шел всю свою сознательную жизнь. Япония обещала предоставить независимость
Индонезии, но тянула с обещанием три года Сукарно и его ближайшие соратники
провозгласили Декларацию независимости республики через три дня после
капитуляции Токио во Второй мировой войне.
17 августа 1945 года Сукарно выступил с речью перед собравшимся у его дома
митингом. Он провозгласил независимость и призвал народ Индонезии взять судьбу
страны в собственные руки. Был поднят красно-белый национальный флаг Республики
Индонезии. Тайно использовав японскую радиостанцию, индонезийские патриоты
известили мир о рождении нового суверенного государства.
Народ добился независимости, но хозяином стал Сукарно, 18 августа 1945 года
Комиссия по подготовке независимости избрала его президентом страны. Конституция
наделяла первого президента неограниченной законодательной и исполнительной
властью. И он не замедлил этим воспользоваться. Один из первых его указов
предписывал всем гражданам приветствовать друг друга словом "мердека" (свобода)
и поднятием руки, пять пальцев которой символизировали провозглашенные Сукарно
пять принципов - индонезийский национализм, интернационализм или гуманизм,
дискуссия или демократия, социальное благосостояние и вера в Бога
22 августа Сукарно выступил с планом установления монопартийной системы. Но
провозглашенная "государственная" Национальная партия Индонезии так и не стала
реальностью: уже 31 августа президент "заморозил" ее формирование якобы для
того, чтобы исключить дублирование ею создаваемых Национальных комитетов
Индонезии. Таким образом в стране установилась монократическая форма правления,
возглавляемая Сукарно, при полном отсутствии выборных представительных органов
За первые десять лет своего существования республика прошла через оккупацию
Англией, войну с пришедшими вслед за англичанами голландцами, парламентаризм,
склочную, мелкую борьбу между 30 политическими партиями, народные волнения и
недовольство армии. И вернулась к тому, с чего начала, - к Конституции 1945
года. Страна, раздираемая политической борьбой, стояла на пороге гражданской
войны. С загадочной улыбкой Будды Сукарно наблюдал за этой политической грызней
у государственного пирога "Отец нации" выжидал, когда "дети" сами придут к нему
и попросят навести порядок. И они пришли и попросили.
После посещения СССР и других стран соцлагеря Сукарно решил, что пора И ввел в
стране "направляемую демократию" Он успокаивает народ- "Я не стремлюсь стать
диктатором, братья и сестры. Это мне не по душе Я - демократ... Но моя
демократия - не либеральная демократия". Он объявляет
СУКАРНО
529
в стране военное положение и отправляет очередной кабинет в отставку. В начале
апреля 1957 года президент Сукарно поручает "гражданину Сукарно" сформировать
новый кабинет. Затем распускает Учредительное собрание и ликвидирует оппозицию
справа и слева. Не уставая повторять, что действует в соответствии с желанием
народа.
Сукарно замкнул на себе все органы государственной власти - законодательной и
исполнительной. Весной 1960 года парламент не принял бюджет, президент
разгневался и распустил парламент.
Президент заявляет: "Я - Индонезия. Я - революция" - и навязывает стране
"индонезийский социализм". Он объясняет народу: "Наш социализм - это смесь. Идею
политического равенства мы заимствовали из Декларации независимости США Идею
духовного равенства - из ислама и христианства, научную идею равенства - из
марксизма. К этому мы добавили свою национальную самобытность - мархаэнизм Затем
мы внесли сюда принципы "готонг-ройонг", что означает жить вместе, работать
вместе и помогать друг другу во всем. Смешайте все это, и вы получите
"индонезийский социализм".
Это была горючая смесь. И чтобы она не взорвалась, высший законодательный орган
страны - Временный народный консультативный конгресс (ВНКК) - под давлением
Сукарно назначает его весной 1963 года пожизненным президентом страны Один из
царедворцев подводит черту - избрание вождя индонезийского народа является
политической необходимостью, так как он не только символ единства нации, но и
его гарант.
В это время 62-летний Сукарно женится в седьмой раз. Избранница - 23-летняя
яванка Харьяти. Яванцы начинают обожествлять своего президента Согласно яванским
поверьям, только богам и героям присуща необыкновенная сексуальная сила. Его
сравнивают с героем национального эпоса Ард-жуной, который имел 1000 любовниц.
Поведение Сукарно вызывает гордость у большинства индонезийцев. Сукарно льстит
это, но ему уже недостаточно быть национальным героем, он желает стать мессией
для всего мира.
В "Автобиографии" он заявил: "Всей моей жизнью руководила высшая сила. Я
выполняю волю Божью. Это - для чего я рожден".
Сукарно безукоризненно владел тактикой и стратегией политической борьбы, которая
всегда позволяла ему держаться на плаву. Он постоянно держал всех в состоянии
неопределенности, неустойчивости и напряженности, выход из которого знал только
он - Сукарно. Все проводимые им реформы бесславно провалились. В ряде городов не